Духовно – нравственное воспитание посредством сказки.
статья (старшая группа)

Краснослободцева Наталия

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание посредством сказки.

(Обобщение личного педагогического опыта.)

 Подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Краснослободцева Н.В.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.» /В.А.Сухомлинский./ Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними навсегда. Но сказки - это не просто развлечения, это развитие для ребенка. Рождаясь, ребенок уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Так можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза ожидают света, уши ожидают звуковых волн, включая голос человеческий. И именно – через голос мамы начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку знакомятся дети с понятием, что такое хорошо и что такое плохо, а значит закладываются моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души. Чтение сказок – один из важнейших педагогических воспитательных моментов в моей работе. Сказки независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращается «в доброго героя» и вместе с тем, так же свободно возвращается в реальность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном. Наилучшим образом они отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает в своей маленькой жизни. Кроме врожденных ожиданий и приобретенных: чудесного и волшебного, у детей еще есть одна потребность – это подражать. Каждому ребенку хочется быть ловким, сильным, умным, добрым. А в сказке это все возможно, и поэтому они любят их, мечтают и представляют себя на месте добрых волшебников. В своей работе благодаря сказкам у ребенка я стараюсь вырабатывать способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою. И коль ребенок именно в раннем возрасте открыт и находиться в ожидании нового, и я как педагог должна всегда помнить об этом и учить его чувствовать, сострадать, любить и вместе с тем развивать природную фантазию через сказки. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказка - повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, мне необходимо знать особенности сказки как жанра. Все сказки можно разделить на несколько групп:  сказки о животных: такие сказки очень привлекают детей, особенно младших дошкольников; в них героями являются животные, птицы и т.д., причем ведут они себя как люди: говорят, живут в домах, носят одежду, создают семьи - так в аллегоричной форме ребенок получает знания, формируются его моральные ценности, ведь любой ребенок всегда примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы;  сказки о взаимоотношениях людей и животных: в редких сказочных сюжетах нет такой линии - люди заботятся о животных, и они отвечают тем же; они могут разговаривать друг с другом, быть друзьями - так ребенок начинает понимать, что животные - это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; такие сказки также привлекают детей дошкольного возраста;  сказки- притчи: такие сказки доступны восприятию детей только в старшем дошкольном возрасте, поскольку всегда содержат некую мораль (обычно в конце сказки); героями таких сказок могут выступать и люди, и животные, и даже какие-то неодушевленные предметы, «оживающие» в произведении;  бытовые: сказки, рассказывающие о каких-то ситуациях из бытовой жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости, хотя героями опять-таки могут выступать не только люди; описание простых бытовых сюжетов доступно и младшим дошкольникам, но только при условии, что эти сюжеты им знакомы, а более развернутые бытовые сказки (тем более других народов) привлекают детей постарше;  сказки - страшилки, истории о нечисти: такие сказки, как правило, не бывают авторскими, они народные и чаще всего придуманы самими детьми для развлечений; очень часто такие страшные истории и заканчиваются как раз вовсе не страшно, а наоборот; интересны они для детей среднего дошкольного возраста, а старшие дошкольники могут самостоятельно их придумывать;  волшебные сказки: самые любимые сказки ребят моей группы, они изобилуют чудесами, волшебными превращениями, в них, возможно, абсолютно все, поэтому они и притягивают детей и даже взрослых. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее. Таким образом, сказка как литературный текст имеет очень много особенностей и отличий, но главное - это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану. В моей работе с помощью сказки я стараюсь воспитывать у детей духовно нравственные качества такие как:

  • Доброту и честность.
  •  Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду
  •   Обязательность — умение держать слово.
  •   Волю — сложное и многогранное качество личности.
  •   Веру в себя — умение противостоять неудачам
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  •  Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Читая сказки, я стараюсь преподать урок нравственности, учить хорошим человеческим качествам, но делать это без скучных наставлений, просто показывать, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести. И так, можно сказать, что сказка в моей работе носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними  навсегда. Но сказки  -  это не просто развлечения, ...

"Духовно- нравственное воспитание посредством музыки"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину—задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения нар...

Духовно-нравственно воспитание посредствам художественной литературы

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Духовно-нравственное воспитание посредством фольклора

Авторский проект Татьяны Владимировны Супрун подуховно-нравственному воспитанию...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Духовно-нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы»

Семинар-практикум«Духовно-нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы»...

Выступление на семинаре. Тема "Духовно-нравственное воспитание посредством сказок".

Духовно-нравственное воспитание посредством сказокДуховно-нравственное воспитание посредством сказок.«Чтение сказок – тропинка, по которой,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ...