Конспект занятия «Фольклорное развлечение, посиделки»
план-конспект занятия

Лысенко Любовь Владимировна

Адресная группа: учителя-логопеды, педагоги ОО, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Купинский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Областной центр диагностики и консультирования»

Конспект итогового занятия второго цикла ДКРз

Тема: «Фольклорное развлечение, посиделки»

Любовь Владимировна Лысенко,

учитель—логопед высшей квалификационной категории

Купинского филиала ГБОУ НСО ОЦДК

Купино

2019 г.


Аннотация к итоговому занятию

«Фольклорное развлечение, посиделки»

Цель: обобщить знания детей о малых формах русского фольклора, изученных в процессе реализации проекта.

Задачи

Коррекционно-развивающие:

  • формировать интонационную выразительность речи;
  • развивать грамматический строй речи;
  • обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  • развивать коммуникативно – речевые навыки;
  • формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к народному творчеству;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости, осознания себя, как гражданина России.

Актуальность

Заявленная тема занятия обусловлена тем, что на протяжении второго цикла ДКР занятий реализовался творческий проект «Малые формы фольклора в диагностико-коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в режиме ДКР занятий». Итогом этой работы стало фольклорное развлечение, на котором присутствовали педагоги ДОУ и родители. У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, связной речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи. За время реализации проекта у детей повысился уровень познавательной активности, мотивация речевой деятельности. Словарный запас обогатился исконно русскими словами. Более активно дети стали использовать в речи прилагательные, наречия и другие части речи. Включение в ДКР занятия малых форм русского фольклора проходило в игровой форме, с использованием слайд-шоу, яркого, содержательного дидактического материала и атрибутов, что способствовало запоминанию малых форм фольклора и усвоению грамматических норм родного языка. Моя задача, как логопеда, показать на итоговом занятии педагогам и родителям такие доступные и эффективные методы и приёмы работы, способствующие коррекции и развитию речевых навыков детей с ОВЗ, как малые формы русского фольклора. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Адресная группа: учителя-логопеды, педагоги ОО, родители.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • фольклорный материал, иллюстрации, дидактический материал для праздника, атрибуты для игр, русские народные костюмы.

Ожидаемый результат:

  • предоставлена информация по теме занятия;
  • продемонстрированы возможные варианты включения малых форм русского фольклора в работу с детьми с ОВЗ.

Предложенные приёмы работы могут быть рекомендованы к использованию учителям-логопедам, педагогам образовательных организаций, воспитателям дошкольных организаций, родителям. Использование малых фольклорных форм на занятиях способствует формированию правильного произношения звуков, их автоматизации в речи; развитию грамматического строя речи. Так же фольклорные произведения способствуют обогащению словарного запаса и развитию связной речи.


Цель: обобщить знания детей о малых формах русского фольклора, изученных в процессе реализации проекта.

Задачи

Коррекционно-развивающие:

  • формировать интонационную выразительность речи;
  • развивать грамматический строй речи;
  • обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  • развивать коммуникативно – речевые навыки;
  • формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к народному творчеству;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости, осознания себя, как гражданина России.

Словарная работа: обогащение словарного запаса детей исконно русскими словами.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, атрибуты для игр, русские народные костюмы, леденцы и конфеты для поощрения.

Предварительная работа: включение малых форм русского фольклора в ДКР занятия, в процессе реализации проекта.

Ход развлечения:

Ведущий: ребята, сегодня мы с вами будем веселиться, играть, русскую старину вспоминать. Но сначала сядем рядком, да поговорим ладком. Кто загадку отгадает, тот и место занимает.

Загадки.

  • Всех перелётных птиц черней,

чистит пашню от червей (грач).

  • На шесте – дворец,

во дворце – певец (скворец).

  • Весной веселит,

летом холодит,

осенью питает,

зимой согревает (дерево).

  • Дышит, растёт, а ходить не может (растение).
  • Зелена, а не луг, бела, а не снег,

кудрява, а не голова (берёза).

  • Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
  • Не найдешь на белом свете

Силачей таких, как эти,

Трудовой такой семьи!

Кто же это? (муравьи).

  • Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком (пчела).

  • В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался (паук).

Ведущий: молодцы ребята, пока мы с вами загадки отгадывали, не заметили, как на посиделках в русской избе оказались.

(На экране слайд внутреннего убранства русской избы, дети рассматривают).

Кто знает, что такое посиделки?

Ответы детей: на посиделки собирались в большой избе; пели песни; водили хороводы; играли в разные игры.

Ведущий: правильно всё, давайте тоже будем веселиться. Пусть наши добры молодцы, девчат посмешат небылицами-перевёртышами, посоревнуются в умении шутить, прибаутки говорить.

(Выходят мальчики)

Перевёртыши.

  • Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

  • Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Прибаутка.

  • Петушок, петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

Ведущий: от души мы посмеялись! Вы, ребята, молодцы, получайте леденцы! (угощает мальчиков леденцами).

Что же наши девицы красавицы сидят, да только посмеиваются? Пришла пора и вам себя показать! Может, кто колыбельную песенку помнит? Или заклички знает?

Колыбельная песенка.

  • Котя, котенька, коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Закличка.

  • Ласточка, ласточка,

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем побывала

Весну добывала,

Несу, несу, Весну красну.

Ведущий: ой, ребята, держитесь! Девочки вас на диалог весёлый вызывают!

Диалоги – небылицы.

  • Девочка: Федул, Федул, что губы надул?

Мальчик: Кафтан прожёг.

Девочка: Можно зашить.

Мальчик: Иглы нет.

Девочка: А большая ли дыра?

Мальчик: Один ворот остался!

  • Девочка: Фома, что из леса не идёшь?

Мальчик: Да медведя поймал!

Девочка: Так веди его сюда!

Мальчик: Да он не идёт…

Девочка: Так сам иди…

Мальчик: Да он не пускает!

Ведущий: и девчата молодцы! И вам за умение – сладкое угощение!

А не пора ли нам поиграть, наши ноженьки размять?

Игра «Бабка-Ёжка»

  • Есть в большом лесу избушка

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят,

Не догонишь ты ребят!

(Догонялки, дети убегают от бабы Яги).

Ведущий: в народе говорят «Делу время, а потехе час», на посиделках не только веселились, играли, но и рукодельничали. Пришла и нам пора делом заняться.

Кто знает, какими рукоделиями занимались на Руси?

Ответы детей (вязали, вышивали, лепили из глины, вырезали деревянные игрушки и посуду, украшали свои работы разными рисунками, пряли пряжу…). А мы с вами разрисуем красивыми узорами сарафан русской народной Матрёшки.

Дети рассматривают слайды с изображением матрёшек.

Какие у матрёшек сарафаны?

Ответы детей: яркие, красивые, разноцветные.

А сами матрёшки какие?

Ответы детей: весёлые, озорные, улыбчивые.

Ведущий: Молодца ребята, красивые слова о матрёшке придумали.

Самостоятельная работа: дети украшают узорами сарафан матрёшки.

Ведущий: не заскучали ли наши гости? У меня для вас тоже есть задание: вспомните и назовите, какие пословицы и поговорки о русском быте вы учили с детьми? (Включение родителей). Родителям вручается медаль «Активный родитель».

  • Мой дом-моя крепость.
  • Дом вести – не лапти плести.
  • Делу время - потехе час.
  • Хлеб да каша - пища наша.
  • Проще пареной репы.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • Молочные реки, кисельные берега.

Ведущий: молодцы ребята, славно потрудились, ваши работы украсят наш зал.

Посиделки продолжаются, есть ещё игры и забавы.

Русские народные игры: «Ручеёк», «Мышеловка», «Гори-гори ясно». В играх принимают участие родители.

Ведущий: вот так и проходили в старину посиделки, с играми и шутками, с песнями и хороводами, с рукоделиями и с весёлым чаепитием. За семейными посиделками обсуждали дела семейные, советовались, общались, принимали важные решения. Молодых уважали, старых почитали. Не забывайте русские традиции, пусть ваш дом всегда будет тёплым, радостным и уютным. А сейчас я приглашаю вас на чай с пряниками.

Список литературы:

Галанина Н.А. Использование русского народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.

Фёдорова Г. Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста.

Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Посиделки».

Фольклорный праздникЦель: Приобщать детей к истокам русского народного творчества, развивать их творческие способности ...

Сценария развлечения "Посиделки на Рябинник" (старший дошкольный возраст)

Итоговое занятие в проекте разработанным творческим коллективом МБДОУ "Слюбовью к Чебулу"...

Сценария развлечения "Посиделки на Рябинник" (старший дошкольный возраст)

Итоговое занятие в проекте разработанным творческим коллективом МБДОУ "Слюбовью к Чебулу"...

Конспект развлечения «Посиделки» с детьми подготовительной к школе группы

Конспект развлечения«Посиделки» с детьми подготовительной к школе  группыЦель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.Задачи: Упражнять в лепке дымковской игрушки с натуры, п...

Конспект занятия фольклорного кружка "Забава"

Первое ознакомительное занятие фольклорного ружка "Забава" с играми, песнями, потешками и т.д....

Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"

Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Посиделки у бабушки Авдоньи» (для детей средней группы )

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Посиделки у бабушки Авдоньи» (для детей средней группы )...