Как провести утреннюю гимнастику в первой младшей группе детского сада.
статья (младшая группа)

Детский сад для воспитанников первой младшей группы (1,5–3 лет) — это начало нового жизненного этапа развития, который ознаменован установлением правил, связанных с соблюдением распорядка дня. Одним из таких режимных моментов является утренняя гимнастика, имеющая ко всему прочему ещё и важное психологическое значение: увлекая ребят физическими упражнениями, педагогу удаётся отвлечь малышей от огорчений, связанных с утренним расставанием с мамами. Учитывая важность зарядки, нельзя не остановиться на психолого-педагогических и методических тонкостях её составления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как провести утреннюю гимнастику в первой младшей группе детского сада.

Детский сад для воспитанников первой младшей группы (1,5–3 лет) — это начало нового жизненного этапа развития, который ознаменован установлением правил, связанных с соблюдением распорядка дня. Одним из таких режимных моментов является утренняя гимнастика, имеющая ко всему прочему ещё и важное психологическое значение: увлекая ребят физическими упражнениями, педагогу удаётся отвлечь малышей от огорчений, связанных с утренним расставанием с мамами. Учитывая важность зарядки, нельзя не остановиться на психолого-педагогических и методических тонкостях её составления.

Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ

Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.

Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет

Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:

  • формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
  • укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
  • воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
  • стимулированию интереса к спорту;
  • развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).

Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой

На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:

  • «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
  • активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
  • повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
  • обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
  • переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
  • знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).

Требования к организации гимнастики

Как и все физкультурные мероприятия, утренняя гимнастика в первой младшей группе ДОУ имеет свои организационные особенности, обозначенные в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта:

  • Гимнастика проводится перед первым приёмом пищи.
  • Занятие включает разминку и восстановительные упражнения.
  • Длительность утренней физической нагрузки в первой младшей группе составляет до 5 минут.
  • Начиная с весны и вплоть до поздней осени упражнения можно выполнять на свежем воздухе (в группах закаливания это обязательное требование). Зимой — в группе или музыкальном, спортивном зале. В плохую погоду — на веранде.
  • Температура в помещении не должна превышать 17 градусов.
  • Перед началом работы в помещении, его нужно хорошо проветрить.
  • В младших группах дети одеты в обычную удобную одежду, обуты в комфортную обувь. Воспитатель одет в спортивный костюм с кедами/кроссовками, волосы собраны.
  • Принуждать малышей выполнять упражнения не нужно. Лучше потом выяснить, что вызвало такое поведение ребёнка (например, утром не хотел собираться — поссорился с мамой, настроение испортилось).
  • Для стимуляции интереса к гимнастике необходимо позаботиться о её музыкальном сопровождении (весёлые песенки, ритмичные мелодии).
  • Следует варьировать виды гимнастики.
  • Не стоит требовать от малышей излишней дисциплины, чтобы избежать чрезмерной организованности. Наоборот, гимнастика должна создавать приподнятое настроение.
  • Бо́льшая часть упражнений имеет имитационный характер.

        Зарядка должна носить игровой характер

  • В первом полугодии учебного года гимнастика выполняется из положений стоя, а во втором добавляются упражнения с предметами (кубиками, мячиками, флажками) из позиции сидя, лёжа на спинке или на животике.
  • Каждое задание повторяется в среднем 3–4 раза, отработка всего комплекса идёт на протяжении 2 недель.

 Утреннюю гимнастику в некоторых ДОУ проводит инструктор по физкультуре. Но, учитывая задачи её проведения с детьми 1,5–4 лет, как правило, в работе с младшим дошкольным возрастом организация этого режимного момента остаётся за воспитателем.

Виды утренних упражнений

Основное правило в работе с детьми — избегать обыденности. А любой вид работы, который, как утренняя разминка, повторяется изо дня в день, рано или поздно малышам надоедает. Поэтому задача педагога — находить разные формы проведения утренних упражнений. Для этого можно чередовать виды гимнастики:

  • традиционный комплекс общеразвивающих заданий (дети бегают, прыгают, ходят, задания не объединяются общим сюжетом);
  • сюжетная гимнастика (те же традиционные задания, но объединённые общим сюжетом, например, «Бабочка», «На прогулке» и др., а также героем-куклой, описывающим и показывающим все движения, такие упражнения обычно иллюстрируются стихотворениями);
  • в виде набора из 3–4 подвижных игр (например, «Дождик», «Лохматый пёс», «Катится колобок»);
  • с элементами аэробики (обычно такие комплексы предлагаются хореографами ДОУ);
  • в форме забегов (обычно этот вид практикуется в тёплое время года и предполагает постепенное наращивание темпа, увеличение времени и расстояния);
  • в виде преодоления полосы препятствий (такие преграды можно создавать с помощью мягких модулей);
  • с применением тренажёров (простых — гимнастического ролика, детского эспандера, или сложных — батута, беговых дорожек и пр.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики для первой младшей группы

Комплексы утренней гимнастики для первой младшей группы...

Картотека утренней гимнастики во 2 младшей группы детского сада на год.

Утренняя гимнастика  имеет большое оздоровительное значение, но только при условии систематичности. Физические упражнения благотворно влияют на детский организм. И способствуют активизации двигат...

Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе детского сада

О пользе утрнней гимнастики в детском саду сказано и написано не мало. Зарядка является важной частью режима двигательной активности дошкольника, приносит  пользу для каждого ребёнка: пробуждает ...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...

Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада

Даны рекомендации по постраюнею занятий и как заинтересовать малыша перед занятием....