Статья «Развитие игровой деятельности детей в условиях ФГОС ДО»
статья

Андреева Валентина Петровна

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является одним из важных средств познания окружающего мира. Данный вид деятельности сложен, внутренне мотивирован, но в то же время лёгок и радостен для ребенка. Игра – это наиболее естественный и в то же время продуктивный способ обучения детей дошкольного возраста, поскольку знания и умения усваиваются в привлекательной для детей форме. Поэтому переоценить значение игровой деятельности детей дошкольного возраста сложно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие игровой деятельности детей

в условиях  ФГОС ДО»

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является одним из важных средств познания окружающего мира. Данный вид деятельности сложен, внутренне мотивирован, но в то же время лёгок и радостен для ребенка. Игра – это наиболее естественный и в то же время продуктивный способ обучения детей дошкольного возраста, поскольку знания и умения усваиваются в привлекательной для детей форме. Поэтому переоценить значение игровой деятельности детей дошкольного возраста сложно.

Но, к сожалению, в настоящее время развивающая предметно-пространственная среда уступает место урочной деятельности дошкольников, что приводит к отсутствию у них игрового опыта и умения развивать игровой сюжет. Кроме того, позиция многих родителей сводится к ненужности игры и к раннему обучению дошкольников. Введение ФГОС ДО позволило сделать акцент на игровой деятельности в дошкольных организациях, поскольку игра – одно из ключевых направлений Стандарта . При этом от современного педагога требуется умение учитывать особенности развития детей, запросы родителей и требования школы, а также умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Качественное педагогическое руководство игровой деятельностью дошкольников состоит в том, чтобы до конца понимать развивающую роль детской игры, знать психологию игровой деятельности, компетентно использовать игровые позиции по отношению к играющим детям. Однако многие исследования показали, что для педагогов ДОО, особенно для начинающих, своеобразным камнем преткновения является организация и руководство игровой деятельностью.

Принципы организации игровой деятельности дошкольников звучат следующим образом:

- свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

- творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

- эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

- следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Игры по ФГОС ДО классифицируются следующим образом.

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

Игры с ярко выраженным обучающим характером: дидактические игры с сюжетным рисунком; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности; дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра.

Охарактеризуем некоторые из перечисленных видов более подробно.

Итак, в возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры: настольный театр картинок или устойчивых игрушек; театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок; игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев; импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета.

Игровая деятельность является одной из важнейших в дошкольный период. Основным назначением детской игры является служение подготовкой к дальнейшей деятельности ребенка. Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в общественной, трудовой и личной жизни.

Детей учить играть необходимо с самого раннего возраста. В возрасте 1-3 года важное значение имеет процессуальная игра, в основе которой лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрослых. На следующем возрастном этапе происходит развитие сюжетно-отобразительной, а затем сюжетно-ролевой игры, которая становится основой учебно-игровой деятельности.

Таким образом, для развития игровой деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные особенности. Также нельзя жестко ограничивать игровые действия и места. Важное значение имеет организация совместной игровой деятельности детей, непосредственное участие воспитателя в игре, поощрение использования предметов-заместителей, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Список литературы:

  1. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Москва-Синтез, 2008. – 64 с.
  2. Губанова Н.Ф. Формирование игровой культуры дошкольников // Теория и практика социокультурного развития личности: Сб. науч. статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Н.Ф. Губановой – Коломна-Егорьевск: ГСГУ, 2016. – 308 с.
  3. Иванова Е.В. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста // Педагогика. 2018. № 1. С. 116-119.
  4. Малахова Л.П. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 88 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

Статья. Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...

Статья «Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».

Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его дейс...

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....

Статья «Развитие игровой деятельности у старших дошкольников по теме «Космос»

Статья «Развитие игровой деятельности у старших дошкольников по теме «Космос»Цель: создание условий для появления и разыгрывания новых сюжетов совместных игр....

Статья «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»

laquo;Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»...

Статья: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

В  условиях реализации ФГОС ДО и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятель...