Аэродром "Викторополь"
творческая работа учащихся (старшая группа)

Ободенко Наталья Семеновна

Описаны факты из истории ВОВ аэродрома "Викторополь", местоположение, истории из жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aerodrom.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Аэродром «Викторополь».

                                                                                  Годы пройдут и не вернуться

Среди волнений и труда,

Воспоминания сотрутся,

И только шрамы – никогда.

(Б. Дубравин)

План.

1.Вид на аэродром.

2. Из воспоминаний Гавриила Никифоровича Елецких.

3. Помощь жителей  Вейделевского  района.

4.Значение аэродрома «Викторополь».

75 лет со Дня Великой Победы. В нашем районе есть памятник лётчикам военного аэродрома «Викторополь», дислоцировавшегося здесь с 1941 по1944 год. Во время летних каникул я решил посетить эти места.

Погожий летний день. Я смотрю в даль и вижу бескрайние просторы золотистых пшеничных полей.  Колосья неудержимо колышатся  под напором лёгкого тёплого ветерка. Посреди поля проходит узкая полоска дороги, виднеются деревья с сочной зеленью. Голубое небо усеяно лёгкими облаками. Эта красота меня поразила. Но много лет назад на этом месте был военный аэродром.

   1941 год…Из исторических сведений я узнал, что самым крупным аэродромом в нашем районе был аэродром  «Викторополь». Площадь составляла около 50 гектаров. Расположен был между Ясеновым лесом и лесом Софьино. А включал две взлётно-посадочные полосы и ложный аэродром в сторону Олейники и Белый Колодезь. Очень ярко описывает аэродром Герой Советского Союза, штурман 90й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Гавриила Никифорович Елецких: «Полевой аэродром «Викторополь» находился в тридцати пяти километрах восточнее железно-дорожной станции Уразово. Он имел две особенности. Во-первых, с его грунтовой дороги можно было взлетать и садиться только в двух направлениях – западном и восточном. Во-вторых, на северной и южной стороне этого небольшого аэродрома находились лесные массивы, расстояние между которыми не превышало 500 метров. На лесных опушках, на двух окраинах аэродрома располагались наши самолёты и другая обслуживающая техника. Это обеспечивало ему определённую неуязвимость от ударов авиации противника.

Полевой аэродром «Викторополь» называют удачным аэродромом. На нём 90-я эскадрилья базировалась с октября 1941 года и до конца июня 1942 года. За эти месяцы потерь почти не было на земле от ударов авиации противника. Лишь один раз в мае 1942 года одному фашистскому бомбардировщику удалось сбросить бомбы по нашему полевому аэродрому. При этом пострадал один самолёт и была повреждена одна спецмашина.

Помещением для командного пункта нашей части на аэродроме являлась хорошо замаскированная небольшая землянка, в которой располагалось командование полка. Там ставились боевые задачи экипажам, осуществлялся их контроль перед боевым вылетом.

А свободное от вылетов время мы проводили в лесу, где обычно горел небольшой костёр».

Читая  литературу о войне, очень ярко представляешь ту обстановку, в которой находились наши солдаты, их вид, мысли, умение находить выход в трудной ситуации, поражаешься их чувством юмора .

Гавриила Никифорович Елецких вспоминает: «В целом, о базировании на аэродроме «Викторополь» остались хорошие воспоминания. С него мы успешно выполнили несколько десятков боевых вылетов, хорошо размещались, питались и даже, случалось, выкраивали время для встреч с девушками».

В годы войны  в строительстве и обслуживании аэродрома принимали участие жители совхоза «Викторополь», сёл Клименки, Яропольцы, Николаевка. На аэродроме работала Наталья Васильевна Княжеская, 1928 года рождения, уроженка села Яропольцы: «Летом 1943 года вся молодёжь района, те, кто мог держать лопату, работали на аэродроме. Строили стоянки для самолётов, зимой  чистили взлётные полосы.

На аэродроме «Викторополь» в годы войны работала поваром Прасковья Яковлевна Непогодина: «Работа была тяжёлая, целый день на ногах. Еду готовили в котлах и больших кастрюлях».

В годы войны на этом аэродроме базировалось около 15 авиаполков, служили Герои Советского Союза и прославленные лётчики ВВС Красной Армии. Среди них Алексей Череватенко, Василий Серогодский, Иван Королёв и другие. Были здесь и младший сын Иосифа Сталина – Василий, а также 46ой гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк. Именно его лётчиц за мастерство и бесстрашие немцы прозвали ночными ведьмами.

Я считаю, что героической страницей для нашего района является деятельность военного аэродрома, из которых делали вылеты и вели бои в районе Харькова, Белгорода, Чугуева, а также осуществляли военную разведку. Многие лётчики погибли и остались навечно в нашем районе.

Я горжусь тем, что я проживаю в Вейделевском районе, недалеко от памятных мест и хочу обратиться ко всем участникам Великой Отечественной войны со словами благодарности: «Спасибо Вам за Победу!»