Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала для детей второй младшей группы
статья (младшая группа)

Молоканова Любовь Сергеевна

статья на тему о пользе сыпучего материала для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_mladshaya.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ детский сад №190 Кировского района Волгограда

Статья на тему:  Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала

для детей  второй младшей группы

Подготовила воспитатель: Молоканова Л.С.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Задачи развития мелкой моторики:

- сформировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей, координацию движений;

- развивать творческие способности, мыслительную деятельность, связную речь;

- стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Задачи сенсорного развития:

- сформировать у детей умений самостоятельно применять системы персептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

- создать условия, способствующие развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

- сформировать у детей систему сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

Развитие мелкой моторики и сенсорики в соответствии с ФГОС ДО прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с крупой развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с сыпучим материалом, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с сыпучим материалом, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать сыпучий материал. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к игре с сыпучим материалом. Манипуляции с сыпучим материалом не вызывают аллергии, нельзя порезаться или уколоться,  легко моется, обрабатываемся.

Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании сыпучего материала ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игры и занятий с сыпучим материалами, направленных на развитие осязания, ребенок учиться хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук.

Полезно проводить массаж с сыпучим материалом, благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом, происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Игры занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка и показать, как нужно пользоваться сыпучем материалом.

Говоря про игры с сыпучими материалами я имею ввиду не только различные крупы, но для обогащения сенсорных впечатлений в нашей группе использую и другие материалы:

• Песок (в том числе кинетический)

• макаронные изделия

• семечки, орешки, бобовые

• камешки

• ракушки (без острых краев)

В своей работе с детьми второй младшей группы использую следующие игры с сыпучими материалами:

Пересыпание (самое простое). Все, что понадобилось, это миска с любым сыпучим материалом, а также ложка и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край» или с помощью приготовленного приспособления, в данном случае используем маленькую ложечку.

Просеивание. Эта игра логическое продолжением предыдущей. Использовали сито и разный материал более крупного размера (камешки, ракушки и фасоль). Ребенок отсеивает более крупные изделия от мелких изделий.

Сортировка. В этой игре не требуется дополнительных приспособлений. Все выполняется руками. Дети разделяют используемый сыпучий материал: фасоль - покормить курочку, ракушки – домики для улиток, а камешки – сделать дорожку для курочки и улитки.

Поиски клада. Самая занимательная игра. В емкость с песком прячем небольшие игрушки, а дети ищут их на ощупь руками.

Насыпная аппликация. Использовала заранее окрашенный рис, макаронные изделия в форме самолета, заготовка основа из картона с рисунком, клей ПВА. На рисунок поэтапно дети наносят клей, за один «заход» намазываем клеем те детали, которые на финальной картинке должны быть одного цвета, затем обильно посыпать картинку рисом, при необходимости слегка прижимает посыпку к листу. Лишнее стряхиваем. Повторяем с другими областями рисунка.

Аппликации на пластилине. На занятии использовала картон с нарисованными на нем разными геометрическими фигурами. Дети замазывали толстым слоем пластилина эту фигуру. На выбор дала несколько сыпучих материалов, ребенок сам выбирал каким засыпать пластилин. В конце занятия показали друг другу и проговорили, у кого какие фигуры изображены.

Рисование на манке. В крышку от коробки, окрашенную в темный цвет, насыпаем манку. Дети пальчиками рисуют разные картинки.

Итак, игры и занятия с сыпучим материалом - значимые мотивирующие факторы активности и творческой продуктивной деятельности. Он способствует развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики и сенсорикис помощью пуговиц...

«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»

Известно, что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей....

Презентация "Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц"

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.Играя с пуговицами разного цвета, разной форм...

Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала.

По мнению В.А Сухомлинского: "Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала.

quot;Развитие мелкой моторики  и сенсорики с помощью сыпучего материала"...

Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц

Известно,что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.Играя с пуговицами раз...