Индивидуальный план повышения профессионального уровня
материал

Сафарова Регина Наилевна
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на тему :" Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_safarovoy_r.n.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня Сафарова Регина Наилевна,  воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №96» «Елмаю» г. Нижнекамска

на межаттестационный период 2022-20227г.г.

Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников. Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность.

Задачи:

1.     Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2.     Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3.     Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4.     Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

5. привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.

Актуальность темы самообразования:

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам  природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается  от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Форма самообразования: индивидуальная

Срок реализации индивидуального плана повышения профессионального уровня: межаттестационный период: 2017 - 2021 гг.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Представление материала: транслирование педагогического опыта на региональном и городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.

Предполагаемый результат:

- положительная динамика показателей экологического развития детей;

 -изготовление картотеки дидактических игр, пособий по экологии.

План самообразования составлен в соответствии с документами:

· Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

· Образовательная программа МБДОУ

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2017-2018 учебный год

Сентябрь

2017г.

Планирование работы по самообразованию.

 определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Составление плана

Октябрь

2017г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Рыжова .Н.А. Наш дом природа.

Выступление с презентацией из опыта работы: «Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников», в региональном семинаре: «Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организованном «Управлением дошкольного образования» НМР РТ, на базе МБДОУ №23,                  г. Нижнекамск

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2017 г

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Выступление на тему: «Игровые подходы в экологическом воспитании дошкольников», в городском методическом объединении: «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе филиала МБДОУ № 34 НМР РТ

Изготовление поделок из природного материала.

Подготовка к выступлению

Декабрь 2017г

Мастер-класс «Знатоки природы», в городском  методическом объединении: «Квест – технологии при реализации требований ФГОС ДО», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ № 22 НМР РТ

Выступление на родительском собрании «Гаиләдә   әхлак тәрбиясе» 

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива  

    

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Январь

2018г

Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование ИКТ  Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Февраль 2018г

Выступление на тему: «Волшебные семена», в рамках городского методического объединения: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности», для педагогов дошкольных образовательных учреждений,  на базе МБДОУ №24 НМР РТ

Подготовка к выступлению

Март 2018г

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Выступление с презентацией из опыта работы: «Логические игры и упражнения как средство экологического воспитания дошкольников», в рамках регионального семинара: «Логические игры и упражнения в позновательной деятельности детей», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организованном «Управлением дошкольного образования»  НМР РТ, на базе МБДОУ №67, г. Нижнекамск

Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

Подготовка к выступлению

Апрель 2018г.

Организованная образовательная деятельность  в рамках дня открытых дверей для педагогов и родителей МБДОУ «Әкияттә кунакта»

Представление видеоматериала из опыта работы: «Лесничий», на региональном семинаре-практикуме: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями», для педагогов ДОУ, организованном «Управлением дошкольного образования»  НМР РТ, на базе МБДОУ №94, г. Нижнекамск

Подготовка к ООД

Подготовка к выступлению

Май 2018

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями

2018-2019 учебный год

Сентябрь 2018г.

Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании».

Октябрь 2018г.

Украшение группы, создание атмосферы осенней природы.

Квест-эстафета  «В поисках клада»

Фотоотчет.

Подготовка к ООД

Ноябрь

2018г.

Создание экологического уголка родного края.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выступление на тему: «Исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников», в рамках городского методического объединения: «Исследовательская деятельность дошкольников как средство их интеллектуального развития», для педагогов дошкольных образовательных учреждений,  на базе МБДОУ №90 НМР РТ

Выставка: «Дары природы»

Подготовка к выступлению

Декабрь

2018г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Мастер-класс: «Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников», в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе: «Современные образовательные технологии при реализации основной образовательной программы дошкольного образования», для педагогов ДОУ, организованном Казанским инновационным университетом имени В.Г.Тимерясова (ИЭУП) Нижнекамский филиал, на базе «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» Нижнекамский филиал

Стенгазета со стихами  и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»

Подготовка к выступлению

Январь

2019г.

Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья»

Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада.

Февраль

2019г.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на тему: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой», в рамках городского методического объединения: «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ №11 НМР РТ

Отчёт

Подготовка к выступлению

Март

2019г.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.

Пополнение дидактических игр..

Апрель

2019г.

Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Мастер-класс: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством экологического воспитания», на зональном семинаре-практикуме: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организованном «Управлением дошкольного образования»  НМР РТ, на базе МБДОУ №67, г. Нижнекамск

Изучение статей по данному направлению.

Подготовка к выступлению

Май

2019г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2019-20120 учебный год

Сентябрь

2019г.

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре»

Октябрь

2019г.

Выступление на тему: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой», в рамках городского методического объединения: «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ №11 НМР РТ

Викторина  «Осенний калейдоскоп»

Подготовка к выступлению

Изготовление дидактических пособии

Подготовка к ООД

Ноябрь

2019г.

Презентация из опыта работы: «Наш уголок природы», в рамках городского методического объединения: «Современная модель развивающей среды в ДОУ», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ № 24 НМР РТ

Изготовление дид.пособии

Декабрь

2019г.

Мастер-класс «Я хочу быть полезным», в городском методическом объединении: «Люди и мусор: кто кого?», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ №19 НМР РТ

Участие в муниципальном конкурсе работ из бросового материала «Ёлочка живи!»

Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Ёлочка живи!»

 

Изготовлении работ для конкурса

Январь

2020г.

Организованная сюжетно ролевой игры  «Лесная больница»

Подготовка к ООД

Февраль

2020г.

Подбор материала  для  оформления  картотеки  по темам:  «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы  луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Создание картотеки

Март

2020 г.

 КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Изготовление дидактических игр по экологии.

Апрель

2020 г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Работа с педагогами

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

Консультация для педагогов«Доступные виды труда детей на огороде в детском саду.

Май

2020г.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Июнь

2020г.

Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Изготовление  папки.

2020-2021 уч.год

Сентябрь

2020г

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

«Современные  технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева

Составление  плана

Сентябрь

2020г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме  «Труд в природе»

Картотека «Труд в природе»

Октябрь

 2020г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Развлечение «Золотая осень»

Ноябрь

2020г.

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр для детей старшей группы.

Декабрь

2020 г.

Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Изготовление  папки.

Декабрь

2020 г.

Наглядный материал. Изготовление демонстрационного  и раздаточного материала для НОД

Выступление на тему: «Экологическое воспитание через формирование элементарных математических представлений дошкольников», в рамках городского методического объединения: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы», для педагогов дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ №44 НМР РТ

Изготовление материала.

Подготовка к выступлению

Январь

2021г.

Конкурс «Экологические акции в ДОУ.  Приведи в порядок свою планету»

Привлечь к участию родителей.

Январь

 2021

Экологическая  викторина «Умники и умницы»

Использование ИКТ  Показ презентаций  о мире животных. Использование DVD дисков в работе   вне  занятий.

Февраль

2021 г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»  для детей старшего возраста

Консультация для родителей «Экологические сказки»

Составить картотеку

Консультация для родителей

Март

2021г.

Изучение  научно – методической  литературы:  О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина  «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

Квест-игра для старших дошкольников "Берегите природу"

Подготовка к ООД

Апрель

2021г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей младшей группе  группы

Апрель

2021г.

Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников.

 Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий.

Май

2021

Оформление папки с результатами новых разработок

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.

Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас». Оформление папки передвижки «Наши результаты»

Список использованной литературы

1. С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

3. Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;

4. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»;

5. С.Н. Николаева «Юный эколог»;

6. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»;

7. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»;

8. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»;

9. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

10. Т.С Комарова «ИЗО в детском саду»;

11. Авторская программа Каменевой Н.Е. «Божья коровка»;

12. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;

13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;

14. О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;

15. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».

Перспективный план самообразования педагога:

Перспективный план на 2022-2027 г.г.

Срок

Содержание работы

Практические выходы

в течение

2022-2023

Изучение методической и научной литературы по проблеме и имеющегося опыта

в течение

2022-2027

Пополнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии ФГОС ДО

в течение

2023-2027

Обогащение группы  методической и художественной литературой

по теме

2022-2027

Публикации  (представление опыта работы) на сайте ДОУ, образовательных сайтах, в методических сборниках

2023-2026 год

Выступления на педсоветах

1 раз в год

Консультации для воспитателей

1 раз в год

Консультации для родителей

2022-2027

Оформление выставок,

круглый стол

в течение

2022-2027

Посещение МО, семинаров, открытых мероприятий

2 раза в год

Участие в городских мероприятиях

1 раз в год

Участие в региональных мероприятиях

1(2) раза в 5 лет

Участие в республиканских мероприятиях

1 раз в 5 лет

Участие в российских мероприятиях

2023-2025

Оформление папки-передвижки.

2027

анализ  деятельности по теме самообразования

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...