«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста по средствам игры»
консультация

Дерябина Людмила Алексеевна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие связной речи

 у детей дошкольного возраста по средствам игры»

Подготовила воспитатель:

Дерябина Людмила Алексеевна,

высшая квалификационная категория

2018 г.

«Связная речь - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

Ф. А. Сохин

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

Полноценное овладение связной речью возможно только в условиях целенаправленного обучения у детей с нормальным речевым развитием и потому целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в общей системе работы воспитателя.

Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте активизация словаря оказывает большое влияние на развитие связной речи. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает высокого уровня. Ребенок на вопросы отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение дополнять или исправлять, оценивать высказывания и ответы товарищей. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Дошкольный возраст – важный период для формирования связной речи, в котором средством формирования является игра. Процесс обучения в каждом возрасте имеет разные формы, в данном случае дошкольник учится – играя.  

Двусторонняя связь между речью и игрой существует в игровой деятельности старших дошкольников. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, тем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. В игре, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

Для связной речи  используются все виды игровой деятельности.

3 слайд

  • Дидактические игры (пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение и упражняют в составлении связных высказываний, умение правильно выражать свои мысли) Например: «Рассмотри и опиши», «Запоминай-ка»

Дидактические задачи многих игр развивают умение детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. Развивается в игре способность аргументировать свои утверждения, доводы. Дидактические игры в свою очередь делятся на три основных вида:

- С предметами (В играх с предметами развитие связной речи происходит таким образом, что ребёнок учится устанавливать сходство и различие предметов, сравнивать их друг с другом)

- Настольно-печатные. (Например, в играх на запоминание состава, количества и расположения картинок, дети учатся связно рассказывать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.)

- Словесные игры (обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности) Играя в словесные  игры, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях. Используются такие игры: «Кто больше заметит небылиц?», «Цепочка слов». Игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Назови три слова»

  • Сюжетно-ролевая игра (совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. В игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.) для активизации детских диалогов.  Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх. Обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи. Например, игра «К нам гости пришли», где дети распределяют между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей и др.
  • Игры-драматизации (способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности). Игры–драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
  •  Подвижные игры, малоподвижные (оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры) способствуют приучению к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров к очередности своих реплик. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. Подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Например: «Мы веселые ребята...», «Кот и мыши», «Тик - так», «Гуси-гуси»

Организация совместных видов деятельности стимулируют активную связную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.

Предлагаю несколько дидактических, словесных игр:

4 - 11слайд Игра «Овощи» Цель. Закрепить представление об овощах. Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать логические ответы.

12 слайд «Кто больше заметит небылиц?» Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Другие примеры небылиц:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

13 Слайд «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Оборудование: серийные картинки.

14 Слайд «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Оборудование: картинки-нелепицы.

15 Слайд «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Оборудованиесерийные картинки.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие связной речи каждого ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Интеррактивная игра как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста

Использование игры для позитивной социализации и развития речи дошкольников во время приобретения знаний о родном городе...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...