"Повышение педагогической культуры семьи как условие развития творческого потенциала ребенка"
консультация

Сырцева Анна Вячеславовна

В современном стремительно развивающемся информационном обществе мыслящие, мобильные личности с неординарным мышлением, широким кругозором, умеющие ставить и решать нестандартные задачи будут иметь больше возможностей для реализации. Именно поэтому каждый родитель желает развить в своем ребенке этот потенциал, обеспечив ему наилучшее будущее. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития творческого начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_pedagogicheskoy_kultury_semi.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение педагогической культуры семьи

как условие развития творческого потенциала ребенка

Сырцева Анна Вячеславовна, педагог психолог,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

центр развития ребенка – детский сад №31 города Орла

В современном стремительно развивающемся информационном обществе мыслящие, мобильные личности с неординарным мышлением, широким кругозором, умеющие ставить и решать нестандартные задачи будут иметь больше возможностей для реализации. Именно поэтому каждый родитель желает развить в своем ребенке этот потенциал, обеспечив ему наилучшее будущее. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития творческого начала. Однако возможности возраста, как показывает практика, реализуются слабо из-за отсутствия у родителей необходимых знаний. Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья творческого человека в любом возрасте.

Являясь  главным институтом первичной социализации личности, семья выполняет основные функции в становлении и развитии ребенка. В первую очередь помогает определить морально-нравственные ориентиры, овладеть правилами общественного поведения, так как это упорядочивает жизнь детей. Попадая в социальную среду,  ребенок должен быть готов к тому, что не все окружающие будут воспринимать его как особенного и делать скидку на его таланты. Правила поведения в обществе для всех едины и это нужно объяснить. Если ребенок в семье не единственный, не стоит сравнивать его с другими детьми, избегая,  как положительного, так и отрицательного контекста. Немаловажным является грамотная социализация и обучение навыкам конструктивного общения.

Развитие творческого потенциала ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности.

Одной из самых распространённых ошибок родителей является низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых, радует своими успехами. Блистательно преодолевает начальную школу, посещая и преуспевая во множестве кружков, а в средних классах "скатывается" на тройки и двойки и теряет интерес к обучению и творчеству.  С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел. Причиной может быть недостаточная сформированность волевых качеств. Ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. И с возрастом каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.

Противоположность невмешательству ситуация, когда внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё», начиная с рождения. Родители при этом рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка не хватить, что в свою очередь нередко приводит к различным невротическим реакциям. Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно овладеть знаниями по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит.

 Если родителям, в свое время не удалось достичь значимых результатов и они заметили выдающиеся способности у своих детей, здесь тоже могут иметь место перегрузки. При этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его чадо недостаточно совершенно, а ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы. Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально.

А недооценённый потенциал порождает неуверенность в себе, склонность к подавленности, апатии, депрессии. Эти проявления свойственны крайне неуверенным в себе родителям. Они могут намеренно занижать как значимость своих достижений, так и ценность успехов своих детей, потому что для них важнее в момент неудачи «не оказаться неправыми». При этом они совершенно некритичны к своему поведению в отношении ребёнка, и советов не слушают.

Родители, которые  чрезмерно восхищаются способностями ребенка, желают постоянно демонстрировать его успехи друзьям и знакомым, культивируют  тщеславие и чувство превосходства над другими людьми у своих детей и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Чтобы сделать малыша счастливым, его успехи должны представлять ценность, прежде всего, для него самого, а не для окружающих его людей. Безмерное восхищение талантами ребенка может навредить, а вовремя произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.

Зачастую талантливые творческие дети имеют ряд психологических проблем. Это могут быть нарушения поведения, повышенная тревожность, перфекционизм (стремление к совершенству), неадекватная самооценка, повышенная критичность, стремление к лидерству, излишняя конфликтность со сверстниками и взрослыми, потеря интереса к систематическому обучению и другие сложности. Поэтому Образовательные организаций призваны помогать в развитие воспитательных возможностей семьи, осуществлять педагогическое просвещение, консультирование. Работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка через призму его талантов, помочь ему создать здоровое самовосприятие, ведь из одаренного малыша вырастет одаренный взрослый.

Информировать родителей об особенностях, проблемах, интересах талантливых детей, расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить взаимоотношения, научиться навыкам взаимодействия и рефлексии,  помогают лекции-консультации, практикумы, семинары,  информационные стенды, плакаты, фильмы, листовки и т.д.

На этапе обучения  родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком целесообразно использовать тренинги детско-родительских отношений, на которых усваивается информация и отрабатываются навыки взаимодействия,  совместные проекты и их презентации, участие в конкурсах.

Немаловажным являются индивидуальные консультации и беседы с родителями посвященные конкретным проблемам семьи, как наиболее существенному фактору, влияющему на личностное и творческое развитие ребенка.

Комплексная и планомерная работа позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогами.

Список литературы

  1. Турлина Е. Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей. – URL https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/tipichnye-oshibki-roditeley-odaryennykh-detey/ (дата обращения: 11.10.2019).
  2. Феденя Е.В. Поддержка одаренных детей в семье. -  http://cdc74.ru/dlya-roditeley/sovety-psihologa-roditelyam/356-odarennyy-rebenok (дата обращения: 15.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Создание условий для развития творческого потенциала ребенка в семье»

Интерес к проблеме развития творческого потенциала у детей как  возрастает в последнее время как к начальному этапу....

Семинар для заведующих и старших воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

5 декабря 2017 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района был проведен семинар для заведующих ДОУ по теме «Развитие творческого п...

«Роль семьи в развитии творческого потенциала ребенка»

Консультация для родителей  о значении семейных традиций и ценностей для развития креативности ребенка....

Семинар для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогическое творчество – волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста»

Духовная жизнь ребенка полноценналишь тогда, когда он живет в мире игры,сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он – засушенный цветок.В. А. Сухомлинский Доброе утро, сегодня я, вмес...

«Педагогическое творчество –волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста »

Пластилинография- нетрадиционная техника работы с пластилином. Принцып которой заключается в создании лепной картины.С изображением полуобыемной картины на горизонтальной поверхности....

Доклад к педагогическому совету на тему «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким тво...

Родительская конференция " Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации"

Родительская конференция «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласн...