Консультация
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

Мастер класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Трудности в построении воспитательно - образовательного процесса: пути её решения»

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

 как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом,

 я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

  В настоящее время, особое место занимает вопрос  о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание».

   Согласно статистике небольшой процент выпускников педагогических вузов идет работать в детские сады. Из них почти половина уходит из системы образования через годдва. Одной из причин этого является неудачная адаптация в коллективе, в образовательном процессе.

Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого  педагога, а  просто «отпустить в свободное плавание»,  то после первых недель душевного подъема   начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

    Основная задача –это помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

    Я считаю, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формированию мотивации к дальнейшему самообразованию, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

  Цель работы с молодыми специалистами: создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

  Как показывает практика, профессиональное становление  молодого специалиста проходит несколько этапов.

 

 Первый этап самый сложный период как для «новичка», так и для помогающих ему адаптироваться.

   Все вы знаете, что особенностью труда начинающих педагогов  является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а  родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. А в это время, молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, проводится большая  работа по оказании целенаправленной  помощи молодым воспитателям.

Второй этап, нужно использовать те формы и методы, которые  содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности.  Это:

методическое сопровождение деятельности молодых специалистов;

обучение  на рабочем месте;

осуществление практики наставничества;

 «Школа молодого специалиста»;

самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

обучение на курсах повышения квалификации;

    Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

  Методическая помощь

  Немаловажным аспектом в работе с молодыми специалистами является оказание методической помощи. Эту работу нужно строим по принципу партнерского сотрудничества.

  На  первом этапе работы  нужно оказать методическую помощь в подготовке и проведению совместной и индивидуальной  деятельности с детьми, обеспечить необходимыми наглядно-дидактическими и демонстрационными материалами. Оказать помощь по взаимодействию с родителями.   Ежегодно с целью повышения квалификации и профессионализма молодые специалисты  посещают методические объединения,  семинары, конференции.  

   Все мы знаем, что молодой специалист испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Поэтому, заметив его успехи, нужно отмечать эти успехи на педагогических советах, консультациях. Ведь похвала поднимает не только настроение, но и стимулирует, вселяет уверенность, повышает  интерес к дальнейшей работе.

   Наставничество

   Организованная в детском саду система наставничества   позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала.  Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ.

  В чем заключается работа наставника? Наставник должен демонстрировать на личном примере методически  правильное проведение  занятия, прогулки, любого режимного процесса, совместно с молодым специалистом планируют  будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта НОД, помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут  наиболее приемлемы в данное время, подводит итоги  предыдущего дня, дает необходимые советы, рекомендации, может ответить на возникающие вопросы. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.   Как показывает практика, воспитатель добивается существенных успехов в том случае, если напарник по стилю деятельности похож на него. Когда есть большие стилевые различия, молодой воспитатель оказывается не в состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при высоком уровне его педагогического мастерства.

Поэтому  «новичок» сам  может сближается с опытными работниками и по собственной инициативе начинает ходить на их занятия, обращается за советом.  Опыт показывает, что лучшая форма  должна выступать как форма  сотрудничества.

     Кроме осуществления педагогической помощи со стороны  - наставников в ДОУ на протяжении ряда лет   работает «Школа молодого воспитателя», где рассматриваются теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.  Возглавляет Школу - старший воспитатель.  Работа Школы осуществляется в соответствии с положением о «Школе молодого воспитателя» утвержденным заведующей ДОУ и планом работы на учебный год. В состав группы входят начинающие и без опыта работы воспитатели.

Школа осуществляет следующие функции:

Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования;

Оказывает консультативную помощь через семинары, консультации, практические занятия,  взаимопосещения;

Определяет соответствие предметно – развивающей среды и  образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям общеобразовательной программы дошкольного образования;

Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится  самообразованию. Практика показывает, отсутствие практического  опыта  заставляет новичка заниматься самообразованием. На основе появившихся проблем каждый воспитатель определяет  для себя тему, над какой он будет работать. В случае необходимости, методическая помощь нашего учреждения помогает молодому специалисту в выборе  темы самообразования. После чего молодым специалистом  составляется план работы. План включает в себя: изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий по оснащению   развивающей предметно – пространственной среды, пособий, картотек, папок-передвижек и др.

Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап – стажировка  (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег. 

III  этап - 4-5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

           Постоянно развивайтесь, молодые педагоги, будьте актуальны для своих воспитанников, для родителей и даже для коллег. Вы - новая струя в детском саду! Реализуйте свои идеи! Не старайтесь «все сломать и построить новое». Вы пришли в новый я коллектив, в котором уже свои традиции, правила - соблюдайте их. А  уж только потом, вы можете предлагать свои идеи.
           Если в какой-то момент вы поняли, что работа воспитателя не для вас, рекомендую уходить из профессии. Нелюбимая работа сделает вашу жизнь пыткой. Не стоит мучить себя и детей.
           Любите своих воспитанников и они ответят вам тем же!

АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ответьте на  вопросы нашей  анкеты  для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего   вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?

_____________________________________________________________________________

2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

_____________________________________________________________________________

3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?

_____________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с  педагогическим коллективом?

_____________________________________________________________________________

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

_____________________________________________________________________________

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

- новизна деятельности;

-  условия работы;

- возможность экспериментировать;

- пример и влияние коллег и руководителя;

-  организация труда;

- доверие;

- возможность профессионального роста.

7. Что вам хотелось бы изменить?

____________________________________________________________________________

АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ответьте на  вопросы нашей  анкеты  для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего   вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?

_____________________________________________________________________________

2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

_____________________________________________________________________________

3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?

_____________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с  педагогическим коллективом?

_____________________________________________________________________________

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

_____________________________________________________________________________

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

- новизна деятельности;

-  условия работы;

- возможность экспериментировать;

- пример и влияние коллег и руководителя;

-  организация труда;

- доверие;

- возможность профессионального роста.

7. Что вам хотелось бы изменить?

____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема: «Трудности в построении воспитательно - образовательного процесса: пути её решения»

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

 как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом,

 я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

  В настоящее время, особое место занимает вопрос  о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание».

   Согласно статистике небольшой процент выпускников педагогических вузов идет работать в детские сады. Из них почти половина уходит из системы образования через годдва. Одной из причин этого является неудачная адаптация в коллективе, в образовательном процессе.

Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого  педагога, а  просто «отпустить в свободное плавание»,  то после первых недель душевного подъема   начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

    Основная задача –это помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

    Я считаю, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формированию мотивации к дальнейшему самообразованию, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

  Цель работы с молодыми специалистами: создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

  Как показывает практика, профессиональное становление  молодого специалиста проходит несколько этапов.

 

 Первый этап самый сложный период как для «новичка», так и для помогающих ему адаптироваться.

   Все вы знаете, что особенностью труда начинающих педагогов  является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а  родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. А в это время, молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, проводится большая  работа по оказании целенаправленной  помощи молодым воспитателям.

Второй этап, нужно использовать те формы и методы, которые  содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности.  Это:

методическое сопровождение деятельности молодых специалистов;

обучение  на рабочем месте;

осуществление практики наставничества;

 «Школа молодого специалиста»;

самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

обучение на курсах повышения квалификации;

    Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

  Методическая помощь

  Немаловажным аспектом в работе с молодыми специалистами является оказание методической помощи. Эту работу нужно строим по принципу партнерского сотрудничества.

  На  первом этапе работы  нужно оказать методическую помощь в подготовке и проведению совместной и индивидуальной  деятельности с детьми, обеспечить необходимыми наглядно-дидактическими и демонстрационными материалами. Оказать помощь по взаимодействию с родителями.   Ежегодно с целью повышения квалификации и профессионализма молодые специалисты  посещают методические объединения,  семинары, конференции.  

   Все мы знаем, что молодой специалист испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Поэтому, заметив его успехи, нужно отмечать эти успехи на педагогических советах, консультациях. Ведь похвала поднимает не только настроение, но и стимулирует, вселяет уверенность, повышает  интерес к дальнейшей работе.

   Наставничество

   Организованная в детском саду система наставничества   позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала.  Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ.

  В чем заключается работа наставника? Наставник должен демонстрировать на личном примере методически  правильное проведение  занятия, прогулки, любого режимного процесса, совместно с молодым специалистом планируют  будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта НОД, помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут  наиболее приемлемы в данное время, подводит итоги  предыдущего дня, дает необходимые советы, рекомендации, может ответить на возникающие вопросы. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.   Как показывает практика, воспитатель добивается существенных успехов в том случае, если напарник по стилю деятельности похож на него. Когда есть большие стилевые различия, молодой воспитатель оказывается не в состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при высоком уровне его педагогического мастерства.

Поэтому  «новичок» сам  может сближается с опытными работниками и по собственной инициативе начинает ходить на их занятия, обращается за советом.  Опыт показывает, что лучшая форма  должна выступать как форма  сотрудничества.

     Кроме осуществления педагогической помощи со стороны  - наставников в ДОУ на протяжении ряда лет   работает «Школа молодого воспитателя», где рассматриваются теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.  Возглавляет Школу - старший воспитатель.  Работа Школы осуществляется в соответствии с положением о «Школе молодого воспитателя» утвержденным заведующей ДОУ и планом работы на учебный год. В состав группы входят начинающие и без опыта работы воспитатели.

Школа осуществляет следующие функции:

Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования;

Оказывает консультативную помощь через семинары, консультации, практические занятия,  взаимопосещения;

Определяет соответствие предметно – развивающей среды и  образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям общеобразовательной программы дошкольного образования;

Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится  самообразованию. Практика показывает, отсутствие практического  опыта  заставляет новичка заниматься самообразованием. На основе появившихся проблем каждый воспитатель определяет  для себя тему, над какой он будет работать. В случае необходимости, методическая помощь нашего учреждения помогает молодому специалисту в выборе  темы самообразования. После чего молодым специалистом  составляется план работы. План включает в себя: изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий по оснащению   развивающей предметно – пространственной среды, пособий, картотек, папок-передвижек и др.

Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап – стажировка  (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег. 

III  этап - 4-5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

           Постоянно развивайтесь, молодые педагоги, будьте актуальны для своих воспитанников, для родителей и даже для коллег. Вы - новая струя в детском саду! Реализуйте свои идеи! Не старайтесь «все сломать и построить новое». Вы пришли в новый я коллектив, в котором уже свои традиции, правила - соблюдайте их. А  уж только потом, вы можете предлагать свои идеи.
           Если в какой-то момент вы поняли, что работа воспитателя не для вас, рекомендую уходить из профессии. Нелюбимая работа сделает вашу жизнь пыткой. Не стоит мучить себя и детей.
           Любите своих воспитанников и они ответят вам тем же!

АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ответьте на  вопросы нашей  анкеты  для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего   вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?

_____________________________________________________________________________

2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

_____________________________________________________________________________

3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?

_____________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с  педагогическим коллективом?

_____________________________________________________________________________

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

_____________________________________________________________________________

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

- новизна деятельности;

-  условия работы;

- возможность экспериментировать;

- пример и влияние коллег и руководителя;

-  организация труда;

- доверие;

- возможность профессионального роста.

7. Что вам хотелось бы изменить?

____________________________________________________________________________

АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ответьте на  вопросы нашей  анкеты  для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего   вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?

_____________________________________________________________________________

2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

_____________________________________________________________________________

3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?

_____________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с  педагогическим коллективом?

_____________________________________________________________________________

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

_____________________________________________________________________________

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

- новизна деятельности;

-  условия работы;

- возможность экспериментировать;

- пример и влияние коллег и руководителя;

-  организация труда;

- доверие;

- возможность профессионального роста.

7. Что вам хотелось бы изменить?

____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....