интегрированное занятие по экологии. Тема: «Поможем Матушке природе»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ильина Елена Юрьевна.

Технологическая карта интегрированного занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Поможем Матушке природе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_ekologii.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

дошкольные группы общеразвивающей направленности

Технологическая карта

интегрированного занятия по экологии в

в старшей группе

Тема: «Поможем Матушке природе»

Воспитатель: Ильина Е.Ю.

г. Югорск – 2021 г

Образовательная область: Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи: 

Образовательные: создавать условия для:

  • развития познавательного интереса к миру природы;
  • формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка

поведения; (Познавательное развитие);

  • развития умений проводить несложные опыты с водой;
  • обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
  • предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;
  • активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь;
  •  развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли. (Речевое развитие);
  • развития умения изображать природные объекты в цвете. (Художественно эстетическое развитие);
  • формирования навыков коллективного общения;
  • формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Развивающие: 

  • создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Воспитательные: 

  • создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и

окружающему миру в целом.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В. Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», изготовление солнышек.

Материалы и оборудование:

- аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды;

- компьютер для просмотра презентации;

- камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши,

мелки, фломастеры.

Этап (структурные компоненты деятельности), продолжительность (мин)

Методы, формы, приемы

Деятельность педагога

Предполагаемые ответы  детей

  1. Вводная часть

3 мин.

- словесный

 (беседа - диалог, художественное слово)

Звучит музыка лёгкая тихая.

- Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

Дети дарят

гостям солнышки.

  1. Основной этап

19 мин.

- словесный

 (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово)

- Наглядный

-  словесный

 (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово)

- Наглядный (демонстрационный материал, опыт)

-игровой

- Наглядный

- Словесный

-  словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово)

-игровой

-  словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово)

- Молодцы, а теперь садитесь  на стульчики.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?

- Правильно. Мы свами тоже часть природы, как и животные, и насекомые и рыбы, и растения. Они дышат с нами одним воздухом, пьют  воду и получаем пищу, значит, мы можем назвать их нашими братьями наши меньшие.

- Утром мне на электронную  почту пришло необычное письмо. Посмотрите на экран. (слайд.1) Я вам его сейчас прочитаю. «Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения в природе и не понимают как эти правила важны. Эти люди  натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муровьишки возле сосен, звери, птицы, и всё живое в лесу. Помогите мавести порядок, спасите братьев ваших меньших! Матушка природа» (слайд 2)

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь ей навести там порядок?

 Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

- Молодцы, вы все сказали правильно. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе. Нам с вами поможет ветерок. Для этого возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем: Ветерок подуй сильней, унеси нас по скорей. (слайд 3)

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЕСА.

- Посмотрите, ребята, где мы с вами очутились? Правильно, в чудесном лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.

- А вот и речка, а в ней рыбки, о которых говорилось в письме.

(слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

- А как она стала такой грязной? Посмотрите, что это?

-Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. А также талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

- Правильно. Заводы должны строить очистные сооружения. А чтобы не было свалок, мусор нужно переработать.

- Ребята, а мы с вами можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. А вот вода, из этой грязной речке, давайте захватим её с собой.

- Скажите, что нужно сделать, прежде чем мы пройдем в мини лабораторию?  Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов.

Эксперимент «Очистка воды»:

- Поделитесь  на пары и подойти к столу.

- Как же нам очистить вот эту воду?

- Вы, все готовы? А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе, повторяйте за мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем грязную воду из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

- Ребята, что у вас получилось?

- А вода стала чище? Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

- Посмотрите, наши рыбки немного повеселели. (Слайд 5.)

Вы молодцы хорошо потрудились!

- Ребята, а вы устали? Не хотели бы немного отдохнуть.

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

-  Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и может потеряться. Тогда он начинает везде бегать и  разыскивать свою дорогу. Что же помогает ему найти её? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв?

- А из чего он сделан? И где находится?

- Дети, какую пользу приносят муравьи?

 - Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу. (слайд 7)

– Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.    Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядку от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

 – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

А ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник а они  потом выберут себе дом который мм понравится.

- Вы отлично справились!  Муравьи  вам говорят спасибо. (Слайд 7)

–А теперь пойдём дальше, что же ещё случилось в этом лесу. (слайд 8) (Изображение леса в мусоре). Посмотрите, какой грустный лес. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему?

А куда же нужно выбрасывать мусор? А как мы можем помочь лесу?

(ответы детей)

- Природа-это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

- Да, хотим!

- Слушать громко музыку; бросать мусор;

ломать ветки на дереве и рвать цветы;  мыть машины в речке; ловить жуков и бабочек; разводить огонь; разорять муравейники; не рвать паутины. Не разорять птичьи гнезда; не трогать детёнышей у зверей; не вырезать на деревьях.

- В лесу.

-Вода в реке грязная.

- Это завод и свалка.

- Перерабатывать отходы.

- Да, хотим!

(ответы детей)

-  не шуметь, не вертеться, слушать внимательно, быть очень внимательными и аккуратными.

ответы детей: фильтр стал грязный, а вода в стакане чистой. На ватном диске  остались большие и маленькие кусочки грязи.

(ответы детей: да).

- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

- Муравейник.

- Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев.

(ответы детей)

Дети берут камни, рассматривают их, на них цифры. Раскладывают по порядку.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ

ФЛОМАСТЕРЫ ИЛИ МЕЛКИ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

ответы детей.

ответы детей

- собрать мусор в пакеты

- убрать мусор.

  1. Заключительный этап

3 мин.

- словесный

- Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем: "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей" Открываем глаза мы с вами в саду.

-  Посмотрите ребята, а нам опять на электронную почту

Пришло письмо. «Дорогие ребята, большое спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и помогли  моим детям! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я назначаю вас Я посвящаю вас в «ЭКОЛЯТА» - это юные защитники природы.  Высылаю вам специальные  эмблемы. До новых встреч!   Матушка Природа.»

- Ребята, ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше

будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие?

Посмотрите, под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия.

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что

наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

"Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"

ответы детей

Работа с карточками (ответы детей)

-мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли

очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли

муравьям восстановить их тропу и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас"

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-с...

Конспект интегрированного занятия по экологии Тема: «Жалобная книга природы».

Конспект интегрированного занятия по экологии Тема: «Жалобная книга природы».  Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС), работа с детьми строиться на основе интегра...

Интегрированное занятие по экологии "Поможем Матушке - природе"

Цель: расширять представление детей о растительном и животном мире, взаимосвязи человека и природы....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «Поможем Матушке природе»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группеТема: «Поможем Матушке природе»...

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Поможем Матушке природе»

Воспитатель встречает детей словами:-Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните.Здесь бывают чудеса… Сказка спряталась пока!Не грустите, улыбнитесь, Сказка дарит нам сюрприз!...

Конспект НОД на тему "Поможем Матушке природе"

Развивать познавательный интерес к миру природы....

План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».

Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....