«Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
материал

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

Проблема  педагогического  взаимодействия  воспитателя  и  музыкального руководителя  в  ДОУ - одна  из  важных:  от  ее  решения зависит успешность процесса  музыкального  развития  дошкольников.  На смену  уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором  воспитатель, музыкальный руководитель и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii_2019_g.docx25.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Высокогорский детский сад «Солнышко»

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан

«Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

 музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Высокогорский

детский сад «Солнышко»

с. Высокая Гора, 2019

СЛАЙД 2

« Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания

 невозможно полноценное

умственное развитие»

В.А.Сухомлинский.

Проблема  педагогического  взаимодействия  воспитателя  и  музыкального руководителя  в  ДОУ - одна  из  важных:  от  ее  решения зависит успешность процесса  музыкального  развития  дошкольников.  На смену  уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором  воспитатель, музыкальный руководитель и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

СЛАЙД 3

Совместное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в нашем детском саду заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность. Мы развиваем  музыкальность детей, воспитываем их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования.

Свою работу по взаимодействию с воспитателями в начале учебного года начинаю с обсуждения планов работы, с помощью опроса пдагогов во время консультации. Совместно со старшим воспитателем составляем план работы на новый учебный год, где даём возможность воспитателям с большим стажем  делиться  опытом  работы, проводя мастер-классы, консультации и тренинги для молодых педагогов.

СЛАЙД 4,5

В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Участие воспитателя на музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. В специально отведённое время, согласно графику, мы с воспитателями обсуждаем музыкальный материал, готовим атрибуты для предстоящего занятия. Такая же система работы проходит и при подготовке к праздникам и развлечениям. Я составляю сценарии к праздникам и развлечениям, подбираю музыкальный материал, затем мы с воспитателями проводим обсуждение, где педагоги вносят свои коррективы по предложенному материалу. А музыкальное оформление к праздникам и развлечениям  мы выбираем совместно с детьми.

Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее наши воспитатели.  Они  оказывают помощь каждому ребенку, наблюдают, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группе,  детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима.  Мы с воспитателями показываем движения упражнений, исполняем пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляем контроль над качеством выполнения всего программного материала.

Не могу не отметить  младших воспитателей, которые помимо того, что являются хранителями чистоты и уюта в группе, ещё и являются незаменимыми помощниками педагогов при проведении музыкальных занятий и праздников. Наши младшие воспитатели играют роли на утренниках, украшают музыкальный зал  к  праздниками, шьют костюмы.

Хочу так же отметить, что активными помощниками и участниками образовательного процесса в нашем ДОУ являются родители. Они не только помогают нам в приобретении и изготовлении костюмов и атрибутов, но и практически на всех праздниках и развлечениях играют роли сказочных персонажей.

СЛАЙД 6, 7

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Я в своей работе тоже сталкивалась с такой проблемой, когда воспитатель на музыкальном занятии предпочитал быть пассивным слушателем. Важно в такой ситуации заинтересовать педагога, смотивировать его на активное участие. Решение очень простое – это взаимопосещение! В нашем детском саду, такая работа проводится ежемесячно, с целью повышения педагогического мастерства педагогов.

СЛАЙД 8

С целью повышения продуктивности музыкальных занятий предлагаю следующие формы  взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

• обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности (индивидуальный маршрут);

• проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

• взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

•подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;

•организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

•составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических  технологий использования музыки  в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;

• взаимодействие с методической службой ДОУ.

СЛАЙД 9

         Хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного  воспитания,  обозначенные в ФГОС, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим  навыка элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)?  Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Ошибочно утверждение большинства музыкантов-педагогов, которые заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой».

СЛАЙД 10, 11

С  2016 года наш детский сад является базовой площадкой по «Реализации Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Высокогорского муниципального района». В рамках функционирования базовой площадки выстроено  сетевое взаимодействие с 5 малокомплектными детскими садами Высокогорского муниципального района: Семиозёрский детский сад «Айгуль», Чепчуговский детский сад «Ромашка», Берёзкинский детский сад «Медвежонок», Инсинский детский сад «Гузяль» и Мамонинский детский сад «Шатлык». Деятельность базовой площадки нацелена на  осуществление организационно-методического сопровождения деятельности малокомплектных дошкольных образовательных учреждений.  

        Педагоги этих малокомплектных детских садов принимают активное участие в работе педагогического совета нашего детского сада, где воспитатели и специалисты проводят мастер-классы, аукцион дидактических игр, делятся опытом работы. В октябре 2018 г. на базе Семиозёрского детского сада «Айгуль» был проведён семинар-практикум для музыкальных руководителей района по проблеме: «Здоровьесберегающие технологии в  музыкальном воспитании детей дошкольного возраста», в котором приняли участие не только музыкальные руководители,  но и воспитатели.

Наши педагоги выезжают в подшефные детские сады: посещают занятия, проводят консультации для педагогов с целью оказания методической помощи. Педагоги малокомплектных детских садов «Айгуль», «Ромашка», «Гузяль», «Медвежонок», «Шатлык» опубликовали свои материалы в сборнике, выпущенном нашим детским садом к августовской конференции в 2018 году.

СЛАЙД 12

     В связи с обозначенной в моём выступлении темой, хотела бы поблагодарить педагогов ДОУ за неравнодушие, любовь к детям, за взаимопонимание и поддержку. Замечательно, что наши педагоги осознают, что мы делаем общее дело, и каждый по мере своего педагогического мастерства вкладывает в детей частичку своей души. И работают в тесном взаимодействии с музыкальными руководителями, используя музыку и на своих занятиях, и в режимных моментах.

Спасибо, что помогаете и корректируете  замыслы музыкальных руководителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности"...

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Основные критерии взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

«Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

На смену уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором  во...

Педсовет. Доклад "Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Педсовет. Доклад "Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО"...