Развитие мелкой моторики рук у детей 4-х лет посредством пальчиковых игр
методическая разработка (средняя группа)

Матчитова Софья Николаевна

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_4.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей 4-х лет посредством пальчиковых игр

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и мышления, связной речи.

Развитие мелкой моторики явялется мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение. Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание. 

Характерные особенности мелкой моторики детей 4-х лет:

- неумение держать ручку (карандаш), т.к. недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки;

- неумение непрерывно водить карандаш по заданной полоске; 

- недостаточность развития мышц пальцев рук;

- низкий уровень развития точности движений мелкой моторики рук;

Для решения выявленных проблем был план работы по развитию мелкой моторики рук детей 4-х лет средствами пальчиковых игр, а именно:

1) выбор пальчиковых игр;                                                                                                                                                    

2) практическое использование пальчиковых игр.

Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Они проводятся во время гимнастики, на прогулке, во время наблюдения, перед обедом, в начале подвижных игр или в ходе, на физминутках при организации образовательной деятельности. Игры рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

 - сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

- использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

Наибольший интерес представляют игры:

- на расслабление;

- в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Очень важным фактором для мелкой моторики и развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Этапы разучивания игр:

1. Воспитатель сначала показывает игру детям сам.

2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно,

воспитатель проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

воспитателя, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

 Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка). 

Примеры игр: «Заяц и ежик»

Заяц и ёжик навстречу друг другу Указательные и средние пальцы

Шли по дорожке по полю, по лугу обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Встретились – и испугались они. Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – поди догони! Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.

«Колечки». Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности, соблюдать следующие принципы:

• доступность;

• безопасность;

• разнообразность упражнений.

Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность в обучении пальчиковым играм:

Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения.

Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности.

В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.

В-четвертых, повышает социально-психологический климат в группе.

В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития людей с интеллектуальной недостаточностью.

При работе с детьми при проведении пальчиковых игр следует соблюдать некоторые рекомендации:

Для педагогов:

1. Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, движения пальцами. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

3. При выполнении упражнений все пальцы должны быть задействованы.

4. Упражнения делать вместе с детьми, показывая правильность, увлеченность игрой.

5. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

6. Следите за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Не должно быть чрезмерного напряжения мышц руки при выполнении упражнений.

8. Все указания давать спокойным тоном, четко, без лишних слов.

9. После 2-3 упражнений, постепенно заменяйте их новыми.

10. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Из-за невыполнимой задачи ребенок может потерять интерес к игре.

11. Никогда не принуждайте.

Родителям:

1. Развивать мелкую моторику детей начинать с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша;

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, учитывая уровень физического развития, возраст малыша.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно.

6. Если малыш затрудняется в выполнении какого-либо задания, сразу помогите ему.

7. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

8. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка....

"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка....

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....

Развитие мелкой моторики рук у детей 4 -5 лет посредствам кинетического песка

В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на неск...

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного образования в художественно - эстетической деятельности"

Данная метадическая разработка раксрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...