Искусство оригами в детском саду и его значение в жизни ребёнка
статья

Корецкая Елизавета Вячеславовна

Оригами - очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx417.98 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство оригами в детском саду

и его значение в развитии ребёнка.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

 В.А.Сухомлинский 

how-to-fold-fox-feat.jpg

О таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бумаги, не знает, какой является история оригами, когда и где зародилось это искусство.  

Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки.  В японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага. 

Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня. 

Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Многие педагоги справедливо считают, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, потому что  искусство оригами:

- формирует у детей умения использовать различные приемы работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

- совершенствует мелкую моторику рук детей и  приучает к точным движениям пальцев

- стимулирует развитие памяти, ведь чтобы сделать поделку ребёнок должен запомнить, приемы и способы складывания и последовательность ее изготовления.

- закрепляет у детей основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

- формирует представления о предметах: при складывании фигурок растений, животных и т.д. дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.

- развивает зрительно-моторную координацию, глазомер.

- формирует восприятие  формы, размера, цвета.

- развивает  пространственное воображение.

- развивает аналитико-конструктивное мышление.

- учит ориентироваться на  листе бумаги.

- развивает творческие способности детей, активизирует  воображение и фантазию.

- способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

-развивает умение следовать словесным инструкциям

- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

-позволяет сделать подарок своими руками, а значит способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства

- позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

Особое внимание следует обратить на то, что занятия оригами направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.2021-11-05-13-13-34.jpg

Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.

Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Общие рекомендации.

Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.

Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» - это ни что иное, как оригами с применением ножниц.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.

При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.

Занятия по складыванию фигурок оригами лучше проводить в соответствии с запланированной деятельностью по развитию речи, формированию целостной картины мира.

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут сами создавать образы из бумаги.

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Общие правила при обучении технике оригами.

1.  Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2.  Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3.  Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4.  При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5.  Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6.  Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7.  Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8.  После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

.

 Оригами это искусство, которое  не только благоприятно влияет на всестороннее развитие ребенка, занятие оригами дарит ребёнку радость и отличное настроение.2021-11-05-13-11-45.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе детского сада на тему: «Рисование в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста»

Чтобы повысить уровень творческого развития ребёнка, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь чёткое представление о том...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет.

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада. Тема: «Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет»

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то коленку больно ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака ...

Театрализованная деятельность и искусство оригами в детском саду.

Таинственный мир превращенья бумаги,Здесь все чародеи, волшебники, маги,...

«Детская книга в семье. Её значение в жизни ребёнка»

Консультация родителей родительского уголка...