Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гаркуша Диана Егоровна

Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»

Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;

составитель Гаркуша Д. Е.

педагоги, реализующие программу – педагоги Студии «Эксперимент»;

направленность программы – социально-педагогическая;

продолжительность реализации программы – 3 года;

уровни усвоения программы – начальный, основной;

Цели программы:

непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с педагогами и другими детьми

при решении познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских задач в соответствии с его

возрастными и индивидуальными особенностями;

обогащение интеллектуального, коммуникативного, социального, нравственного, эстетического, эмоционально-волевого развития ребёнка;

формирование универсальных способностей и компетенций в соответствии с возрастом;

развитие базиса личностной культуры, усвоение ребенком нравственных ценностей и социальных норм, что станет основой формирования

в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации;

обеспечение непрерывности, целостности, системности, преемственности дополнительного и начального образования;

формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, создание предпосылок к школьному обучению;

выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников.

возраст обучающихся – от 4-х до 7-ми лет.

Полный объем учебных часов – 1224;

количество часов по годам обучения:

1-й год обучения: 324 часа в год;

2-й год обучения: 396 часов в год;

3-й год обучения: 504 часа в год.

Недельная нагрузка и

1-й год обучения: 9 часов в неделю;

2-й год обучения: 11 часов в неделю;

3-й год обучения: 14 часов в неделю.

Режим занятий: расписание занятий студии «Эксперимент» (может изменяться).

 
 
G
M
T
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Text-to-speech function is limited to 100 characters
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Республики Крым

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ПРИНЯТО                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                                                    и. о. генерального директора

протокол № 1                                                                                      ГБОУ ДО РК

от «26» августа 2014 г.                                                                      «МЦТИ «Золотой ключик»

                                                                                                              _________Н.П. Пермякова

                                                                                                              приказ № 30

                                                                                                              от «02» марта 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЭКСПЕРИМЕНТ»

Возраст обучающихся – от 4 до 7 лет

Продолжительность освоения программы – 3 года

СОСТАВИТЕЛЬ

Гаркуша Д. Е., методист

ЕВПАТОРИЯ 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент». Она направлена на формирование общей культуры и предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольника; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, сохранение и укрепление его здоровья.

Программа Студии сформирована на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной на основе ФГОС и предназначенной для использования в дошкольных образовательных учреждениях для формирования основных образовательных программ.

Основные положения программы: 

программа носит развивающий характер;

программа помогает освоить специфику социальных отношений: в семье, со сверстниками и взрослыми, обеспечивает формирование ценностных установок;

программа обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, от игровой к творческой и учебной деятельности, она организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности.

В соответствии с этими теоретическими положениями составителями определена главная цель программы: развитие коммуникативных навыков для успешной социализации ребенка.

Цели программы:

непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с педагогами и другими детьми при решении познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских задач в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

обогащение интеллектуального, коммуникативного, социального, нравственного, эстетического, эмоционально-волевого развития ребёнка;

формирование универсальных способностей и компетенций в соответствии с возрастом;

развитие базиса личностной культуры, усвоение ребенком нравственных ценностей и социальных норм, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации;

обеспечение непрерывности, целостности, системности, преемственности дополнительного и начального образования;

формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, создание предпосылок к школьному обучению;

выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников.

Основные задачи программы:

формирование у детей нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях;

обогащение их конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;

приучение детей к дисциплине, самообслуживанию, уважению к педагогам и другим взрослым людям;

формирование у них интереса к учебной деятельности, развитие их познавательных и креативных способностей:

восприятия, устойчивого произвольного внимания,

мышления (наглядно-образного и словесно-логического),

памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно-двигательной), воображения и творчества;

расширение познавательных интересов;

формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: умения определять признаки и свойства предметов, группировать предметы по общим признакам, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать;

совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), развитие коммуникативных способностей, усвоение норм культуры речи;

формирование компетентностей:

интеллектуальной (владение универсальными способами действий);

языковой (способность строить общение со взрослыми и сверстниками);

социальной (проявление внимания к людям, заботы о них, способность понять интересы и проблемы другого человека, умение оказать помощь и попросить о помощи);

воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

развитие общеучебных умений и личностных качеств:

внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности;

нравственное и эстетическое воспитание средствами устного народного творчества, художественной и музыкальной литературы, музыки, декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Практическая значимость программы

Возможности дополнительного образования в становлении дошкольника очень велики, тем более что в современных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а работающие родители не имеют возможности  подготовить ребенка к школьному обучению. Формируя программу, педагогический коллектив студии раннего развития дошкольников «Эксперимент» особое внимание уделил потребностям и проблемам детей, не посещающих детский сад, он постоянно целенаправленно работает над формированием коммуникативной компетентности ребенка.

Составители программы полностью учитывают тот фактор, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.) определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных дошкольникам видах деятельности: игре, лепке, рисовании, конструировании, слушании музыки; музыкальным занятиям, занятиям по ритмике и хореографии. Такие виды деятельности позволяют дошкольнику быть активным, самостоятельным, уверенным в себе, способным решать постоянно усложняющие задачи и адаптироваться к учебной деятельности в школе.

Актуальное обоснование программы

Большинство родителей считает, что их ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако хороший уровень интеллектуального развития не всегда совпадает с личностной готовностью к школе – у многих детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивация, то есть сформированная «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения:

заинтересованное отношение ребенка к обучению и учебной деятельности;

наличие социальных мотивов обучения и умение подчиняться школьным требованиям.

Программа призвана сформировать у ребенка эту внутреннюю позицию учащегося: осторожно, очень корректно, посредством осуществления всестороннего воспитания и специальной подготовки к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе, а также предметов, способствующих развитию художественного вкуса.

Нами выделены основные проблемы, возникающие перед многими детьми, идущими в 1-й класс:

неумение различать звуки, затруднения в составлении слогов;

неумение произносить знакомые слова с правильным ударением;

затруднения в конструировании предложений и интонировании, затруднения в пересказе;

недостаточное развитие мелкой моторики и координации движений;

недостаточное зрительное восприятие геометрических форм и ориентации в пространстве: «до», «за», «вперед», «после», «перед» и т.д.

недостаточное развитие сенсорного восприятия;

недостаточное развитие последовательного мышления;

слабое развитие волевой сферы, гиперактивность;

проблемы коммуникации, социализации, художественного восприятия.

Программа сформирована для решения этого комплекса проблем и задач нравственного воспитания, она направлена на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечивает максимальную включенность в практическую деятельность, связанную с миром чувств ребенка, его эмоций.

Программа обеспечивает учащемуся возможность заниматься разными видами деятельности: познавательной деятельностью, рисованием, лепкой, пением, хореографией, создает условия для творчества и самовыражения средствами искусства.

Формируя программу, составители руководствовались:

принципом развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, она может быть реализована в практике дошкольного образования);

принципом дифференциации, который позволяет организовать обучение и воспитание детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу;

принципом культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих крымской региональной культуре и крымскому социуму;

принципом вариативности и инвариантности;

принципом разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

принципом единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;

принципом решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

принципом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра. 

Содержание образования построено на интегрированной основе.

Основой интеграции являются следующие принципы:

интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства;

развитие у ребенка умений осознавать прекрасное и творчески мыслить;

взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;

широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;

организация занятий в форме сюжетно-ролевых игр как способа моделирования действительности;

частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.

Программа реализуется в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, речевой, познавательной (мыслительной), художественной, двигательной; в качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Программа сформирована с учётом принципа интеграции образовательных областей и образовательных курсов в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей:

образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» реализуется курсами: «Логика», «Подготовка к школе», «Английский язык», «Основы актерского мастерства», «Основы вокала», «Основы хореографии».

Образовательная область «Речевое развитие» реализуется курсами: «Логика», «Подготовка к школе», «Основы актерского мастерства», «Английский язык», «Основы вокала».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» реализуется курсами: «Основы хореографии», «Основы вокала», «Художественное творчество», «Основы актерского мастерства».

Образовательная область «Физическое развитие» реализуется курсами:

«Основы актерского мастерства», «Основы вокала», «Основы хореографии».

Данная дополнительная комплексная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Концепцией дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)

Программа в своей деятельности руководствуется:

Законом РФ «Об образовании»;

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

СанПин 2.4.4. 3172 – 14;

Уставом МДЦК «Золотой ключик»;

образовательными программами дополнительного образования разработанными, принятыми и реализуемыми МДЦК «Золотой ключик» на самостоятельной основе.

Продолжительность реализации программы – 3 года;

уровни усвоения программы – начальный, основной;

возраст обучающихся от 4-х до 7-ми лет.

Полный объем учебных часов – 1224;

количество часов по годам обучения:

1-й год обучения: 324 часа в год;

2-й год обучения: 396 часов в год;

3-й год обучения: 504 часа в год.

Недельная нагрузка и

1-й год обучения: 9 часов в неделю;

2-й год обучения: 11 часов в неделю;

3-й год обучения: 14 часов в неделю.

Режим занятий: см. приложение I (расписание занятий студии «Эксперимент», может изменяться). 

Количество обучающихся в группе:

15 – 17 человек – для детей 4-5 лет;

17 – 20 человек – для детей 6 лет.

В программе отражены следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития:

образование ребенка для его будущего через его деятельность;

формирование у ребенка системы ценностей деятеля, созидателя;

формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

активное использование в работе с детьми их собственного опыта;

интегрированное содержание работы с детьми;

партнерские взаимодействия детей и взрослых;

соблюдение прав ребенка;

доступность качественного дополнительного образования;

активное вовлечение ребенка в социум. 

Формы и методы организации образовательного процесса.

Данная программа предусматривает необходимые условия для ее успешного освоения обучающимися, они сформированы педагогами студии раннего развития дошкольников «Эксперимент» посредством выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Основой образовательного процесса являются педагогические технологии сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности дошкольников: анализ, синтез, проектирование.

Игровой метод является одним из основных методов, применяемых не только в период раннего развития, а и в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, он предусматривает использование на занятии разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими. Игра для обучающихся по нашей программе не только метод, но и форма организации педагогического процесса, один из основных видов деятельности на занятии.

Проектирование, включенное в педагогический процесс, так же как и игра – вид деятельности, форма и метод организации учебного процесса, способствует развитию самоощущения, самовыражения и овладению различными видами деятельности. 

Методы организации занятий:

репродуктивный; словесные методы обучения; методы практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного обучения; проектно-конструкторский метод; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Формы работы с детьми: игровая деятельность, интегративная детская деятельность, беседа, рассказ, чтение, организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей на основе проектной деятельности, самостоятельная деятельность ребенка.

Основной формой организации работы с детьми являются групповые занятия и занятия в подгруппах. Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня во время наиболее высокой работоспособности детей.

Организованная образовательная деятельность:

игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;

создание ситуаций: педагогических, морального выбора;

беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы педагогов детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных жизненных ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

изготовление экспонатов для творческих выставок, создание композиций и их оформление;

оформление тематических выставок детского творчества;

проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым произведениям, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.);

продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование - по замыслу, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям, предметное рисование, лепка сказочных животных и т.д., творческие задания.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в процессе освоения программы:

физкультурно-оздоровительные технологии;

обеспечение социально-психологического благополучия ребенка.

К ним относятся:

организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;

обеспечение адаптации и психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;

дыхательная гимнастика на занятиях по всем направлениям обучения;

пальчиковая гимнастика на всех без исключения занятиях;

гимнастика для глаз на занятиях по логике, развитию речи, чтению, письму, математике;

занятия хореографией, актерским мастерством, вокалом как здоровьесберегающие  технологии;

соблюдение мер по предупреждению травматизма;

физминутки-разминки на занятиях по английскому языку, логике, чтению, подготовки к школе, художественному творчеству.

Результаты освоения программы

В результате освоения программы воспитанник будет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, художественном творчестве, будет готов к освоению новых видов деятельности;

у ребенка будет сформирована установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе;

ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности;

ребенок будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявлять чувство веры в себя, умеет выражать и отстаивать свою позицию;

будет обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;

овладеет разными видами и формами игры, будет различать условную и реальную ситуации;

будет уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок сможет проявлять высокий уровень творческого воображения, у него будут сформированы умения хорошо ориентироваться в символических изображениях, он сможет производить преобразовательные мысленно-практические эксперименты с вещами;

будет достаточно хорошо владеть устной речью, сможет выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания, будет уметь выделять звуки в словах, у ребенка будут заложены предпосылки грамотности;

у ребенка разовьется крупная и мелкая моторики; он подвижен, активен, вынослив, владеет основными движениями, управляет ими, контролирует их;

ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, он склонен наблюдать и экспериментировать;

ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, будет ознакомлен с произведениями детской художественной и музыкальной литературы, будет обладать элементарными представлениями в области живой природы, естествознания, математики;

будет способен эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства – музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.;

воспитанник будет проявлять стремления к получению знаний;

в результате освоения программы у ребенка будет сформирована мотивация к дальнейшему обучению в школе.

Данная комплексная интегрированная образовательная программа представлена шестью образовательными курсами, каждый из которых решает общие задачи программы и предлагает свои направления развития: логика, подготовка к школе; английский язык; декоративно-прикладное творчество; основы актерского мастерства; основы вокала; основы хореографии.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

первый год обучения

Название курса

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Логика

72

24

48

2

Декоративно прикладное творчество

36

6

30

3

Основы актерского мастерства

72

25

47

4

Основы вокала

72

16

56

5

Основы хореографии

72

6

66

Итого

324

77

247

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

второй год обучения

Название курса

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Логика, чтение

72

24

48

2

Английский язык

72

10

62

3

Декоративно прикладное творчество

36

6

30

4

Основы актерского мастерства

72

25

47

5

Основы вокала

72

16

56

6

Основы хореографии

72

8

64

Итого

396

89

307

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

третий год обучения

Название курса

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Подготовка к школе

180

53

127

2

Английский язык

72

10

62

3

Декоративно прикладное творчество

36

6

30

4

Основы актерского мастерства

72

25

47

5

Основы вокала

72

24

48

6

Основы хореографии

72

8

64

Итого

504

126

378

Обязательными компонентами структуры плана являются следующие:

Блок возрастных образовательных нагрузок.

Блок базовых образовательных курсов.

Программа реализуется в таких условиях: организованные формы обучения дошкольников планируются и проводятся с 1 сентября по 31 мая; срок реализации программы 3 учебных года.

Возрастные образовательные нагрузки

Возрастная группа

Средняя

Старшая

Подготовительная

Возраст детей в годах

4 - 5

5 - 6

6 - 7

Длительность

15 – 20 мин

20 – 25

мин

25 – 30

мин

В комплексную программу студии «Эксперимент» как образовательные курсы входят 10 модифицированных образовательных программ.

Блок образовательных курсов

п/п

Программы

Вид программы

Сроки реализации

программ

Модифицированные

1 год

2 года

3 года

Программы художественной направленности

1

Дополнительная развивающая комплексная программа декоративно-прикладного творчества «Творчество»

Модифицированная

3 года

2

Дополнительная развивающая программа

«Азбука хореографии»

Модифицированная

2 года

-

3

Дополнительная развивающая программа

«Хореография и ритмика»

Модифицированная

3 года

4

Дополнительная развивающая программа «Основы вокала»

Модифицированная

2 года

--

5

Дополнительная развивающая программа «Вокал от 6 до 8 лет»

Модифицированная

2 года

-

6

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы актерского мастерства»

Модифицированная

-

3 года

7

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука актерского мастерства»

Модифицированная

2 года

--

Программа культурологической направленности

8

Образовательная программа «Английский язык и дошкольник»/М. В. Штайнепрайс М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

Модифицированная

2 года

Программы социально – педагогической направленности

9

Дополнительная развивающая программа

«Играю, думаю, учусь»

Модифицированная

2 года

10

Дополнительная образовательная программа

«Шаг за шагом»

Модифицированная

1 год

Итого

10

1

6

3

Продолжительность учебных занятий:

в средней группе не более 20 минут;

в старшей группе не более 20-25 мин, в подготовительной группе 25-30 мин.

В середине занятий проводятся физминутки, перерывы между занятиями

не менее 10 мин. 

Работа с родителями

Одной из основных задач педагога студии раннего развития дошкольников является постоянная совместная работа с родителями по всестороннему развитию и воспитанию ребёнка.

Огромное значение имеет выполнение основной задачи родителей – психологическая подготовка ребёнка к школе, включающая воспитание трудолюбия, усидчивости, умения выполнять указания взрослых, навыков коллективизма. Не менее важно воспитать с раннего детства чувство ответственности, чему во многом способствует установление правильного и четкого режима жизни ребёнка, привитие ему трудовых и санитарно-гигиенических навыков. Поэтому одной из главных задач педагога является разъяснение конкретному родителю в виде конкретных рекомендаций, что успешное обучение в школе во многом зависит от физической, психологической, нравственной и умственной подготовки детей, привития им санитарно-гигиенических навыков, умения вести себя в коллективе и соблюдать установленный режим.

Круг обязанностей родителей по подготовке ребёнка к школе велик, и педагог студии оказывает им постоянную консультативную помощь. Работа педагога в этом направлении предполагает:

изучение семьи;

индивидуальные консультации;

групповые лекции по необходимой теме;

приглашение на встречи с родителями психолога и учителя начальных классов;

проведение совместно с родителями досугово – воспитательных мероприятий.

В конце учебного года на родительском собрании педагог обязательно дает рекомендации родителям по работе с детьми летом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс «Подготовка к школе» представлен программами «Играю, думаю, учусь» и «Шаг за шагом» (приложения I и II), составитель Колесникова Е. Ю., педагог студии раннего развития дошкольников «Эксперимент».

Раздел «Логика» формирует у обучающихся:

развитие математических представлений;

выявление математических взаимосвязей;

развитие элементов логического мышления;

знакомство с пространственными и временными отношениями;

формирование умственных способностей и познавательной активности.

В раздел «Математика» включены следующие направления:

количество и счет;

величина, геометрические фигуры;

ориентировка в пространстве и времени;

Основная задача раздела – формирование представления о числе, его составе, усвоение приемов устных вычислений в пределах 10, знание названий геометрических фигур, развитие смекалки, логического мышления и сообразительности.

Раздел «Развитие речи, подготовка к письму» решает задачи развития речи ребенка и работает в направлениях:

звуковая культура речи;

обогащение лексики;

грамматическая культура речи;

развитие навыка слушания;

развитие коммуникативных способностей;

подготовка к обучению чтению;

подготовка к обучению письму.

Раздел «Познавательная деятельность (окружающий мир)» решает задачи:

формирования представлений об объектах живой и неживой природы;

изучения основных признаков времен года, их изменения,

формирования способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимодействий;

развития исследовательского и познавательного опыта;

воспитания ценностного отношения к жизни в гармонии с окружающим миром.

выявляется отношение человека к природе (положительное и отрицательное).

проводится оценка поведения человека в природе, в обществе, социальной среде.

Курс «Английский язык» представлен программой «Английский язык и дошкольник»/М. В. Штайнепрайс М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. (приложение II) составитель рабочего плана Беньковская А. И., педагог по английскому языку.

Занятия по английскому языку – это устный курс, который дает детям представление об английском языке и готовит к успешному изучению иностранного языка в школе.

На занятиях по английскому языку дети знакомятся:

с алфавитом;

счетом от 1 до 10 (в прямом и обратном порядке);

цветами и оттенками;

животными (домашними и дикими);

названиями игрушек;

названиями времен года;

общими словами приветствия, прощания, как зовут, сколько лет, как дела, плюс стихи и песни, связанные с этой тематикой;

темы курса: «Семья», «Части тела», «Овощи», «Фрукты», «Глаголы» и др.

Занятия направлены на развитие понимания английской речи на слух, формирование словарного запаса, который станет базой при изучении английского языка в школе.

Курс «Декоративно-прикладное творчество» представлен программой «Творчество» (приложение III), составитель Луд О. Н., педагог студии «Эксперимент».

Задачи курса:

развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование представлений об искусстве;

развитие творческих способностей обучающихся;

художественно-эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Именно включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности решают задачи развития восприятия и воображения, закладывают основы творческих способностей личности.

Данный курс предусматривает овладение детьми начальными художественными знаниями, умениями, навыками, которые группируются вокруг следующих разделов:

«Рисование», «Аппликация», «Конструирование», что имеет большое значение для развития художественных и интеллектуальных способностей дошкольников.

Курс «Основы актерского мастерства» представлен программами «Азбука актерского мастерства» и «Основы актерского мастерства» (приложение IV), составители Семенов Н. А., Муслединова Л. Н., педагоги по актерскому мастерству.

Содержание курса направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Основные задачи, которые решаются в ходе занятий:

дать детям знания о том, что такое театр;

приобщить к театральной культуре и традициям народного творчества, пополнить словарный запас;

научить пользоваться различными интонациями, выражающими основные чувства;

учить передавать образы через слово, пластику, жест;

запоминать и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

снимать зажатость и скованность;

развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию;

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

воспитывать уверенность в себе, развивать саморегуляцию, коммуникативные способности;

формировать у ребенка умение понимать эмоциональные состояния – свои и окружающих людей.

Курс «Основы вокала» формирует музыкальную культуру ребенка, которая является важной частью духовной культуры человека, он представлен программами «Основы вокала» и «Вокал от 6 до 8 лет» (приложение V), составитель Отликова Т. В., педагог по вокалу в студии «Эксперимент» и включает в себя разделы:

элементарная теория музыки;

развитие музыкального слуха и голоса;

песенное творчество;

певческая установка;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Занятия по вокалу призваны решить основные задачи:

формирование у детей интереса к вокальному искусству;

развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;

развитие умения различать звуки по высоте;

развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон);

развитие умения передавать характер песни.

Курс «Основы хореографии» представлен дополнительными общеразвивающими программами «Азбука хореографии» и «Ритмика и хореография» (приложение VI), составитель Бутенко Н. Д., педагог по хореографии студии раннего развития «Эксперимент».

Занятия хореографией направлены на развитие у детей чувства гармонии с окружающим миром; на воспитание детей звуком, действием; на формирование убеждения в том, что все вокруг прекрасно и гармонично.

Основные задачи занятий по хореографии:

развитие двигательных навыков;

формирование правильной осанки;

профилактика плоскостопия;

развитие функциональных способностей организма;

освоение и расширение знаний в области хореографического искусства;

обучение пониманию «языка» движений;

развитие творческих способности детей;

развитие гибкости и координации движения;

развитие потребности самовыражения в движении под музыку;

воспитание художественно эстетического вкуса и танцевальной культуры;

воспитание целеустремленности, настойчивости, упорства;

воспитание доброжелательности в общении со сверстниками и взрослыми.

Поставленные задачи решаются на занятиях по хореографии через овладение разнообразными формами движения под музыку, развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения воспринимать на слух, владеть своим телом, ощущениями, способность воссоздать в движении свои эмоции.

Большое внимание на занятиях по музыкально-ритмическому направлению уделяется игровой деятельности: импровизации и имита

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Принимая во внимание цель и задачи программы и тот факт, что ее реализация осуществляется в условиях дополнительного образования, особое внимание в структуре педагогического процесса уделяется формированию педагогического коллектива. Предъявляются высокие требования к профессионализму педагогов, их психологической, предметной и педагогической компетенции. Методическое обеспечение осуществляется работой методического совета учреждения, методистом, завучем, педагогическим коллективом. С целью усовершенствования учебно-педагогического процесса создано методическое объединение педагогов, работающих с дошкольниками. На заседаниях методического объединения рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников в тесной связи с результатами педагогического процесса; заслушиваются материалы, передового опыта, изучается и обобщается опыт работы педагогов по различным направлениям деятельности или по проблеме, касающейся организации учебного процесса.

С дошкольниками работают опытные и творческие педагоги.

Планировка и оборудование помещений для занятий отвечают принципам комфортности, вариативности и изменчивости, позволяют детям работать в подгруппах или индивидуально, учебные пособия и материалы, сменяемые по мере реализации программы создают многообразную вариативную среду, в которой каждый ребенок может самореализоваться.

Занятия ведутся по направлениям:

С детьми 4-летнего возраста (первый год обучения): логика, чтение, азбука актерского мастерства, лепка, основы вокала, основы хореографии.

С детьми 5-летнего возраста (второй год обучения): азбука актерского мастерства, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, математика, английский язык, декоративно-прикладное творчество, лепка, основы вокала, основы хореографии.

С детьми 6-летнего возраста (третий год обучения): математика, развитие речи и подготовка к обучению грамоте, письмо, английский язык, декоративно-прикладное творчество, лепка,  вокал, хореография, азбука актерского мастерства.

Учебно – методическое сопровождение обучения (по направлениям) подробно подается в программах каждого курса.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.

2.Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.

3.Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

4.Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243, стр 387.

5. Выготский Л. С. Лекции по психологии: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1984. — С. 362—465.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. Ф. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.

8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — С. 240.

9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

10. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 223.

11.Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

12.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988. — С. 190.

13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003. — С. 464.

14. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

15. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес, 2000.

16. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.

17. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

18. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М.: Народное образование, 2002.

19. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования / Сост. Н. А. Федосова, З. Ф. Бурденюк. — М.: АПКиПРО, 2004.

20. Федосова Н. А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. — М.: АПКиПРО, 2000.

21. Федосова Н. А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием — основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ и ГОУ СОШ ЮАО. — М., 2005. — С. 17—24.

22.Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.

23.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 123—263.

24.Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

Списки литературы для детей и родителей подаются в программах каждого курса.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

2

2

Учебный план

9

3

Содержание программы

12

4

Методическое обеспечение программы

15

5

Списки литературы

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«А недавно было лето» (игровая программа для обучающихся студии раннего развития «Азбука»)

Игровая программа для детей 3-4 лет посвященная осени с элементами театрализации....

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно-эстетическому развитию

Бумагопластика - один из видов изобразительной деятельности, привлекательный идоступный для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Программа "Студия раннего развития"

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процесс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему развитию «Малыш и музыка» с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапо раннему развитию «Малыш  и музыка» с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет...