Дополнительная общеобразовательная программа "Риторика"
рабочая программа (старшая группа)

Кузнецова Ирина Васильевна

 

Создание психолого-педагогических условий для развития у детей дошкольного возраста способности к творческому самовыражению, через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи, навыков связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_ritorika.docx274.43 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

1.

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы
  2. Актуальность, новизна
  3. Цель, задачи
  4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей
  5. Ожидаемые результаты и способы их проверки

2.

Содержательный раздел 2.1Учебно-тематический план

2.2 Содержание изучаемого курса. Календарно-тематический план

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3.

Организационный раздел.

Методическое обеспечение программы

  1. Календарный учебный график
  2. Методические материалы
  3. Оценочные материалы
  4. Условия реализации программы

-материально-техническое обеспечение

-кадровое обеспечение

-информационное обеспечение

4.

Список используемой литературы

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславский Программа «Риторика» реализует общекультурное (художественно- эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Нормативная правовая база:

  1. Закона Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013.
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»
  4. Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  1. Актуальность, новизна

Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же речевое развитие и умение владеть собой перед аудиторией (публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка). Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.

Актуальность программы дополнительного образования воспитанников заключается в том, что в настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театрализованная деятельность включает в себя большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка по двум причинам:

  1. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
  2. Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
  1. Цель программы:

Создание психолого-педагогических условий для развития у детей дошкольного возраста способности к творческому самовыражению, через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи, навыков связной речи.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников интерес кразличными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.) .
  • Формировать знания        детей о театре, его истории,        устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развивать у детей воображение, речь, чувства видения пространства сцены, умение

«читать»        характеры        персонажей        пьесы        (в        соответствии        с        их        возрастными особенностями).

  •         Развивать интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
  •         Развивать        творческую активность воспитанников, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Воспитывать у детей художественный вкус.
  • Формировать морально-этические нормы поведения.

Отличительной особенностью данной программыявляетсято, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальность. В ней четко выражены положения «Концепции дошкольного воспитания», ориентированной на гуманизацию педагогического процесса. Методы и средства

музыкально-театральной деятельности распределены в соответствии с психолого- педагогическими особенностями этапов детского возраста. В структуру программы входят 4 направлений, каждое из которых имеет свою задачу.

Основные направления работы:

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические        игры        и        упражнения,        направленные        на        развитие        естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,

удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

  1. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3- 4лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют

небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образахимпровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие

способности детей. Вначале это короткие инсценировки, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике би-ба-бо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт

палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие

должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети,

изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.

особенности детей 4-5 лет

Ребёнок постепенно переходит: - от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя; - от игры, в которой главное - сам процесс к игре, где значимы и процесс и

результат; 6 - от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны

(равноправие, подчинение, управление); - от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения

героя, их смена. Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства,

использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театральноигровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми

используются: - многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок; - игры - драматизации по рассказам и стихам; - постановка спектакля по произведению. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я

делаю»). Театрально- игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия,

ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных

характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой

работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного,

действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

особенности детей 5-6 лет

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

особенности детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. Для детей этого возраста важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия: - нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры; - знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла; - давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании; - проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения, этюды, которые дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. 8 Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Сроки реализации

Срок реализации программы – 4 год

Формы и режимы занятий

Режим и максимальная продолжительность занятий соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной, кружковой деятельности, Занятия проводятся по подгруппам 4-6 человек один раз в неделю. В период подготовки спектакля возможно объединение детей разных возрастов в количестве до 15 человек.

Продолжительность занятия в зависимости от возраста 3-4 года – 15 минут.

4-5 лет – 20 минут.

5-7 лет – 25 минут.

Если организована работа с детьми разного возраста (совместная подготовка к спектаклю, выступление), ее длительность не должна превышать предела для младшего возраста. Диагностика проводится 2 раза в год – в октябре, мае.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий.

Вид

Форма проведения

Теоретические занятия

  • Беседы
  • Рассказы
  • Просмотр иллюстраций, фотографий, презентаций
  • Игры - загадки.
  • Занятия - путешествия.
  • Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-эмоциональному развитию детей   (рассматривание   альбомов,   картинок,

фотографий).

Практические занятия

  • Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
  • Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
  • Игровые занятия,
  • Игры – драматизации,
  • Детско-взрослые проекты,
  • Литературные викторины
  • Игры, упражнения, этюды

Итоговое занятие (диагностическое)

  • Творческие задания
  • Игра

Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание сказок, придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересные события).

Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

  1. Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Карусель сказок»

Младшая группа. Дети:

Умеют действовать согласованно. Могут запоминать заданные позы.

Умеют выразительно прочитать наизусть потешку, стихотворение.

Средняя группа. Дети:

Умеют действовать согласованно. Запоминают заданные позы.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа. Дети:

Готовы действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Запоминают заданные позы.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,

правильно и

четко произнося слова с нужными интонациями.

Умеют составлять предложения с заданными словами. Умеют строить простейший диалог.

Умеют сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа. Дети:

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера. На сцене выполняют свободно и естественно простейшие физические действия. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему. Умеют составлять предложение из 3—4 заданных слов. Умеют подобрать рифму к заданному слову.

Умеют сочинить рассказ от имени героя.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Результативность освоения программы по театральному искусству «Карусель сказок» используется на основе педагогического наблюдения в ходе игровых заданий.

Мониторинг детского развития проводится в 2 раза в год (в сентябре, мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние на развитие ребенка.

В        процессе        обследования        используются        методы:

  • наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);
  • беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по        театрализованной        деятельности,        в        процессе        индивидуальной        работы);
  • изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических

действий        по        театрализации),        обсуждение        нравственно-        этических        ситуаций        из художественных произведений или из личного опыта,

  • проблемная ситуация.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля. Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей. Помогает воспитателю учитывать:

  • индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально – личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и исследовательского интереса;
  • возрастные и полоролевые особенности;
  • речевые навыки.

  1. Содержательный раздел
  1. Учебно - тематический план

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Театральная игра

10

3.

Культура и техника речи

12

4.

Ритмопластика

8

5.

Основы театральной культуры

8

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

30

7.

Заключительное занятие

1

Итого:

70

  1. Содержание изучаемого курса.

Календарно-тематический план Младшая группа

меся

неде ля

Тема занятия

сентябр

1

1

“Давайте познакомимся”.

2

2

“Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.

3

3

“Мы не просто ребятки, а ребятки - цыплятки”

4

4

“Курочка и цыплята”.

октябрь

1

1

“Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать

попросить”.

2

2

“Каждому хочется котенку помочь”.

3

3

“Волшебная шкатулка”.

4

4

“Котенок наелся молока, стал довольным и веселым он тогда”.

но

1

1

“Желтый маленький комочек, любопытный очень - очень”.

2

2

“Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет”.

3

3

“Волшебный сундучок”.

4

4

“Мешок с сюрпризом”.

декабрь

1

1

“Потеряли котятки по дороге перчатки”.

2

2

“Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!”.

3

3

“Выросла репка большая - пребольшая”.

4

4

“Тянут – потянут – вытянуть не могут”.

январь

1

1

“К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали”.

2

2

“Дружно, весело с охотой быстро справились с работой”.

3

3

“Без друзей нам не прожить ни за что на свете”

4

4

“Очень жить на свете туго без подруги или друга”.

феврал

1

1

“Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться”.

2

2

“Как собака друга искала”.

3

3

“Воробей клевал зерно, кот хозяйский цап его”.

4

4

“Воробей и кот”.

март

1

1

“Хитрый воробушек обманул кота”.

2

2

“Почему кот моется после еды”.

3

3

“Лисичку заяц в дом пустил и вот на улице один”.

4

4

“Каждый хочет заиньке помочь”.

апрель

1

1

“Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.

2

2

“Уходи, лиса с печи!”.

3

3

“Лиса, заяц и петух”.

4

4

“Стоит в поле теремок, теремок”.

май

1

1

“Кто в теремочке живет?”.

2

2

“В тесноте, да не в обиде”.

3

3

“Дайте только срок, построим теремок!”.

4

4

“Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок!”.

Средняя группа

меся

неде

Тема занятия

сентябрь

1

1

Вводное

Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми.

2

2

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я»

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.

3

3

«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения.

4

4

«Язык жестов»

Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки»

октябрь

1

1

«Игры с бабушкой Забавой»

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

2

2

«Колобок наш удалой»

Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с

обсуждением характерных особенностей персонажей.

3

3

«Колобок не тот, а другой»

Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки

педагогом (с помощью детей)

4

4

«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек»

Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».

ноябрь

1

1

«Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».

Рассматривание костюмов и ряжения. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок».

2

2

«Очень жить на свете туго без подруги или друга»

Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово».

3

3

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался»

Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

4

4

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец.

декабрь

1

1

«Лучшие друзья»

Подготовка к драматизации сказки.

Драматизация сказки «Лучшие друзья»

2

2

«Вот как я умею»

Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею».

3

3

«Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась»

Упражнение а выразительность движений и мимики. Чтение сказки «Как утка лису вылечила». Упражнение на интонационную выразительность. Повторное чтение сказки.

4

4

«Хитрая уточка»

Упражнение на выразительность движений. Мимические этюды у зеркала.

январь

1

1

«Как утка лису вылечила»

Распределение ролей. Определение игрового пространства. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила»

2

2

«Игровой урок»

Этюды на выразительность движений. Этюды на выражение основных эмоций.

3

3

«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу»!»

Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?». Пантомимические этюды.

4

4

«Только «мяу» где сыскать?»

Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»? детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

февраль

1

1

«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»

Упражнение в интонировании диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»

2

2

«Кто сказал «мяу»?»

Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?»

3

3

«Невоспитанный мышонок один остался без друзей»

Чтение стихотворения «Добры е слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию. Проблемная ситуация.

4

4

«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?»

Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки детьми.

март

1

1

«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть»

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию сказки. Работа над

выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости)

2

2

«Сказка о невоспитанном мышонке»

Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке».

3

3

«Упрямые ежата»

Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежей. Беседа. Придумывание окончания истории детьми и показ на ширме.

4

4

«Вот так яблоко!»

Игра на выразительность мимики. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко». Беседа по содержанию. Слушание музыкальных фрагментов. Имитационные

упражнения.

апрель

1

1

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить»

Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев В. Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

2

2

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!»

Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева

«Яблоко» с помощью перчаточных кукол. Пантомимическая игра «Пойми меня

3

3

« Мишка всех помирил, уму-разуму научил»

Подготовка к драматизации. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко»

4

4

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»

П/и «Дождь». Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

май

1

1

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»

Сюрпризный момент – загадка. Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева. Игра – конкурс «Попросись под грибок»

2

2

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»

Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним. Игра – имитация «Угадай, кто попросился под

грибок»

3

3

«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»

Игра-имитация «Пойми меня». Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом». Заключительная пляска.

4

4

Итоговое

Вступительное слово педагога. Отгадывание загадок. Драматизация сказок детьми и родителями (По желанию). Веселая пляска.

Календарно-тематический план Старшая группа

я(М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»)

меся

неде ля

Тема занятия

сентябрь

1

1

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

  1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке;
  2. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.
  1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);
  2. Игра «Назови свое имя ласково»

2

2

«Попробуем измениться»

  1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
  2. Развивать способность понимать собеседника.
  3. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».
  4. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.
  1. Игра «Назови ласково соседа».
  2. Вопросы к детям.
  3. Творческое задание.
  4. Пантомимические загадки и упражнения.

3

3

«Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?»

  1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.
  2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
  3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
  1. Игра «Театральная разминка».
  2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

4

4

«Игровой урок»

  1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
  2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями

«жест», «мимика».

  1. Сюрпризный момент.
  2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

октябрь

1

1

«Одну простую сказку хотим мы показать»

  1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
  2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
  3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

  1. Пантомимическая игра.
  2. Введение понятия «пантомима».
  3. Творческая игра «Что это за сказка?»

2

2

«Играем пальчиками»

  1. Учить характерной передачи образов движениями рук, пальцев.
  2. Закреплять в речи детей понятие «пантомима».

  1. Повторение и закрепление понятия «пантомима»
  2. Игровые упражнения с помощью пальчиков.

3. Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

3

3

«Постучимся в теремок»

  1. Развивать фантазию.
  2. Совершенствовать выразительность движений.
  3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительнгый эмоциональный настрой.
  1. Игра – загадка «Узнай, кто это?»
  2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».
  3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

4

4

«Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно»

  1. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.
  2. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  3. Развивать умение охарактеризовывать героев сказки.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность.
  1. Погружение в сказочную атмосферу.
  2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».
  3. Характеристика персонажей сказки.
  4. Интонационные упражнения.

ноябрь

1

1

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

  1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
  2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
  3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.
  1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.
  2. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

2

2

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

  1. Учить узнавать героя по характерным признакам.
  2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения.

  1. Игра «Угадай героя».
  2. Драматизация сказки.

3

3

«Учимся говорить по – разному»

  1. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.
  2. Развивать интонационный строй речи у детей.
  3. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
  4. Развивать коммуникативные способности.

  1. Вводная беседа.
  2. Введение. Объяснение понятия «интонация».
  3. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

4

4

«Учимся четко говорить»

  1. С помощью сказки развивать фантазию детей.

2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

  1. Погружение в сказочную ситуацию.
  2. Введение понятия «скороговорка».
  3. Игра-упражнение «Едем на паровозе».
  4. Физкультминутка «Буратино».
  5. Обобщение.

декабрь

1

1

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

  1. Уточнить понятие «скороговорка».
  2. Развивать у детей дикцию.
  3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».
  4. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
  5. Учить работать вместе, сообща, дружно.

  1. Повторение понятия «скороговорка».
  2. Игра «Едем на поезде».
  3. Введение понятия «рифма».
  4. Дидактическая игра «Придумай рифму».
  5. Физкультминутка.
  6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

2

2

«Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

  1. Создать положительно эмоциональный настрой.
  2. Упражнять детей в подборе рифм к словам.
  3. Закрепить понятие «рифма».
  4. Поощрять совместное стихосложение.

  1. Погружение в сказочную атмосферу.
  2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
  3. Физкультминутка.
  4. Придумывание рифмующихся слов.

3

3

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

  1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
  2. Учить связно и логично передавать мысли.
  3. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».
  4. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.
  1. Вводная беседа.
  2. Рассказы детей по ассоциациям.
  3. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

4

4

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

  1. Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
  2. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.
  3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.
  1. Беседа по содержанию сказки.
  2. Слушание сказки с музыкальными фрагментами.

  1. Физкультминутка.
  2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
  3. Характеристика персонажей сказки.

январь

1

1

«Гордится Петенька собой, ног нге чует под собой»

  1. Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности
  2. Воспитать уверенности в себе, в своих силах.
  1. Погружение в сказку.
  2. Пантомимические упражнения.
  3. Интонационные упражнения.

2

2

«Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался»

  1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к ДРУГУ-
  3. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».
  3. Драматизация сказки.
  4. Заключительный танец.

3

3

«Сочиняем новую сказку»

  1. Развивать у детей творческое воображение.
  2. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.
  3. Совершенствовать навыки групповой работы.

  1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3).
  2. Беседа по содержанию.
  1. 3. Сочинение продолжения сказки.

4

4

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

  1. Развивать у детей творческое воображение.
  2. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.
  3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

  1. Погружение в сказку, придуманную детьми.
  2. Пантомимическая игра «Узнай героя».
  3. Драматизация сказки.

февраль

1

1

«Наши эмоции»

  1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость»,

«страх», «злость».

  1. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в

конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице.

  1. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

  1. Рассматривание сюжетных картинок.
  2. Беседа.
  3. Упражнение «изобрази эмоцию».
  4. Практическое задание.
  5. Обсуждение.

2

2

«Изображение различных эмоций»

  1. Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.
  2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.
  3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.
  1. Введение. Объяснение понятия «эмоция».
  2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.
  3. Этюды на изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

3

3

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

  1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.
  2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.
  3. Обогащать и активитивизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.
  4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  1. Рассматривание графических карточек.
  2. Беседа.
  3. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

4

4

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого комара»

  1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.
  2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.
  3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

  1. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»
  2. Беседа о настроении героев сказки.
  3. Практическое задание.

март

1

1

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

  1. Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).
  2. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.
  3. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.
  1. Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
  2. Беседа о друге.
  3. Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

3. Упражнение «Изобрази настроение».

2

2

«Друг всегда придет на помощь»

  1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.
  2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

  1. Закреплять умение логично излагать свои мысли.
  2. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.
  1. Чтение стихотворения о друге.
  2. Рассказ из личного опыта.
  3. Беседа о сказках.
  4. Игра - загадка «Зеркало».

3

3

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

  1. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
  2. Развивать социальные навыки общения.
  1. Отгадывание загадок.
  2. Ряжение в костюмы.
  3. Драматизация сказки «Айболит и воробей»

4

4

«Когда страшно, видится то. Чего нет»

  1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.
  2. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.
  3. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

  1. Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»
  2. Беседа по сказке
  3. Изображение эмоции страха.
  4. Рассказы детей из личного опыта.

апрель

1

1

«Каждому страх большим кажется»

  1. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.
  2. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.
  3. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

  1. Беседа по сказке «У страха глаза велики».
  2. Пантомимическая игра «Изобрази героя».
  3. Повторное слушание сказки.

2

2

«Преодолеем страх»

  1. Закрепить умение детей изображать страх.
  2. Учить преодолевать это состояние.
  3. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

  1. Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.
  2. Изображение различных степеней страха.
  3. Игра «Преодолеем страх».
  4. Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

3

3

«У страха глаза велики»

  1. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
  2. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

  1. Распределение ролей.
  2. Ряжение в костюмы.
  3. Драматизация сказки «У страха глаза велики».

4

4

«Если с другом ты поссорился»

  1. Показать детям, как легко могут возникать конфликты.
  2. Учить находить выход из конфликтных ситуаций.
  3. Закрепить умение различать и изображать злость.
  4. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.
  1. Рассматривание картинки с изображением двух мальчиков и беседа по ней.
  2. Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».
  3. Игра «Найди и покажи эмоцию».

май

1

1

«Как Луне и солнцу быть, не могут ссору разрешить»

  1. Продолжать учить детей распознавать злость.
  2. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.
  3. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

  1. Рассматривание картинки «Злость».
  2. Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.
  3. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

2

2

«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил!»

  1. Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.
  2. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.
  3. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.
  1. Сюрпризный момент.
  2. Беседа о злости.
  3. Упражнение «Изображаем эмоцию».
  4. Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

3

3

«Как поссорились Солнце и Луна»

  1. Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
  2. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  1. Распределение ролей, ряжение.
  2. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

4

4

Викторина «Мы любим сказки»

  1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.
  1. Проведение викторины.
  2. Драматизация любимой сказки.
  3. Награждение.

Подготовительная группа

меся

неде ля

Тема занятия

сентябр

1

1

«Животное, которое тебе нравится»

2

2

«Попросись под грибок»

3

3

«Упрямые ежата»

4

4

«Угадай по интонации»

октябрь

1

1

«Язык жестов»

2

2

«Здравствуй, театр!»

3

4

3

4

«Очень жить на свете туго, без подружки или друга»

«С кем ты хочешь подружиться?»

ноябрь

1

1

«Изобрази сказку пантомимой»

2

2

«Угадай героя сказки»

3

3

«Изобрази эмоцию»

4

4

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

декабрь

1

1

«В мире эмоций»

2

2

«Зеркало»

3

3

«Изобрази эмоции страха»

4

4

«Преодолеем страх»

январь

1

1

«Веселые загадки»

2

2

«Сказочные герои»

3

3

«Путешествие в сказочный лес»

4

4

«Весёлые превращения»

феврал

1

1

«Театральные профессии»

2

2

«Диктор»

3

3

«Вредные советы» (по стихам Г. Остера)

4

4

«Масленица»

март

1

1

«Загадки без слов»

2

2

«Маски-шоу»

3

3

«Расскажи стихи руками»

4

4

«Погода и настроение»

апрель

1

1

«Мы любим сказки»

2

2

«Мы играем в театр»

3

3

«Как поссорились Солнце и Луна»

4

4

«Весёлая пантомима»

май

1

1

«Моя страна Вообразилия»

2

2

«Изображаем эмоции»

3

3

«Сочиняем истории про себя и друзей»

4

4

Итоговое

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Реализация данной программы        осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Только        при        тесном        взаимодействии        семьи        и        детского        сада        театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители

должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения

Основными формы работы с родителями:

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные        творческие        вечера        (родители        привлекаются        для        постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные литературные вечера

Формы театрализованной деятельности:

  • Спектакли с участием родителей.
  • Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
  • Семейные конкурсы, викторины.
  • День открытых дверей для родителей.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

  1. Выступление на родительском собрании.
  2. Анкетирование        с целью - выяснить отношения взрослых к проявлению творческих способностей у детей.

Октябрь

Информационный уголок «Что должен знать ребёнок о театре»

Ноябрь

Совместное изготовление атрибутов и костюмов к сказке

Декабрь

Индивидуальные консультации «Развитие творческих способностей у

вашего ребёнка»

Январь

Мастер – класс «Театр своими руками» (изготовление плоскостного театра

кукол)

Февраль

Помощь в организации поездки и выступления на городском фестивале

Март

Открытое занятие музыкально - театрального кружка на тему

«Музыкальный театр»

Апрель

Информационный уголок «Знаете ли вы?» (о театрах разных видов).

Май

Помощь в изготовлении декораций и костюмов к мюзиклу «Золушка».

  • Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
  • Консультации для родителей

План работы с родителями по музыкально-театрализованной деятельности:

  1. Организационный раздел

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

  1. Календарно-учебный график

Календарный год рассчитан на 36 рабочих недель, 1 час в неделю (вторник), общее количество часов 36, из них – 16 часов теории, 92 часа практики.

Начало реализации программы

Сентябрь

Окончание реализации программы

Май

Каникулы

Зимние (10 дней)

30.12.2017-10.01.2018

Теоретические занятия

5 часов

Практические занятия

31 час

3.2. Методические материалы

Театральная игра. Игры – превращения. Театральные этюды

Упражнения:        «Деревянные        и        тряпичные        куклы»,        «Цветочек»,        «Маятник»,

«Паровозики»,  «Незнайка»,  «Крылья  самолета  и  мягкая  подушка»,  «Мельница»,

«Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)».

Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды: «Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес»,

«Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день»,

«После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки».

Правила драматизации в театрализованных играх

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия.В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.(Например, в сказке про Красную шапочку добавлены роли девочек – бабочки, мальчиков – деревьев).

 Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем,

«проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела. Задача раздела: развивать двигательную способность. Моторику разных частей тела, координацию движений.

Упражнения:

а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т.д.

б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику:

в) на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка»,

«Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

г) «Расскажи стихи руками» - «Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость»,

«Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр»,  «Я все умею»,

«Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

д) игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Работа над текстом:

  • вспоминание и последовательное рассказывание сказки
  • пересказ сказки по сюжетным картинкам.
  • чтение сказки
  • беседа по содержанию;
  • рисование;

-рассказывание сказки по ролям;

Развитие интонационной выразительности речи

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Театрализованные игры

Театрализованная игра-путешествие

Встреча 1. Знакомство со страной Эмпатия.

Цель: Обогащение представлений детей об эмпатии как Соучастии, Сопереживании, Содействии.

Задачи:

  • Развитие интереса ребёнка к внутреннему миру человека,
  • Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.
  • Знакомство с новыми словами и их значением.
  • Активизация и обогащение эмоционально- чувственного опыта ребёнка.
  • Развитие способности выделять , дифференцировать, анализировать и находить способы выражения чувств, ощущений, переживаний.

Условия организации театрализованной игры.

Игра проводится в игровой комнате , необходимо наличие ширмы и фланелеграфа. Используется кукла со сменной одеждой разного цвета, .а также картинки,

изображающие кукол в одежде такого же цвета, для использования героев в

театрализованных представлениях будут использоваться элементы костюмов: шляпа, накидка.

Методика проведения театрализованной игры. Взрослый сообщает, что детям пришли гости и предлагает с ними познакомиться. Используется перчаточная кукла, по очереди представляется детям. Из-за ширмы появляются братья Сочувствие,

Сопереживание, Содействие- жители страны Эмпатия, которые рассказывают о себе и о своей стране.

После своего представления каждый игровой персонаж вступает во взаимодействие с детьми, сообщает им игровые задания, задаёт вопросы, активизируя индивидуальный опыт. Важно заинтересовать детей, побудить их к взаимодействию, общению с героями.

Педагог:Ребята. Вы любите путешествовать ? Какие страны вы знаете? А вы знаете, что где-то очень далеко, а может быть совсем близко, находится одна удивительная страна? В ней также есть озёра, реки, леса, горы. Только названия у них необычные: «Озеро Внимания», «Река Любви», «Горы Поддержки», В этой стране живут удивительные люди .Но её жителями можно назвать не только их, кто, побывав здесь всего лишь один раз, навсегда считает эту страну своим домом , а себя -жителем, помнит и соблюдает все традиции этой

страны. Братьев зовут Сопереживание ,Содействие, Сочувствие. Правда, необычные

имена, интересно, почему их так назвали? Их имена отражают черт характера каждого брата,

Имя первого брата –Сочувстие, какое слово спрятано в слове?

Правильно это слово –Чувство. Что означает это слово? Какие чувства Вам знакомы? А что же значит Сочувствие? В этом слове спрятано умение человека понимать чувства другого.

Представление Сочувствия: Меня зовут Сочувствие,

Я- самый младший брат, Историй знаю много я Их рассказать вам рад Они о чувствах главных, Которые важны.

Они внутри у каждого И каждому нужны

Методические рекомендации

В процессе взаимодействии с игровым персонажем необходимо обратить внимание на имя героя Сочувствие и провести беседу о том, какие чувства знакомы детям и в

каких ситуациях они возникли(активизация личного опыта).

Затем от лица игрового персонажа детям предлагается показать этюды .Один показывает другие определяют настроение.

Этюды:

«Новая кукла», «Баба Яга», «Фокус», «Один дома», «Лисичка подслушивает», «Кот Васька», «Солёный чай», «Новая девочка».

Этюд «Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд «Баба Яга»

Баба Яга поймала Алёнушку , велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет- сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Этюд «Фокус»

Мальчик очень удивился :он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки не было…Из него выпрыгнула собака.

Этюд «Один дома»

Мама –енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно-а вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь.

Этюд «Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком ,и подслушивает. О чём они говорят.

Этюд «Кот-Васька»

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька

прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд « Солёный чай»

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай, и не глядя, по ошибке

вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Театральные этюды

Задачи:

Развивать воображение детей ,обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

  1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить её с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись «губки надули». Но это же мама –простили, улыбнулись.
  2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить /рычим/
  3. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
  4. Я работник сладкий , целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину, чтоб на всю наесться зиму… Впереди арбузы- вот! Где мне взять второй живот?

  1. На носочках я иду- маму я не разбужу.
  2. Ах, какой искристый лёд, а по льду пингвин идёт.
  3. Мальчик гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки.
  4. У ребёнка в руках воображаемый кулёк(коробка) с конфетами .Он угощает детей, которые берут и благодарят его .Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
  5. Жадный пёс Дров принёс, Воды наносил Тесто замесил. Пирогов напёк,

Спрятал в уголок И съел сам.

Гам, гам. гам!

  1. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
  2. Дворник ворчит , выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
  3. Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный ощущает слабость и недомогание.
  4. Корова. тщательно пережевывающая первую весеннюю травку , спокойно, с наслаждением.
  5. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом,

И доволен был косой:

- Крыша есть над головой!- А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил, Зайцу шубу промочил.

Мёрзнет заяц под кустом:

- Никудышный этот дом!

  1. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели- Нет игрушки, сели и заплакали…

  1. Полюбуемся немножко. Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой, Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно

Игры-драматизации

  1. «Самолёт»

Поиграем в самолёт? (Да) Вы все-крылья, я- пилот Получили инструктаж- Начинаем пилотаж.

В снег летаем и в пургу, У- у-у-у-!.

Видим чьи-то берега. А -а-а-а!

Ры- ры- ры- рычит мотор. Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлётной полосе! Что ж- закончен наш полёт. До свидания. Самолёт.

  1. «Умываемся»

Кран откройся, нос умойся,

Воды не бойся! Лобик помоем, Щёчки помоем, подбородочек,


Височки помоем, одно ухо, второе ухо-

Вытрем сухо! Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять, в лес пойдём мы играть,

А на чём поедем- вы должны сказать. Стоп!

Дальше ехать нам нельзя, Шины лопнули, друзья.

Будем насос качать, воздух в шины надувать.

Ух, накачали.

Игры- превращения

Развитие выразительности и воображения

  1. «После дождя»

Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

  1. «Цветок»

Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки. Голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх- цветок расцвёл; голову слегка откинуть назад,

медленно поворачивать её за солнцем

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка. Мышцы лица расслаблены.

  1. «Танец розы»

Под красивую мелодию исполнить танец удивительно прекрасного цветка- розы.(ребёнок сам придумывает к нему движения). Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра

«заморозил» прекрасную розу.(ребёнок застывает в любой придуманной позе)

  1. «Кто я»

Взрослый или ребёнок жестом, мимикой, звуком изображает  что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника, самовар, Муху-Цокотуху. Детям предлагают отгадать изображённый предмет.

3.3 Оценочные материалы результативности освоения программы

Таблица 1. Мониторинг (диагностика) сформированности театрально – игровой деятельности детей 3-5 лет

№ п/п

Ф. И. ребенка

Сроки

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Этюдный тренаж

Основы

театрально й культуры

Работа        над спектаклем

Общая оценка

Общеразвивающие игры

Упражнения и этюды

Игры на превращения

Игры        на        действия        с воображаемыми предметами

или на память физических действий

искусства,        основа        актерского

Музыкально-пластические

импровизации

Жесты        как        важное        средство выразительности

Игры  и  упражнения  на  речевое

дыхание

Артикуляционная гимнастика

звучания с

Игры  и  упражнения        на  опору

дыхания

Игры на расширение        диапазона

голоса

Творческие игры со словом

Скороговорки

Упражнения на развитие

внимание, памяти, воображения

Этюды на выражение

и сопоставление различных эмоций

Этюды на воспроизведение

отдельных черт характера

Особенности и виды театрального искусства, основа актерского мастерства. Культура зрителя

Желание участвовать в играх-дра- матизациях.

Умение общаться с партнером.

Способность импровизировать при создании образа.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

1

1

1.

н/

г

к/

г

Низкий уровень

н/

г

к/

г

Средний уровень

н/

г

к/

г

Высокий уровень

н/

г

к/

г

ВЫВОД: По результатам диагностики выявлены следующие результаты

Ито

го

Низкий уровень

н/

г

к/

г

Средний уровень

н/

г

к/

г

Высокий уровень

н/

г

к/

г

Методика        проведения        мониторинга        театрально-игровой        деятельности        детей        в        старшей        группе

Таблица 1 Мониторинг (диагностика) сформированности театрально – игровой деятельности детей 5-7 лет

№ п/п

Ф. И. ребенка

Сроки

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Этюдный тренаж

Основы театрально й культуры

Работа над

спектакл ем

Общая оценка

Средний уровень

Низкий уровень

ВЫВОД: По результатам диагностики выявлены следующие результаты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

н/

к/

г

н/

г

к/

г

н/

г

к/

г

н/

г

к/

г

н/

г

к/

г

н/

г

1

Общеразвивающие игры

2

Упражнения и этюды

3

Игры на превращения

4

Игры на действия с воображаемыми

предметами

или на память физических действий

1

Особенности и виды театрального

искусства,        основа        актерского мастерства. Культура зрителя

2

Музыкально-пластические импровизации

3

Жесты        как        важное        средство выразительности

1

Игры        и        упражнения        на        речевое

дыхание

2

Артикуляционная гимнастика

3

звучания

4

Игры  и  упражнения        на        опору

дыхания

5

Игры  на  расширение        диапазона

голоса

6

Творческие игры со словом

7

Скороговорки

1

Упражнения на развитие

внимание, памяти, воображения

2

Этюды на выражение

и сопоставление различных эмоций

3

Этюды на воспроизведение

отдельных черт характера

1

Особенности и виды театрального искусства, основа актерского мастерства. Культура зрителя

1

матизациях.

Умение общаться с партнером.

Способность импровизировать при

Итого

г

к/

г

Высокий уровень

н/

г

к/

г

Кузнецова И.В

МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области

3.4 Условия реализации программы материально - техническое обеспечение

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации программы, соответствующие СанПиН 2.4.4.1251-0З.

Групповые помещения – групповая комната или центр дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Телевизор (просмотр телепередач с родителями)
  • Ноутбук
  • Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
  • Музыкальный зал
  • Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр
  • Декорации
  • Театральные костюмы
  • Маски
  • Мягкие игрушки
  • Ширма
  • Фотографии, картинки, иллюстрации.
  • Атрибуты к играм.
  • Художественная литература.
  • Дидактические игры.

Кадровое обеспечение Программы

Квалификация        педагогов,        реализующих        Программу        -        не        ниже        первой квалификационной категории

Информационное обеспечение

  1. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.-127 с
  2. Синицын Е. Умные сказки. М.: Аист, 1998.-113 с
  3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. -М. : ТЦ Сфера,2009.-128 с 4..Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера,2010- 128 с.
  1. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М.:Мозаика – Синтез ,2007.- 128 с
  2. Программа « Театр-Творчество-Дети». М.:1995.-30 с
  3. Губанова Н. Ф.Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО,2007.-256с 8Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., СтёпинаН.М. В Мире детских эмоций.М.: Айрис-

пресс,2004.-160с

9.Маханёва М.Д.Занятия по Театральной деятельности в детском саду.М.: ТЦ Сфера, 2009

-128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...