ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Новизна программы состоит в использовании нетрадиционных методов и приемов по развитию речи в процессе работы со сказками. В данной программе нами была разработана универсальная методическая схема  и модель, отражающая не только идею сказки, но и направленная на развитие активного словаря и  связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_1.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ 

ГБОУ «Школа № 842»

Дошкольное отделение, корпус 104

Принята на заседании

Педагогического совета

«__» ______________ 2018г.

Протокол № ________

Утверждаю

Директор ГБОУ «Школа № 842»

____________________ Т. А. Горина

                                               

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Уровень программы: УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Автор-составитель программы: ОРЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРООВНА

Москва, 2019

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Риторика для дошкольников» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Данная  рабочая программа представляет собой вариант программы организации дополнительного образования детей дошкольного возраста и предназначена для реализации с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Направленность программы «Риторика для дошкольников»:

  • по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
  • по форме организации – индивидуально – групповая;
  • по времени реализации – 1 учебный год.

Новизна программы состоит в использовании нетрадиционных методов и приемов по развитию речи в процессе работы со сказками. В данной программе нами была разработана универсальная методическая схема  и модель, отражающая не только идею сказки, но и направленная на развитие активного словаря и  связной речи.

Формирование коммуникативных навыков является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только при контакте со взрослыми людьми  дети усваивают общественно-исторического опыт своего народа. Овладение родным языком как средством общения и  способом познания, усвоение его норм и правил является одним из самых важных приобретений ребенка младшего школьного возраста. Развитие речи и  формирование словаря детей, овладение богатствами родного языка является одним из важнейших элементов формирования личности, освоение культурных ценностей не только своего народа, но и знакомство с культурой других народов тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетной задачей в языковом воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. На дополнительных занятиях творческого ряда педагог имеет прекрасную возможность создания у воспитанников ситуации успеха,  так необходимой маленькому ребенку, пришедшему в дошкольное учреждение,  для приобретения уверенности в собственных силах, создания положительного отношения к познавательной деятельности и формированию всех компонентов речи. А  активная деятельность  дошкольников имеет еще большие возможности в реализации поставленных нами задач, что и обусловило актуальность нашей работы.

Исследования, проведенные кандидатом педагогических наук Т.И. Зиновьевой и ее коллегами, показали, что в последние годы идёт увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением разнообразных неречевых функций, общей и мелкой моторики и количество детей-инофонов, для которых русский язык не является родным. Как результат - появилась тенденция к изменению мотивации образовательной деятельности детей, снизилась их творческая активность, недооценивается значение формирования связной речи, грамматически и интонационно оформленной, дающей возможность полноценного речевого общения  не только между детьми, но  и между ребенком и взрослым[50].

В связи со сложившейся ситуацией, необходимо максимально полно использовать потенциал образовательного учреждения. Для повышения эффективности работы по развитию речи в дошкольном учреждении нами была разработана программа дополнительного «Риторика для дошкольников».

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе педагогические средства, методы и формы наиболее эффективны для развития речи детей дошкольного возраста. При составлении данной  программы учтены психолого-педагогические и физиологические  особенности детей данного возраста. Программа «Риторика для дошкольников» разработана с учётом современных педагогических технологий и инновационных подходов к развитию речи ребенка. Работа по развитию речи посредством индивидуально – групповой работы построена на основе следующих принципов:

•        принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе);

•        принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая в активной творческой деятельности);

•          принцип интеграции (всестороннее развитие личности ребёнка младшего школьного возраста: общекультурное, социально-нравственное, интеллектуальное);

•        принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно – педагогических ситуаций, решение речевых задач);

•        принцип эмоциональной насыщенности (эмоциональная насыщенность тематики игровых упражнений,  дидактических игр, речевых заданий);

Близкая детям данного возраста тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают активный познавательный интерес и положительное эмоциональное отношение дошкольников, что позволяет достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. В соответствии с требованиями ФГОС ДО занятия включают в себя элементы здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, ритмопластика, ОРУ, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики).

    В силу возрастных особенностей детей, все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал с детьми предварительно  не выучивается. Во время занятия дети стоят или сидят  вместе с педагогом в кругу или полукругом. Такое расположение даёт педагогу возможность хорошо видеть воспитанников, а детям преподавателя, двигаться и  проговаривать речевой материал синхронно с ним.

 Цели программы: развитие всех компонентов речи и  формирование литературно-творческих способностей детей, включая артикуляционно-произносительную сторону, формирование активного и пассивного словаря, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй, всестороннее развитие личности ребёнка.

Задачи.

Учебно-познавательные:

1.Развитие лексико-семантического компонента языковой способности (обогащение, уточнение, активизация словаря).

2. Формирование активного словаря прилагательных у дошкольников.

3.Формирование практических навыков словообразования и словоизменения.

4. Обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов, которые еще встречаются в речи детей данного возраста.

5. Формирование навыков построения связного высказывания и включение в него имен прилагательных.

Развивающие:

1.Развитие общей,  мелкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие пространственно – временных отношений и ориентировка в них.

3.Развитие психо-физиологической базы речи.

4.Формирование умения четко координировать движения во взаимосвязи с речью.

Коммуникативные:

1.Формирование навыков общения (развитие диалога и монолога).

2.Овладение речевым этикетом, развитие правильной дикции.

Отличительной особенностью программы дополнительного образования «Риторика для дошкольников» от уже существующих программ в данной предметной области заключается в том, что на примерах, взятых из сказки (увлекательных для детей) описываются нестандартные методы и приемы работы по формированию словаря прилагательных младших школьников в процессе работы со сказкой, свободными продолжениями и переложениями  сказок (сказки народов мира)..

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена использованием в работе как со сказкой, так и в работе по формированию словаря технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллера. Занятия с детьми по данной методике связаны с использованием оригинальных моделей, схем, иллюстраций, отражающих идею и содержание сказки, помогающих узнать и закрепить новый лексический материал. Так же на практических занятиях большое внимание уделяется различным средствам изобразительной деятельности.

Программа данного курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, которые являются основными при работе по развитию речи детей дошкольного возраста:

- доступность;

- сознательность;

- наглядность;

- активность (деятельностный подход к обучению);

- индивидуальность;

Данная программа позволяет так же реализовать принцип педагогического сотрудничества.

Возраст детей: 4-6 лет.

Данная программа рассчитана на дошкольников среднего и старшего возраста. Занятия проводятся в группе от 5 до 10 человек, 2 раз в неделю по 30 минут.

Формы работы с детьми: предполагается индивидуальная, групповая и коллективная форма работы.

Виды деятельности: наблюдение, беседа, слушание, говорение, чтение художественной литературы, игры-драматизации, театрализованная деятельность, просмотр мультфильмов и презентаций по сказкам, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность в соответствии с психо-физиологическими особенностями детей данного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В результате освоения программы дети должны знать:

  • имя прилагательное обозначает признак предмета;
  • отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?;
  • чем имя прилагательное отличается от существительного и глагола (не называя части речи);
  • называть и различать жанры сказок.

Уметь:

  • подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;
  • строить связное высказывание, включать в него имя прилагательное;
  • целенаправленно слушать учителя, решая поставленную познавательную задачу;
  • ориентироваться в книге (на форзацах, в оглавлении, в условных обозначениях, страницах);
  • понимать сказочный текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить имена прилагательные, вычленять их, понимать смысл выделенного слова;
  • делать выводы по результатам совместной деятельности группы и педагога.

                 В области личных планируемых результатов будут формироваться следующие компетенции:

  • готовность и способность дошкольников к саморазвитию;
  • формирование внутренней позиция школьника (у детей старшего дошкольного возраста) на основе положительного отношения к учебной деятельности;
  • ценностное отношение к культуре народов мира;
  • формирование мотивации для дальнейшей исследовательской деятельности в области филологии, развитие интереса к родному языку.

      В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные компетенции.

Коммуникативные:

  • при затруднении обращаться за помощью к педагогу и сверстникам;
  • грамотно задавать и уметь отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • чётко формулировать собственное мнение и уметь отстаивать свою позицию;
  • предлагать помощь и сотрудничество не только сверстникам, но и педагогу;
  • уметь определять общую цель и пути её достижения;
  • уметь осуществлять взаимный контроль;
  • уметь вести устный диалог;
  • пробовать координировать совместную деятельность и принимать различные позиции во взаимодействии с партнёрами.

     Регулятивные:

  • уметь формулировать и удерживать познавательную задачу;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
  • уметь составлять план реализации действия и  вырабатывать последовательность выполнения задания;
  • адекватно реагировать на критику, спокойно  воспринимать предложения педагога, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
  • грамотно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • уметь выделять и формулировать то, что усвоено, и то, что нужно ещё усвоить ;
  • уметь отличать способ от результата действия;
  • уметь осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные:

  • уметь искать и выделять необходимую информации в различных источниках(в том числе электронные ресурсы), в разных формах (текст, схема, таблица, рисунок);
  • уметь собирать, обрабатывать и передавать информацию;
  • уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать по заданным критериям;
  • рефлексировать способы и условия действий;
  • уметь контролировать процесс и оценивать результат деятельности;
  • уметь строить простые рассуждения;
  • уметь применять и представлять полученную информацию;
  • уметь осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов воспитанники научатся:

  • свободно применять для поиска материала различные источниками информации;
  • в устной форме делиться своими мыслями, впечатлениями и наблюдениями.

 

Структура занятий:

-игра-беседа, рассказ педагога, обучающихся;

-cлушание, говорение;

-различные виды чтения;

-озвучивание сказок, пантомима, драматизация, театр теней;

-устный журнал, театрализованная деятельность;

-лепка из пластилина, соленого теста, глины;

-создание иллюстрации к сказкам с помощью рисования, аппликаций;

-конкурсы, викторины, праздники сказок;

- творческая деятельность: сочинение сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек, словарей-минимумов.

Способы проверки:

Во время занятий применяется тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в диалогах, выполнении творческих индивидуальных работ. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого ребенка, результатом которого может стать выполнение авторского творческого задания или выполнение задания по самостоятельно выполненному образцу.

Внеурочная деятельность не предполагает отметочного контроля знаний, поэтому актуально применить следующие критерии:

-оценка достижений самого ребёнка;

-оценка законченной творческой работы;

- участие в выставках, конкурсах, театрализованной деятельности, играх и т.д.

-реализация творческих задумок и идей.

Формы проведения итогов реализации программы:

Праздник-сказка «По страницам сказок», проект «Сказки народов мира».

Программа перспективного планирования работы по формированию словаря прилагательных в процессе работы со сказкой

Тема

Задачи

Методы, приемы

Октябрь

Тема месяца: я живу в Москве

Вводное занятие.

Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»

Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи: по страницам русских сказок.

Формировать грамматический строй речи. Работать над словосочетанием, продолжать учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь  прилагательных за счет работы над лексической стороной сказки.

Работа над связной речью: пересказ по серии сюжетных картин.

 Рассказывание сказки по серии сюжетных картинок.

 Дидактические игры: «Ответь на вопрос правильно»

«Кто сумеет похвалить»

«От каждого по словечку»

 Развивающая игра «Ах если бы…»

Подвижные игры:

 «У медведя во бору»,

«Волк во рву»

Проговаривание потешек.

Развивать монологическую речь, словесно – логическое   мышление. Упражнять в решении  художественно – эстетических задач. Воспитывать умение работать в команде, взаимоуважению, умению  не перебивать друг друга.

Продолжать активную работу по формированию активного словаря за счет эпитетов, фразеологических оборотов.

 Придумывание нового названия сказки совместно с детьми.

 Придумывание нового конца сказки и введение необычных, нехарактерных для этой сказки персонажей.

Показ сказки. Театрализованная игра.

Ноябрь

Тема месяца: я – житель земного шара.

Сказки: «Жихарка», «Хитрая лиса», «Три дочери» (татарская сказка)

Подвижные игры: «Совушка», «Не сорока, не ворона», «Тимербай»

Беседа «Незнакомые слова»

Систематизировать представление детей о лексическом  значении слов ( слова общего смысла, многозначные слова).

 Активизировать словарь прилагательных за счет работы с малыми фольклорными формами. Формировать грамматический строй речи путем умением подбирать названия качеств, действий, частей предметов. Продолжать работу по обогащению словаря детей синонимами, антонимами. Учить употреблять в речи местоимения, согласовывать их с именами прилагательными и глаголами. Продолжать работать над синтаксической стороной речи..

Развивать произвольную память и воображение.

Рассказывание сказки, составление модульной схемы.

 Игра – беседа.

Дидактические игры:

«Сказочная почта»

« Помоги закончить предложение»

«Назови другое слово»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Сочинение загадок и дразнилок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Декабрь

Тема месяца: волшебные подарки

Сказки : « Лисичка со скалочкой», «Золотое веретено»

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайка серенький сидит»

Лепка: «Мои любимые сказочные герои»

Беседа: «Народные приметы»

Продолжать работу над эмоциональной окрашенностью речи. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания с именами существительными и местоимениями, Подбирать к предметам названия качеств, действий. Активизировать словарь прилагательных за счет рассказывания маленьких сказочных историй. Продолжать учит детей рассказыванию по сюжетной картине. Создавать условия для самостоятельного решения творческих задач.

Чтение сказки.

Пересказ сказочного произведения с помощью иллюстраций различных авторов.

Придумывание нового названия сказки или игры.

Придумывание загадок, пословиц и поговорок.

Дидактические игры:

«Доскажи предложение»

«Он, она, оно»

«Интервью с героем»

Развивающие игры:

«А что было бы…»

«Да – нет»

Рассказ о своем любимом сказочном герое.

Январь

Тема месяца: мальчики и девочки

Сказки: «Каша из топора», «Заяц-хваста», «Гуси –лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Систематизировать представления о лексико- семантическом значении слов. Проводить работу по обогащению активного словаря детей притяжательными прилагательными в процессе подготовки праздника по народным обычаям.

Развивать умение детей составлять короткие рассказы, опираясь на модуль – схему. Продолжать развивать фонематическое восприятие детей посредством дидактических игр и упражнений. Продолжать работать над словообразованием.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Похвали соседа»

«Скажи ласково»

«Подумай и скажи»

«От каждого по словечку»

Развивающие игры:

«Я мечтаю о…»

«Хорошо-плохо»

Составление краткого рассказа с опорой на модуль– схему.

Придумывание нового названия сказки, введение новых персонажей.

Рисование новых героев, рассказы о них.

Выставка детских работ.

Подвижные игры: «Ветер и облака»,

«Мышеловка»

Конкурс загадок: «Придумай и расскажи»

Показ образца составления краткого анализа сказочного произведения.

Выполнение проекта « Широкая масленица»

Февраль

Тема месяца: моя семья, мои корни

Сказки: «Морозко», «Колобок», «Три медведя», «Снегурочка».

Подвижные игры: «Бояре», «Найди себе пару»

Народные обряды и традиции: масленица.

Продолжать работать над фонетической стороной речи (звуко-буквенный анализ слов) из прочитанных произведений.

Развивать словарь прилагательных путем работы над антонимами, синонимами, эпитетами, метафорическими высказываниями.

Продолжать учит детей пользоваться предметами – заместителями для составления модульных схем, пользоваться ими для рассказывания.

Развивать художественное восприятие и словесно–логическое мышление. Воспитывать отзывчивость, желание помочь

Рассказывание сказки.

 Игра – беседа.

Изображение героев с помощью геометрических фигур на модульной схеме. Пересказ сказки.

Дидактическая игра «Шиворот навыворот»

Придуманная истории. Конкурс масленичных историй.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание другого конца сказки.

Развивающие игры:

«Хорошо-плохо»

«Расскажи о…»

Ассоциативный метод. Подбери пять слов.

Март

Тема месяца: космос. Я – часть вселенной.

Сказки: «У страха глаза велики», «Два мороза»

Подвижные игры: «Два мороза», «Продавец горшков»

Весенние песенки и потешки. Разучиваем и придумываем.

Праздник «Масленица»

Продолжать развивать фонематическое восприятия, умение слышать звуки в слове и предложении.

Активизировать работу по формированию словаря прилагательных за счет знакомства с новыми словами.

Продолжать учить детей согласовывать слова, путем подбора нужной категории рода, числа и падежа.

Продолжать развивать умение говорить распространенными предложениями.

Развивать художественное творчество.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Дидактическая игра «Разные слова».

Ассоциативный эксперимент. Подбери пять слов.

Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.

Разучивание песенок и потешек.

Самостоятельное творчество детей.

Апрель

Тема месяца: космос. Я – часть вселенной

Сказки: «Сивка – бурка», «Царевна – лягушка», «Два лентяя»(ингушская народная сказка)

Проект: «Сказки народов России»

Подвижные игры: «Спутанные кони», «Тимербай»

Активизировать знания и представления о звуках и буквах. Работать над точностью речи: учить детей подбирать нужные слова, уточнять значение слов, классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания.

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры:

«Правда – ложь»

«Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу.

Совместное творчество родителей и детей.

Ассоциативный эксперимент. Подбери пять слов.

Май

Тема месяца: мы живем в России.

Сказки: «Мужик и медведь», «Три добрых совета», «Дока на доку»

Веселый клуб: «По страницам любимых сказок»

Народные промыслы: «Полхов-Майданская Аленушка»

Подвижные игры: «Море волнуется…», «Гуси-Гуси»

Сказка – праздник « В стране имени прилагательного».

Закреплять умение детей проводить звуко – буквенный анализ, вычленять фонему из слова.

Учить употреблять имена прилагательные в различных речевых ситуациях

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Развивать произвольную память, творческое мышление,  Воспитывать умение брать ответственность за команду на себя.

Дидактические игры: «Какой, какая, какое»

«Закончи предложение»

Придумывание сказочной истории про игрушку.

 Рисование сказочной истории про матрешку.

Игра -беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"

Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...

Дополнительная общеразвивающая программа «Английский для дошкольников»

В современных условиях возросла значимость изучения иностранного языка. Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личнос...

Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность дошкольника»

1.1  Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа «Финансовая грамотность дошкольника». Программа направлена на формирова- ние первичных экономических представлен...

Интерактивная игра "В гостях у сказки" в рамках дополнительной общеразвивающей программы для старших дошкольников

Интерактивная игра-викторина в формате презентации по русским народным сказкам....

Дополнительная общеобразовательная программа "Риторика"

Создание психолого-педагогических условий для развития у детей дошкольного возраста способности к творческому самовыражению, через овладение основами актерского мастерства, сценического движения...