Комплекс авторских настольных дидактических и развивающих игр «Волшебная страна шахмат»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Данилова Елена Еремеевна

Игра в шахматы - это не просто увлекательная игра, но она также помогает детям усидчивости, собранности, логическому мышлению и т.д. Для быстрого усвоения и запоминания названия шахматных фигур, ценности шахматных фигур, прямому счету я разработала комплекс дидактических игр по обучению детей ирге шахматы: "Шахматные пазлы", "Шахматное лото", игра-ходилка "Путешествие в Шахматное королевство", настольно-печатная игра "Битва за Шахматное королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_shahmatam_danilova_e.e.docx915 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс авторских настольных дидактических и развивающих игр

«Волшебная страна шахмат»
(на основе образовательной программы И.Г. Сухина «Шахматы, первый год»)

     Мною разработана и используется на практике комплекс авторских настольных дидактических и развивающих игр «Волшебная страна шахмат» на основе образовательной программы И.Г. Сухина «Шахматы, первый год»:

C:\Users\Пользователь\Desktop\шахм публикация\фото шахм мозаика\imgw-625135454.jpgИгра-ходилка «Путешествие в Шахматное королевство»

     Простая настольная игра, рассчитанная на детей от 3 лет. Правила знакомы всем с детства – кубик и несколько фишек для игроков. Коллективная игра мгновенно обучит детей закрепить шахматные фигуры, считать до шести и с яркими шахматными персонажами придумать свои неповторимые истории.

Правила игры: 

      Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Если в конце фишка остановилась на кружке другого цвета, игрок поступает следующим образом: 

Розовый – пропускает следующий ход 

Оранжевый – перемещает фишку по стрелке вперед 

Фиолетовый – перемещает фишку по стрелке назад 

      В игре принимают участие 2-4 человека. Побеждает тот, кто первым дойдет до Замка – финиша (остановится на последнем кружке).

В комплект входят: 1 игровое поле на 88 ходов, 4 фишки, кубик 1-6, правила игры.

 

Шахматное лото

E:\шахм публикация\фото шахм мозаика\IMG_0082.JPG       Настольная игра с напечатанными на листе шахматными фигурами. Необходимый инвентарь для игры в Лото: карточки (фрагмент шахматной доски) с шахматными фигурами и мешочек с шахматными фигурами - фишками.

Цель игры лото: Игра на закрепление названий шахматных фигур и полей (белые и черные) и зачеркнуть все шахматные фигуры карточки

Правила игры:

  • В мешок помещаются фишки с шахматными фигурами.
  • По договоренности один из участников начинает игру.
  • Далее вытягивают фишки с шахматными фигурами или все участники по кругу, или один игрок до конца партии.
  • Вытянутую шахматную фигуру на фишке говорят вслух всем участникам игры.
  • Если вытянутая фишка с конкретной шахматной фигурой присутствует на карточке, то она зачеркивается.
  • Победителем считается тот, кто закроет все шахматные фигуры на своей карточке.

В комплект входят:

- игровые картонные карточки 18 штук, на каждой карточке нарисовано фрагмент шахматной доски с шахматными фигурами. Карточка имеет три ряда горизонтальных линий с шахматными полями, в каждой горизонтали в произвольном порядке расположены шахматные фигуры;

- пластиковые или картонные фишки (маркеры) для закрывания полей с фигурами;

- непрозрачный мешочек для хранения фишек с шахматными фигурами.

Настольно-печатная игра «Битва за Шахматное королевство».

E:\шахм публикация\фото шахм мозаика\imgw-625135527.jpg      Эта веселая соревновательная игра научит детей познакомиться с шахматными фигурами, «ценностями» шахматных фигур, устному счету и вниманию, а маленькие шахматные фигуры, красочное игровое поле и веселый сюжет подарят всем игрокам хорошее настроение.

      В некотором королевстве жил-был Король и у него было 2 сына-близнеца. Король очень хорошо и справедливо правил своим королевством. Король состарился и умер. Теперь перед подданными королевства встал вопрос: Кто же станет Королем? А сыновья Короля были умными, храбрыми, сильными, отважными и оба хотели стать Королем и править Королевством дальше. Чтобы определить кто из сыновей Короля станет управлять королевством придворные решили провести битву за королевство. И вот перед Королевством на чистом поле принцам и их войскам устроили сражение и объявили, что победивший станет Королем. Чтобы определить где чьи войска, решено было, что один возглавляет белые, а другой черные войска.

Цель игры: 

       Кто быстрее дойдет до Шахматного королевства, белые или черные войска? 

Подготовка к игре: 

    Количество играющих от двух до четырех человек: двое белыми фигурами, двое черными. 

     Разложите игровое поле и поставьте шахматные фигуры (фишки) на Старт. Дети сами выбирают какой шахматной фигурой они будут играть.

Как играть: 

       Количество шагов определяется броском игрального кубика. Начинают белые. Задача: обойти ловушки и первым дойти до Замка.

Ценность шахматных фигур:

Ферзь – 9; Ладья – 5; Слон – 3; Конь – 3; Пешка – 1.

      Если любая фигура (фишка) попадает на поле фигуры противника, то идет назад по «ценности» данной фигуры или же попадает на поле фигуры своего войска идет вперед по «ценности» данной фигуры (например, если Ладья – 5 шагов назад или же 5 шагов вперед).

      Если же любая фигура (фишка) попадает на розовый кружочек, то пропускают ход.

Окончание игры и победитель: 

      Игра заканчивается, когда один из шахматных фигур (белые, черные) дошел до Замка. 

В комплект игры входит: 

     1. Игровое поле 1шт. 

     2. Белые шахматные фигуры (кроме Короля) 5 шт. 

     3. Черные шахматные фигуры (кроме Короля) 5 шт.

     4. Игральный кубик 1шт. 

C:\Users\Aysen\Desktop\шахм публикация\IMG_0101.jpg

C:\Users\Aysen\Desktop\шахм публикация\IMG_0100.jpg               Пазлы

  • Собирание пазлов – невероятно увлекательный процесс, позволяющий детям весело и с пользой провести время. 
  • Собирание пазлов развивает зрительную память, терпение, умение анализировать, мелкую моторику, усидчивость, умение работать в паре, взаимопомощь и т.д.
  • По окончании можно составить маленький рассказ и сказку по картине.

     

Данилова Елена Еремеевна

воспитатель МБДОУ Д/с № 8 «Родничок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия « Волшебная страна»

Развитие эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребенка, познавательного интереса; обогащение сенсорного опыта; формирование основ самоанализа и саморегуляции.Закрепление знаний ...

Авторская настольно- дидактическая игра "Три поросенка"

Авторская настольно - дидактическая  игра «Три поросенка»Автор игры:  педагог-психолог МОБУ ЦПМСС Васильева Розалия Семеновна  г.Якутск 2019г. Цель игры: первым прийти ...

Методическая разработка дидактического пособия «Развивающий коврик «Волшебная полянка»

Данное пособие предназначено для развития речи, обогащения, активизации словарного запаса детей, автоматизации звуков в речи....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебная страна"

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психич...

Авторская настольная дидактическая игра «Финансовый кроссворд»

Данная авторская дидактическая игра была разработана для детей подготовительной группы.Цели,преследуемые при создании данной игры:1. Научить разгадывать кроссворд.2. Способствовать форм...

Авторская настольная дидактическая игра "Потребности - желания"

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Потребности - желания» Данная игра была создана для детей старшего и подготовительного возрастов, для того, чтобы расширить представлени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «Волшебная страна шахмат» на 2023-2024 учебный год

В рабочую программу включены возрастные особенности обучающихся, перспективный план кружка, диагностический инструментарий уровня сформированности способности действовать "в уме" детей от 4 ...