Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"
методическая разработка по теме

Петрова Наталья Васильевна

В материале представленны наиболее  часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,конечно, без слез оставаться в детском саду на целый день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon natalya_yasli.zip47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Советы педагогов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.

      

В последние годы родители вновь стали отдавать детей в детский сад в раннем возрасте, начиная с 18 месяцев, иногда еще раньше, в детских садах вновь стали открываться группы для малышей. И основной проблемой для родителей при поступлении ребенка в детский сад является благоприятная адаптация малыша к новым условиям. Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей. Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности (что обеспечивается присутствием матери или близких людей). Ребенок впервые остается в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений, в том числе навыков общения со взрослыми и другими детьми, которые его теперь окружают. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Адаптация.

 Как вообще происходит адаптация и что это такое?

Адаптация — это приспособление организма и психики (психосоматика) к новой обстановке, а для ребенка детский садик является новым, еще неизвестным пространством, со своим окружением и новыми отношениями. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

Каждый ребенок привыкает по-своему, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

2. Узнайте распорядок дня в группе детского сада, приблизьте режим ребенка дома к этому распорядку. За лето режим дня  должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой, воспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей (если ребенок старше двух - трех лет). Очень полезны так называемые пальчиковые игры.

3. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые друзья, с которыми можно играть, много игрушек, интересные игры, бассейн  и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожайте ребенку детским садом, как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

4. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.

5. Постарайтесь научить ребенка дома всем навыкам самообслуживания (самостоятельно кушать, мыть руки и вытираться полотенцем, совершать свой туалет, переодеваться, складывать вещи и др.).

6. Постарайтесь приготовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивайте ребенка положительно, на позитивной ноте с ним расставайтесь. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

7. Повысьте роль закаливающих мероприятий. Например, можно проводить утренние воздушные ванны, давать питье комнатной температуры, полоскать  рот после еды такой же водой. На прогулке одежда не должна быть слишком теплой (чтобы ребенок, двигаясь, не потел). Перед сном хорошо принимать легкий контрастный душ с разницей воды в 2° – 3°. Не бояться чаще проветривать помещения, в том числе перед дневным и вечерним сном (заранее).

8.Не отдавайте ребенка в разгаре кризиса трех лет.
9. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

 Психологическая подготовка 

Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

Еще один совет - до начала посещения садика почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у ребенка особых потрясений.

К режиму детского сада необходимо подготовиться заблаговременно - обычно детей приводят к 8 утра (чаще всего), а забирают около 5 вечера(чаще всего), тихий час - с 13.00 до 15.00. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца.

В первые несколько дней не следует оставлять ребенка более, чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели забирайте ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на вечернюю прогулку.

«Детсадовская» еда 

Отдельная тема — еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах 20-дневный, просчитывается до мельчайших деталей — в нем присутствуют соки, фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные и кисломолочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду — вина отчасти их родителей, которые «приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам или к излишне измельченной пище. Поэтому совет родителям простой — приучайте детей к обычной и здоровой еде — супам, кашам, салатам (с минимальным содержанием соли и сахара, так как это гораздо полезнее для детского организма) и т.д. — и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он не заставлял насильно ребенка кушать — это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать — один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в «комнату ужасов», а все из-за индивидуальных особенностей.

Адаптация: легкая, тяжелая и средняя 

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет — (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства.

Легкая адаптация — противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» все же возможны.

Средняя адаптация — когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Первый день.

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

3. Расскажите заранее воспитателю или заполните анкету об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 7.00–7.30 часам утра и оставляют до 18.30 –19.00. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка на долгое время. Целесообразно в первые несколько дней (2–3) приводить ребенка только на1или 1.5 часа, далее его время пребывание в детском саду определит воспитатель вместе с медиками. Чтобы постепенно ребенок привык к воспитателям, детскому саду и режиму в дет.саду.

 5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку,например, принести с собой свою любимую игрушку. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и поможет отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть первое время игрушка ходит вместе с ним в детский сад. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

6. Все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.

Первая неделя 

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому всем взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется — он становится более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Во-вторых, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции и переживания, которые могут возникать в течение дня, так что выплескиваются они только вечером на родителей.

Как помочь ребенку на этом этапе?

1. Следует создать спокойный психологический климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

2. Стараться не реагировать (особенно негативно) на выходки и не наказывать за капризы.

3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 1-2 часа, постепенно время увеличивайте до 3–4 часов, до 5–6 часов (оставляйте на дневной сон).

4. Обменяйтесь с воспитателями телефонами, чтобы в любой момент он мог связаться с вами. Не уходите далеко от дома, чтобы вы могли прийти в сад в случае необходимости пораньше.

5. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где одна из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и попробуйте решить ситуацию вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

6.  С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов.

7. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу. Если есть возможность, то лучше, чтобы ребенка отводил в садик кто-то из близких, с кем он легче расстается. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что вы его любите.

8. Когда вы уходите — расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

9. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

10. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

11. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.

ПОМНИТЕ!

 И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация " Полифункциональные материалы для детей раннего возраста "

Данные пособия разработаны нами для работы с детьми раннего возраста .С использованием палочек КЮИЗЕНЕРА ....

Учебно-методическое пособие: «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период». «Сарафанчик – волшебный карманчик».

Методическое пособие. «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»...

Игровое пособие для познавательно – речевого развития детей раннего возраста

В наше время существует огромное количество различных методик и игр для занятий с детьми всех возрастов. Игры на любой вкус и цвет… Родителям и педагогам остается только выбирать среди этого разнообра...

Игровые пособия для развития познавательной компетентности детей раннего возраста

Большинство из представленных игровых пособий изготовлены вручную и могут быть использованы в работе с детьми раннего возраста. Основной целью игровых пособий является развитие сенсорного восприя...

Игровое пособие для познавательно-речевого развития детей раннего возраста "Занимательный чудо-куб"

1. Описание развивающих возможностей игрового пособия «Занимательный чудо-куб»для решения задач познавательно-речевого направления развития детей раннего возраста.2. Методика использованияигрового пос...

Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей  (величина, форма, цвет)....

Методическое пособие: «Дидактическое пособие - книга из фетра. Развитие детей раннего возраста»

Данная книжка полностью отвечает этим требованиям. Причем сделанные своими руками игрушка приятнее и интереснее для детей, так как позволяет реализовать разнообразные идеи, использовать большее количе...