«Риторика для дошкольников» Комплекс коммуникативно-лингвистических игр
материал (подготовительная группа)
«Риторика для дошкольников»
Комплекс коммуникативно-лингвистических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_dlya_doshkolnikov.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Риторика для дошкольников»
Комплекс коммуникативно-лингвистических игр
Название игры / возрастная группа | Задачи | Краткое описание | Примечание |
1. «Ну и шепоток – во весь роток» старшая группа | -Сформировать у детей знание о громкости речи, умение изменять громкость в зависимости от ситуации или от содержания высказывания | Детям предлагают послушать отрывок из текста: Кто сказал, что я горланю? Кто сказал, что я кричу? Я свою подружку Таню Новой песенке учу! Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» - Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? | |
2. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь» старшая группа | - Ввести в словарь детей словосочетания : громкая речь, тихая речь, говорить громко, слишком громко, достаточно громко; говорить тихо, слишком тихо, шепотом, недостаточно громко; - Развивать умение изменять громкость в зависимости от ситуации или от содержания высказывания; - Воспитывать уважение к собеседнику (внимательно выслушивать, не перебивая, вежливо отвечать на вопросы). | Чтение отрывка из песенки «Пожалуйста, тише»: В музее, кинотеатре и трамвае О том, о сем друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что как в лесу дремучем мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А между прочим , дождика все нет. <…> В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела, - Учтите, никому не интересно Все знать про ваши личные дела. | ВЫВОД: - нельзя громко говорить о своих личных делах, потому что нескромно и незнакомым людям не интересно. Если ты кричишь в музее, окружающим это неприятно, плохо слышно экскурсовода. Если ты говоришь громко в кино, то мешаешь людям смотреть фильм; - необходимо уметь регулировать громкость своей речи и знать, где можно, а где нельзя говорить громко. |
3. «За твоим языком не поспеть босиком» старшая группа | - Сформировать у детей представление о такой особенности устной речи, как скорость (темп), упражнять в умении изменять темп речи в зависимости от ситуации общения или от содержания высказывания; - активизировать детский словарь: темп речи, медленный, быстрый, нормальный. | Чтение стихотворения с изменением громкости и скорости голоса Была тишина, тишина, тишина… / Тихо, медленно. Вдруг грохотом грома сменилась она! / Громко, быстро. И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? / Тихо. Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… / Быстрее. Наверно сейчас барабанить он станет… / Тихо: прислушиваемся. Уже барабанит! Уже барабанит! / Громко, весело. Сначала педагог читает детям стихотворение, а дети по ходу текста изображают характер «дождика» постукиванием кончиков пальцев о крышку стола. | Повторное чтение стихотворения взрослым совместно с детьми. |
4. «Что за прелесть – это яркое, звонкое слово!» старшая группа | - Продолжаем развивать гибкость дыхания, учим регулировать громкость произношения слова; - Упражнять в четком произношении слов со звуком «щ», медленно проговаривая скороговорку; - Учить правильно формулировать вопросы; - Воспитывать интерес и уважение к родному русскому языку. | Ласковое слово – что вешний день. Яркое слово смущает сердце. Доброе слово лучше мягкого пирога. (Народные поговорки) | |
5. «Коробка добрых поступков» старшая группа | -Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу -Создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе -Воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки совершенные ,другими людьми. | Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. | Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки. |
6.«Я хороший» старшая группа | Развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны. | Игра проводится в небольшой группе детей, примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает: «Я хороший, потому что...» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети. | Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей. |
7.«Небоскреб» старшая группа | Развитие умения договариваться, работать в команде | Дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки. | Взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала. |
8.«Волшебный стул» старшая группа | Развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе. | Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться всем в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т. п. Ведущий задает вопросы: •Если бы вы были волшебниками, что вы подарили бы другу? •Что вы подарили бы самому себе? •Куда отправились бы путешествовать? | Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга. |
9.«Руки звери» старшая группа | Развитие умения с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами. | Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине у соседа справа. Ведущий говорит: «Ручка наша веселись и в лягушку превратись!» Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т. п. | Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно вы-полнять и левой рукой либо двумя руками одновременно. |
10. «Праздник вежливости» старшая группа | Обучение навыку проявлять внимание к окружающим, использовать в речи вежливые слова. | Ведущий объявляет о начале праздника вежливости и спрашивает детей, знают ли они, что вежливые люди — это люди, которые никогда не забывают благодарить окружающих. Дети передвигаются по комнате, подходят к любому из участников и благодарят его. Например: «Спасибо тебе за то, что ты дал поиграть мне со своей машинкой...» | Необходимо обратить внимание детей на то, что подойти следует как можно к большему числу играющих. |
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Название игры / возрастная группа | Задачи | Краткое описание | Примечание |
1. «Где я был, кого я видел» / старшая группа | - учить детей загадывать загадки об объектах живой природы, не называя их; - продолжать учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. | Перед детьми - сюжетная картина с изображением моря и морских обитателей. Педагог объясняет детям, что на картине изображено море, в глубинах моря живут морские обитатели, просит назвать морских обитателей, которых они видят. Дети перечисляют всех обитателей моря, которых видят на картине. Педагог предлагает детям составить загадки о морских обитателях по следующей схеме: сначала нужно выбрать на картине обитателя моря, внимательно посмотреть на него, отметить его характерные признаки, выделить, что у него есть, чего нет у других; перечислить эти признаки, не называя самого обитателя моря. | Главное в этой игре – умение выделять и описывать словами характерные признаки объекта, например: живёт в воде, дышит жабрами, имеет чешую, хвост, плавники. В игре можно использовать разные виды живых существ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы "Особенности обучения дошкольников риторике"
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ Выполнил:...
Гимнастика для дошкольников (комплекс).
Эт гимнастика будет интересна и воспитателям и родителям дошкольников. Все упражнения простые, сопровождются веселыми звуками. Деткам очень нравится заниматься по ней....
Риторика для дошкольников. «Секреты волшебницы Речи».
Выступление на педагогическом совете...
Использование риторики вразвитт креативного мышления дошкольников.
Для развития креативного мышления использую в своей работе приемы ТРИЗ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Новизна программы состоит в использовании нетрадиционных методов и приемов по развитию речи в процессе работы со сказками. В данной программе нами была разработана универсальная методическая схема...
Консультация для родителей на тему: «Элементарные основы риторики для дошкольников».
laquo;Элементарные основы риторики для дошкольников». Еще древний мудрец Аристотель сказал: «...
Риторика для дошкольников
Комплекс коммуникативно-лингвистических игр...