Учебно-методические материалы по теме : " ПЕНИЕ"
план-конспект

Скороспелова Татьяна Вячеславовна

Основные понятия, организация пения с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penie.docx652.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Тема. Исполнительская музыкальная деятельность. (продуктивная).

Получаем «продукт» в виде концертного номера,  песни, танца, игры, оркестра, импровизации .

Цель:  Сформировать  у студентов представление  об особенностях обучения пению детей  дошкольного возраста.

Пение.

 Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни.

Особенности детского певческого голоса и его охрана.

В процессе звукообразования принимают участие многие системы организма:

1. Артикуляционный аппарат.

2.Слуховой аппарат.

3. Голосовые связки  

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/o/OH6hpE9qQnC2ZVwsARyMNeI1tlmYgzKaPSfU7j/slide-7.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/8/8axOWYMziPshGjCIZlQtLR7vgHDUTm9wykAVoE/slide-11.jpg

У детей голосовые связки  быстро утомляются.
Особенности строения и развития голосового аппарата у детей требуют бережного отношения к нему.

Мероприятия по охране голоса ребенка.

-Не петь в холодную ветреную погоду на улице.
-Не подражать резким сигналам.
-Не переутомлять голос. Долго не петь.
-Не  допускать крики детей на улице и в группе.  
-Не требовать от детей громкого крикливого пения, стараясь поддерживать естественное звучание голоса, так как при громком пени нарушается согласованная работа певческого аппарата – сильно напрягаются голосовые связки,  дыхание становиться напряженным.
-Не предлагать для пения сложных песен, не соответствующих возрастным возможностям детей.

Полезно петь в сосновом лесу  или после грозы.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Звук образуется в связках очень тихий, он усиливается т.н. резонаторами.

*У человека 2 резонатора. Головной, Грудной.

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается. 

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.

Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

*С детьми работаем на головном резонаторе.
Звук должен быть мягкий, полетный.
 Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства его певческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, легкость, ровное звучание, расширяется диапазон.

В дошкольном возрасте он небольшой: от 3-4 звуков в младшей группе до 7 в подготовительной.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции.
Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая поза.

- Дети сидят на персональных стульях рядами, заняв ¾ стула.

- Спина прямая.

- Руки свободно лежат на коленях.

- Ноги перпендикулярны полу.
- Стулья должны соответствовать росту детей.

Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно.

Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться.

Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пения : заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Организация детей на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения ими материала и для развития музыкальных способностей.

В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руководителя и воспитателя.

Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспитатель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продирижировать.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:
 
          1.Навык звукообразования.


2. Навык певческого дыхания;
 

3. Работа над чистотой интонирования;; 

4. Работа над  дикцией.

5. Навык ансамблевого пения .

Формирования певческих навыков, требуется целенаправленная работа.

  1. Звукообразование. Важнейшим условием правильного звукообразования выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Развитию протяжного звуковедения способствуют песни в умеренном темпе. Умение тянуть звук, петь протяжно. (модель) 

Песни- распевки, упражнения для развития голоса содержит «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной и другие методические пособия. «Эй, вы дубы ау, ау», «Качели», « Лесенка».

Расслабить шею. Плавные движения рук, со звуками  «о» , « у» ,

но не «и».(она сужает гортань):

Позиция рта, не плоский звук, а как  будто яблоко, а лучше картошка горячая.  (прием – тянется ниточка музыкальная ниточка)

Приемы сравнения: « Та, та, два кота»

Один кот ленивый, мы тянем плавно звуки, а второй котик шустрый, мы поем легко, отрывисто».

Сравнение с лошадкой(лошадка скачет), капельками, дождиком способствует обучению подвижному, легкому звукообразованию.

2. Дыхание .Лучшее дыхание диафрагмальное, у детей  часто ключичное дыхание. (упражнение : «ШАРИК надуваем».)  Не длинные фразы. Чтобы дыхания хватило на музыкальную фразу. Объяснить детям. Что нужно брать короткое  нешумное дыхание между фразами. Нельзя в середине слова брать дыхание. Чем младше ребенок тем короче фразы.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. 

3. Работа над чистотой интонирования.  Детям даем понятия о высоте.

*Упражнения  из « Музыкального букваря» Ветлугиной.

«Птичка и птенчики», «Качели», и др.

*Речевые интонационные  упражнения.

«Мы охотились на льва».
«Таря- Маря в лес ходила».  

*Дидактические игры на развитие голоса и звуковысотного слуха.

Между музыкой и речью много общего.  , также как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональное состояние человека. Смех, плачь, тревога, радость, нежность и т.д.

Интанноционная окраска речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса,  темпа речи, акцентов, пауз.  Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

 4. Работа над дикцией. Согласные должны произноситься активно, четко, ясно. Что важнее в песне слова или мелодия?

*Проговаривать напевно  слова. Не глотать окончание слов.
« Накормлю лошадку» Александрова

*Упражнение -цоканье язычком,
*Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка», «Улыбка»

При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны. Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

5. Навык ансамблевого пения формируется постепенно.ensemdie – вместе. Кивок головой, дирижерский жест. Поможет вместе начать, вовремя вступить Воспитатель поет выразительно и просит смотреть на его рот. (Поем вместе со мной)  Упражнение, для слухового сосредоточения. (в кругу мы должны слушать только свой ансамбль, свой кружок. Попевка: «Божья коровка» .

                             ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ:
Три условных периода разучивания:
1 эскизный(знакомство, анализ песни)
2 технологический(собственно разучивание)
 
3 заключительный( «впевание», достижение художественной выразительности).https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/06bc/0004738b-3e6e2fe6/img6.jpg

Литература для изучения:

1..Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

2.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

3.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.,

4. Г.А. Праслова «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2005

5. С.И. Мерзлякова  «Учим петь детей .3-4 лет», «Учим петь детей. 4-5 лет» «Учим петь детей 5-6 лет» «Учим петь детей 6-7 лет». Песни и упражнения для развития голоса. Учебное издание. ООО «ТЦ СФЕРА», Москва, 2014.

6. О.В.Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Учебно – методическое пособие. « Музыкальная палитра» СПб 2008.

4. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития : Учеб. для студ. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания». Профессиональный модуль: Организацияразличных видов деятельности и общения детей. Москва. Издательский центр «Академия» 2017.

стр. 129 – 142.

http://primdou74.ru/public/users/993/JPG/211020191953_1.pdf

Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998  

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие на тему "Дикие животные"

обучающая электронная игра "Большая путаница" или "Чей детеныш?" по теме "Дикие животные"...

учебно-методическое пособие по теме "Дикие животные" электронная игра

обучающая электронная игра по теме "Дикие животные"...

Учебно-методическое пособие по теме "Профессии и стихии". Электронная игра.

Детям предлагается определить какие из предложенных профессий не связанны со стихией воды, огня, земли. После каждого из игровых заданий предлагается самостоятельно проверить свой выбор....

Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"

В материале представленны наиболее  часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...

учебно-методическое пособие по теме "Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Перспективный план к учебно-методическому пособию Т.Овчинниковой "Пение и логопедия"

Перспективный план предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Учебно-методическое пособие по теме:"Особенности методической работы в современном ДОУ."

Цель разработки: описать процесс организации методической работы в ДОУ....