Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по ОБЖ»
консультация

Бурдуковская Наталья Андреевна

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности – избегать; при необходимости – действовать.

    Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

  Дети – наиболее незащищённая часть населения. Задача нас, педагогов, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obzh.docx27.33 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx219.76 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 233 ОАО «РЖД»

Консультация для воспитателей

«Организация работы с детьми по ОБЖ»

                                 Подготовила воспитатель:

Бурдуковская Наталья Андреевна                                                                      

Консультация для воспитателей

«Организация работы с детьми по ОБЖ»

   Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности – избегать; при необходимости – действовать.

    Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

  Дети – наиболее незащищённая часть населения. Задача нас, педагогов, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи: 

  • Формировать представления и освоение способов безопасного поведения.
  • Формировать целостную картину мира и расширять кругозор детей в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни в окружающей среде.
  • Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.
  • Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.

Основные принципы работы с детьми по ОБЖ

  Организация работы с детьми по ОБЖ должна строиться с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

  • Принцип системности.  Работа   проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течение недели, месяца (находит отражение в циклограмме планирования)
  • Принцип сезонности. При ознакомлении детей с природными явлениями учитывать местные условия, время года.
  • Принцип   адресного подхода. Учитывая индивидуальные особенности группы.
  • Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Основные формы работы с детьми по ОБЖ

  В работе по ОБЖ используются разнообразные эффективные формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

- ООД: комплексные и интегрированные занятия;

- беседы;

- ознакомление с художественной литературой;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные);

- экскурсии по территории сада;

- наблюдения;

- рассуждения;

- эксперименты и опыты;

- игровые тренинги;

«минутки безопасности»;

- моделирование заданных ситуаций;

- творческие мастерские;

- игры-драматизации;

- ситуации: игровые, образовательные, проблемные;

- ИКТ;

- информационные образовательные ресурсы.

Как мы видим, работа по формированию ОБЖ проходит через все образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, физическая, художественно-эстетическая.

Основные направления.

  Работа по формированию ОБЖ проводится по следующим разделам, затрагивающим основные сферы жизни ребёнка: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и улица», «Ребёнок в быту», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка», «Психоэмоциональное благополучие ребёнка». Каждый из этих разделов включает широкий спектр тем, требующих детального изучения. 

Картотека тем по ОБЖ:

Наименование раздела

Примерный перечень тем

Ребёнок и другие люди

  1. «Внешность человека может быть обманчива»;
  2. «Не все люди имеют добрые намерения»;
  3. «Незнакомец заставляет делать плохие/неправильные вещи»;
  4. «Если незнакомцы хотят отобрать твою вещь»;
  5. «Незнакомец звонит в дверь»;
  6. «Знакомый посторонний (сосед, приятель родителей и т. п.) приглашает в гости»;
  7. «Телефонный разговор с незнакомцем» и др.

Ребёнок и улица

  1. «Правила дорожного движения»;
  2. «Правила поведения на улице, во дворе, магазине и др.»;
  3. «Я путешественник»;
  4. «Правила поведения в самолёте, поезде, автобусе»;
  5. «Потерялся» и др.

Ребёнок и природа

  1. «Опасность загрязнения окружающей среды»;
  2. «Заблудился в лесу»;
  3. «Водоёмы и правила поведения на воде»;
  4. «Правила поведения в разное время года»;
  5. «Как вести себя во время грозы» и др.

Ребёнок в быту

  1. «Как правильно обращаться с источниками электроэнергии»;
  2. «Горячие предметы как источник опасности»;
  3. «Окно, балкон, лоджии и террасы как источники опасности»;
  4. «Острые, колюще-режущие предметы как источник опасности»;
  5. «Бытовая химия как источник опасности»;
  6. «Экстремальные ситуации в быту» и др.

Здоровье ребёнка

  1. «Ценность человеческой жизни и здоровья»;
  2. «Занятия физкультурой»;
  3. «Одеваемся по погоде»;
  4. «Общие представления об организме и теле человека»;
  5. «Разговор о болезнях»;
  6. «Правильное питание»;
  7. «Правила первой помощи при травме» и др.

Психоэмоциональное благополучие ребёнка

  1. «Страхи и внутриличностные конфликты детей»;
  2. «Как рассказать о своём переживании, о плохом поступке другого человека»;
  3. «Снятся страшные сны»;
  4. «Суеверия»;
  5. «Обижают близкие люди» и др.

 

Развивающая предметно-пространственная среда в группе по ОБЖ.

  Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, попутно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии.

  Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать в соответствии с возрастными требованиями.

Уголок безопасности может содержать:

Тематические альбомы, картинки, иллюстрации по ОБЖ, альбомы со стихами и загадками, пословицами.

  Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Противопожарные щиты безопасности»; «Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые. «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память.

             Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, подбором дидактических игр по ПДД, соответствующих возрасту детей;

             По разделу «Безопасность в быту» решаются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Оказание первой помощи», иллюстрации к загадкам по теме, изображения с опасными предметами, плакаты.

            По разделу «Безопасность в природе» подбор настольно-печатных игр «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды). Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Познавательная и художественная литература.

           Раздел «Ребенок и другие люди» может включать в себя: плакаты, тематические альбомы, картинки, иллюстрации.    

           Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Подбор литературы так же осуществляется с учётом возраста и интереса детей. 

Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. 

            Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно - ролевые игры. Данные игры позволяют «проиграть» опасные жизненные ситуации. Необходимо подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как, например: «Автобус», «Спасатели», «Пожарные». «Постовой - регулировщик», «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка)

          Желательно, чтобы группы в ДОУ были оснащены и техническими средствами обучения, это - телевизор или мультимедийная установка. В этом случае дети имеют возможность смотреть обучающие мультфильмы из серии «Азбука безопасности» (смешарики), «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки, которые помогают детям закреплять правила ОБЖ.

   Таким образом, работая с детьми по ОБЖ, воспитатели ДОУ осуществляют и систематически совершенствуют важную работу, направленную на защиту малышей от агрессивной и опасной внешней среды, воспитывают у них навыки здорового и безопасного образа жизни на долгие годы вперёд.

«В помощь воспитателю»

Список сайтов с конкурсами по данной теме, а так же познавательными мультфильмами и роликами.

1.Всероссийский творческий конкурс «Юный пешеход» (babyart-dou.ru)

Прием заявок: с 15.09.2021 по 25.10.2021 г. Отправка наград: 05.11.2021 г.

Участники: дети старших и подготовительных групп, педагоги, воспитатели, родители.

http://babyart-dou.ru/meropriyatiya/2-uncategorised/254-vserossijskij-tvorcheskij-konkurs-yunyj-peshekhod

2. Всероссийский конкурс «Главное безопасность»  (rodina-konkurs.ru)

Конкурс проводится: 01.01.2021 — 31.12.2021 г. Для детей и взрослых

https://rodina-konkurs.ru/contest/glavnoe-bezopasnost

3.Всероссийские викторины для детей   (edu-time.ru) Время знаний

https://edu-time.ru/victorins.html

4.Мультфильмы о безопасности для детей на сайте nsportal.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/12/24/multfilmy-o-bezopasnosti-dlya-detey

5.Обучающие ролики по ОБЖ для детей  (videomin.org)

https://videomin.org/?q=обж+для+детей

6. Правила безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре. Обучающий мультфильм.   (youtube.com)

https://www.youtube.com/watch?v=lsfMUrE3VQY

7. Азбука безопасности - Сборник (все серии) | Смешарики 2D   (youtube.com)

https://www.youtube.com/watch?v=8blLP62rUt0&list=PLWOFf0wdXU2_ro1SBkapbBoAzVADXS9_m&index=3

8. Мультфильмы по ОБЖ  на сайте Мой дошкольник

http://mydoshkolnik.ru/multfilmy-po-obzh.html

9.Мультфильмы по ОБЖ

http://sh16sva.blogspot.com/p/blog-page_21.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по ОБЖ» Подготовила:Воспитатель первой квалификационной категории Бурдуковская Н.А.

Слайд 2

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности – избегать; при необходимости – действовать.

Слайд 3

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Задачи: Формировать представления и освоение способов безопасного поведения. Формировать целостную картину мира и расширять кругозор детей в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни в окружающей среде. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.

Слайд 4

Основные принципы работы с детьми по ОБЖ Принцип системности . Работа проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течение недели, месяца (находит отражение в циклограмме планирования ) Принцип сезонности. При ознакомлении детей с природными явлениями учитывать местные условия, время года. Принцип адресного подхода. Учитывая индивидуальные особенности группы. Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Слайд 5

Основные формы работы с детьми по ОБЖ В работе по ОБЖ используются разнообразные эффективные формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

Слайд 6

Основные направления работы по формированию ОБЖ Ребёнок и другие люди Ребёнок и улица Ребёнок и природа Ребёнок в быту Здоровье ребёнка Психоэмоциональное благополучие ребёнка

Слайд 7

Практическое задание: Распределите темы организации совместной образовательной деятельности с детьми по направлениям

Слайд 8

Ребёнок и другие люди Ребёнок и улица Ребёнок и природа Ребёнок в быту Здоровье ребёнка Психоэмоциональное благополучие ребёнка «Внешность человека может быть обманчива» «Не все люди имеют добрые намерения» «Незнакомец звонит в дверь» «Телефонный разговор с незнакомцем» «Правила дорожного движения для детей» «Правила поведения в самолёте, поезде, автобусе»; «Я потерялся» «Заблудился в лесу» «Водоёмы и правила поведения на воде» «Правила поведения в разное время года» «Как правильно обращаться с источниками электроэнергии» «Горячие предметы» «Окно, балкон, лоджии и террасы – опасные места» «Как правильно пользоваться ножницами и ножом» « Осторожно, б ытовая химия» «Физкульт -Ура! » «Одеваемся по погоде» «Мой организм» «Если вы заболели» «Полезные и вредные продукты» «Как рассказать о своём переживании, о плохом поступке другого человека» «Снятся страшные сны» «Суеверия» «Обижают близкие люди»

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда в группе по ОБЖ. Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, попутно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии. Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать в соответствии с возрастными требованиями.

Слайд 10

Спасибо за внимание! Берегите себя и своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде

Консультация для воспитателей.Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде                          ...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация работы с детьми в летний период»...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Основная задача взрослых — привить детям культуру безопасного поведения, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков. Использов...

Консультация для воспитателей "Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения"

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной работе по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми в летний оздоровительный период»

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.Содержание педагогической работы в этот период должно быть ...