Методическая разработка «LEGO конструирование в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка (младшая группа)

Гурьева Наталья Сергеевна

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка64.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр   развития ребенка – детский сад» Дружба

Методическая разработка

«LEGO конструирование в дошкольной образовательной организации»

Составитель:

Гурьева Наталья Сергеевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Качканар

2015 год

Содержание:

Введение

3

Основная часть

7

Заключение

12

Список использованных источников и литературы

14

Ведение

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование.

LEGO-конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

  • Позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
  • Даёт возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
  • Формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.),показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.          

В последние годы стали появляться книги и статьи, которые дают нам информацию о LEGO-конструировании.

В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ, представлены методические разработки поLEGO-конструированию.

Однако весь представленный материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и не раскрывает полностью систему работы.

Поэтому возникла необходимость создать методическую разработку по теме «LEGO-конструирование в дошкольном образовательном учреждении», в которой описана система работы с воспитанниками, начиная с младшего дошкольного возраста. Так как, начиная с младшего дошкольного возраста, систематическая работа позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь дошкольников.

Цель методической разработки: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO-конструированию, развитие конструктивного мышления средствами конструктора LEGO.

Задачи:

  1. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию начиная со второй младшей группы согласно разработанному алгоритму;
  2. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  3. Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
  4. Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  5. Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
  6. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия.

Методическая разработка «Лего-конструирование в детском саду» составлена с учетом следующих принципов:

  • Принцип личностно-ориентированного подхода;
  • Принцип доступности(усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников);
  • Принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала);        
  • Принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Новизна работы: Методическая разработка «LEGO -конструирование в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «LEGO». В ней представлена система и алгоритм работы с дошкольниками, начиная со второй младшей группы, по развитию технически грамотной личности.

Так же новизна методической разработки выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

Основная часть.

Курс занятий рассчитан на 4 года, объём занятий – 72часа (2 раза в месяц в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы).

         Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:

  • Наличие «Центра конструирования», который должны содержать конструкторы различной модификации (от простых кубиков, до сложных мелких деталей).
  • Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

        Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором

  • Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
  • Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
  • Сборка частей модели.
  • Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
  • Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

«Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

  • Конструктор LEGO DUPLO;
  • Конструктор «Строитель» (не менее 300 деталей);
  • Конструктор деревянный «Архитектор» (не менее 70 деталей)

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы будут сформированы знания:

  • Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.
  • Уметь располагать кирпичики вертикально.
  • Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжаем развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к «конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «конструирование по простейшим чертежам и схемам» (разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской). Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

  • Конструктор LEGO DUPLO;
  • Конструктор «Строитель» (не менее 300 деталей);
  • Конструктор деревянный «Архитектор» (не менее 70 деталей);
  • Конструктор LEGO CLASSIK;
  • Конструктор LEGO DAKTA

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники средней группы смогут:

  • Уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);
  • Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

  • Уметь выделять основные и характерные части постройки;
  • Анализировать образец постройки;
  • Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
  • Создавать постройки по схеме, по замыслу;
  • Освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
  • Уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

  • Конструктор LEGO DUPLO;
  • Конструктор LEGO CLASSIK;
  • Конструктор LEGO DAKTA;
  • Конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.

Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы — это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети подготовительной группы готовы к моделированию уже целого сюжетного блока по замыслу и условиям предлагаемым воспитателем.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

  • Видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;
  • Соотносить конструкцию предмета с его назначением;
  • Создавать различные конструкции одного и того же объекта;
  • Создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;
  • Создавать конструкции, объединенные одной темой.

Для реализации программного материала необходимо иметь конструктор

  • Конструктор LEGO DUPLO;
  • Конструктор LEGO CLASSIK;
  • Конструктор LEGO DAKTA;
  • Конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.

И методический материал соответствующий условию или замыслу (художественное или музыкальное произведение и т.д.)

Заключение

Решение поставленных в методической разработке задач позволит:

  • Организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности;
  • Сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
  • Организовать оказание дополнительной образовательной услуги в ДОО по техническому конструированию.

Реализация работы по LEGO-конструированию в детском саду способствует:

  • Реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
  • Обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • Формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
  • Удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
  • Повышению профессионального уровня педагогов;
  • Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • Участию воспитанников ДОО в фестивалях по LEGO-конструированию.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Список использованных источников и литературы:

  1. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
  2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.        
  4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.
  5. Портал «Все о наших детях» http://for-children.ru/zdorove-rebenka/516-pitanie-detey-v-detskom-sadu.html
  6. «НС – портал» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
  7. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...

Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

это  повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...

Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации

Конспект методической разработки родительского собрания в дошкольной образовательной организации на тему:«Как поддерживать познавательную активность ребенка»...

Использование ЛЕГО конструирования в дошкольной образовательной организации.

В данной статье говориться, что Лего конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно рабо...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...