Театрализованные игры для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Гатилова Мария Валерьевна

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста. Способствуют развитию интонационной выразительности, передачи игрового образа, выразительности движений. Развивают память, воображение, внимание, фантазию, выдержку, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры для детей 2 младшей группы

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем;  кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.


Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов. Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду.

Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!


Игры–стихи.

Цельучить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту: Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе. Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Туча.

Туча по небу плывет, И грозу с собой несет. Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары! Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало! Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем. Показался солнца лучик, Солнце вышло из-за тучи. Можно прыгать и смеяться Тучи черной не бояться!

Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек! Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)

Дружный круг. Если вместе соберемся, Если за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся, Хлоп-хлоп!

Топ-топ! Прыг-прыг! Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)


Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется, Потому что каждый день что-нибудь случается! То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь, То, бывает, испугаюсь! То бывает посижу, помечтаю, помолчу!

Умываемся.

Кран откройся, Нос умойся, Воды не бойся! Лобик помоем, Щечки помоем, Подбородочек, Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо — Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали! А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.)  (И едут.)

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья. Будем мы насос качать, Воздух в шины надувать. Ух! Накачали.

 

Кошки-мышки

Эта ручка — Мышка, Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет, Мышка корочку грызет. Кошка это слышит

И крадется к Мыши. Мышка, цапнув Кошку, Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»



Предварительный просмотр:

Театрализованные игры для детей средней группы

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель:  развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,                  

Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.             

Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки,       

А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.                    

Семена посеет ловко

А весною в огород                      

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

 

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух:             Я всех умней!

Ведущий:        Кричал петух.

Петух:             Умею я считать до двух!

Хорек:             Подумаешь!

Ведущий:        Ворчит хорек.

Хорек:            А я могу до четырех!

Жук:                 Я — до шести!

Ведущий:         Воскликнул жук.

Паук:               Я — до восьми!

Ведущий:         Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука — Считаю я до сорока.

Уж:                        Ах, ужас!

Ведущий:       Ужаснулся уж.

Уж:                        Ведь я ж не глуп, Но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы смог!

Ученик:            А у меня есть карандаш. Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит, Все в мире сосчитать он может!

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Мыльные пузыри.

- Осторожно, пузыри!

-Ой, какие!

-Ой ,смотри!

-Раздуваются!

-Блестят!

-Отрываются!

-Блестят!

-Мой со сливу!

-Мой с орех!

-Мой не лопнул дольше всех!

Сердитый гусь.

Вот большой сердитый гусь. Очень я его боюсь!

Защищая пять гусят, Щиплет больно он ребят.

Громко гусь шипит, гогочет, Защипать ребяток хочет!

Гусь уже идет на нас! Убегайте все сейчас!

Самолет

Поиграем в самолет? (Да.) Вы все — крылья, я — пилот. Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.) В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!) Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор. Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе! Что ж — закончен наш полет. До свиданья, самолет.

Мишка 

Косолапые ноги, Зиму спит в берлоге, Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь.) Вот он Мишенька, медведь, По лесу он ходит.

Находит в дуплах мед И в рот себе кладет.

Облизывает лапу, Сластена косолапый. А пчелы налетают, Медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!» Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу, Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает...

Король (вариант народной игры)

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники.       Здравствуй, король! Король.Здравствуйте!

Работники.       Нужны вам работники?

Король.       А что вы умеете делать?

Работники.        А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

Муравьи

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

Мокрые котята

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.



Предварительный просмотр:

Театрализованные игры для детей старшей группы

Пантомима

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Моя Вообразилия

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии. Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения. Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку:

Рак:          Будешь мне портнихой, Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой. Ведущий: А лягушка-белогруда Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!

Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

(Звучит текст, дети имитируют движения.)

—     Только в лес мы пришли, появились комары.

—     Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

—     На полянку мы заходим, много ягод мы находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

—     Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

—     Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли. И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

—     На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось, Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.) Воспитатель читает стихотворение:

В мою Вообразилию попасть совсем несложно, Она ведь исключительно удобно расположена!

И только тот, кто начисто лишен воображения, — Увы, не знает, как войти в ее расположение!

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел... Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.


Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать     образные     исполнительские     умения.     Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1)     Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2)     Улыбнуться, как:

а)  вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в)  мать младенцу,

г) младенец матери,

д)  кот на солнце.

3)     Сесть, как:

а)  пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в)  обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д)  наездник на лошади,

е)  невеста на свадьбе.

«Игра с платком». 

Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

а)бабочку,

б) лису,

в) принцессу,

г) волшебника,

д) бабушку,

е) фокусника,

ж) больного с зубной болью.

 

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Звонкий день

(на мотив «Ах вы, сени» ) Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс! Не к чему ворчать и злиться, Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса, Лиса-пианистка — рыжая солистка! Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука! В барабаны стук да стук Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик - внук Взяли балалайки….

Подхватили Белочки Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день!

Игры на развитие пластической деятельности

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно- выразительные умения.

Лисичка подслушивает

Лисичка   стоит   у   окна  избушки,  в   которой  живут  Котик   с   Петушком,  и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают  по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

 

Танец розы

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

  1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
  4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Цветочек

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени  («завял цветочек»).

Веревочки

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат»,    с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов

«Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Радиограмма

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий. Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге.

Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Передай позу

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

4. Театрализованные игры для детей подготовительной к школе группы

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

Больной зуб

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

Капризуля

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Театр пантомим

Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.

Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.

Игры-превращения.

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Кактус и ива

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога  «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Буратино и Пьеро

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Незнайка

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

Маятник

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

Цветок

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Вдоль по бережку

Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает. Вдоль по бережку молодчик идет, Выше по бережку молодчик идет, Выше бережка головушку несет, Сапожком своим пристукивает

Да по пяточкам постукивает.

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимикиСовершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

  1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
  2. Много снега — протопчем тропинку.
  3. Моем посуду. Вытираем.
  4. Мама с папой собираются в театр.
  5. Как падает снежинка.
  6. Как ходит тишина.
  7. Как скачет солнечный зайчик.
  8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
  9. Едим щи, попалась вкусная косточка.
  10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
  11. Разводим  костер:   собираем  разные  ветки,   колем   щепочки,   зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
  12. Лепим снежки.
  13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14.   Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15.   Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16.   Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17.   Пчела на цветке.

18.   Обиженный щенок.

19.   Обезьяна, изображающая вас,

20.   Поросенок в луже.

21.   Наездник на лошади.

22.  Невеста на свадьбе. Жених.

23.   Бабочка порхает с цветка на цветок.

24.  Зуб болит.

25.  Принцесса капризная, величественная.

26.  Бабушка старенькая, хромает.

27.  Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28.  Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

29.  Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт  —

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30.      Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31.     Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32.     Я не знаю.

33.     Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

34.     Я — страшная гиена, Я — гневная гиена.

От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.

35.     Пожарить глазунью. Съесть.

36.      «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

—   Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.


Игры - этюды:

Цель:   развивать  детское  воображение.  Обучать  детей   выражению  различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1.     Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2.    Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3.    Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4.   Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

5.   На носочках я иду — Маму я не разбужу.

6.   Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7.   Мальчик  гладит   котенка,   который  прикрывает   глаза  от   удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8.   У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9.  Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10.     Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11.   Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12.       Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13.    Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14.   Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

— Крыша есть над головой!

— А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил.

– Мерзнет заяц под кустом:

- Никудышный этот дом!

15.     Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

16.   У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

17.     Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали!

Лопнул шар,

А две подружки посмотрели —

Нет игрушки, сели и заплакали...

18.     Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

—     Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19.     Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно.

Тюльпан

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1.     Утром тюльпан раскрывается Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

2.   На ночь закрывается  Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3.       Тюльпанное дерево Внизу  соединить  тыльные  стороны ладоней и поднимать руки  над головой.

4.    Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны,   ветви ладони вверх.

5.    И  осенью листики опадают  Повернуть ладони  вниз  и  мягко опускать вниз, чуть перебирая  пальцами.

Ежик

Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1.   Ежик съежился,                                        Согнуть ноги в коленях, прижать

    свернулся,                                                   к животу, обхватить их руками, нос в колени.

2.   Развернулся...                                            Вернуться в исх. п.

3.   Потянулся.                                                 Поворот на живот через правое плечо.

4.      Раз,   два,   три, четыре,  пять...             Поднять  прямые  руки   и  ноги вверх, потянуться за руками.

5.     Ежик съежился опять!..                          Поворот  на  спину через левое  плечо, обхватить руками ноги,

                                                                         согнутые в коленях, нос в колени.

Марионетки

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму    хлопку

—   быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль  продавца.  Покупатели  по  очереди  просят продавца  показать  ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

Одно и то же по-разному

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения   по   определенному  заданию:  человек   «идет»,   «сидит»,  «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I        группа — задание «сидеть».

Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II        группа — задание «идти».

Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку; в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III       группа — задание «бежать».

Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV     группа — задание «размахивать руками».

Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V     группа — задание «Ловить зверюшку».

Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Угадай, что я делаю

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1.   Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2.      Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3.   Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4.   Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Что слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре  или за окном.

Кто во что одет?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Тень

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается.  Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

Поварята

Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе

«поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет:  луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп И вкусную кашу из нескольких круп, Нарезать салат иль простой винегрет, Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее  блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,Морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов) [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

В методической разработке представлены театрализованные игры и этюды для дошкольников в помощь педагогам...

«Вернисаж сказок" - методическая разработка театрализованной игры для детей дошкольного возраста «Вернисаж сказок

                    Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок ...

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников....

Картотека "Театрализованные игры для детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста...

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста

Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитаци...