Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых
статья

Aнастасия Туголукова

В настоящее время  существует огромное количество профессий. Постоянно появляются все новые и новые. Подрастающее поколение с трудом ориентируется в мире профессий. Ребята с трудом могут выбрать профессию своей жизни. Очень часто смутные представления о мире профессий взрослых имеют не только дошкольники, но и школьники. В большинстве случаев даже если ребенок и был на работе у  папы или мамы, он так и не осознал суть их профессиональной деятельности. Необходимо создавать условия для социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Перед педагогами стоит сложная, но важная  задача, с одной стороны,- необходимо заинтересовать, познакомить детей с профессиями, которые в будущем будут востребованы; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.

Для того чтобы, выстроить правильную систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, необходимо учитывать постепенность и  последовательность в освоении этапов для ознакомления детей с профессией.

Во-первых воспитанников необходимо ознакомить с термином «профессия». Важно понять и осознать,  что профессия – это дело, которым занимаются ежедневно, и оно является  полезным для других людей. Разъяснить  детям, что профессии необходимо специально обучаться, а так же, объяснить, что у каждой профессии есть свои инструменты. При ознакомлении с определенной профессией детям тяжело понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Можно представить данную проблему  на основе конкретных ситуаций, наглядных образов и наблюдений. Поэтому необходимо создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, для того чтобы  на основе полученного материала впоследствии дети могли анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослых. 

 В непосредственно образовательную деятельность необходимо включать предварительные беседы или рассказы по профессии. 
         Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, сказки и другие формы работы).

На основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» мы строим работу  по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста. По образовательному разделу «Социально-комуникативное развитие» (знакомство с трудом взрослых).

При формировании представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста важно учитывать реализацию трех направлений приближения детей к профессиям взрослых: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям, совместная деятельность детей и взрослых.

К первому направлению «приближение детей к труду взрослых» относится непосредственно образовательная деятельность по формированию представлений о людях разных профессий. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассматриванием иллюстраций, беседами, чтением художественного слова, дидактическими играми. Это способствует более глубокому пониманию  процесса трудовой деятельности взрослого, сути его профессии. В непосредственно образовательной деятельности главным методом является – наглядный метод,  который важно правильно  сочетать со словесным методом. При формировании представлений у детей о людях разных профессий важную роль  играет чтение художественных произведений. Детская книга своей образностью и эмоциональностью побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям. Для того чтобы,  закрепить полученные представления необходимо использовать художественное творчество детей. Например, предложить детям нарисовать представителей одной профессии. После этого с целью определения уровня усвоенного материала обязательно включить беседу по рисунку.

Ко второму направлению форм работы с детьми «приближение работы взрослых к детям» относят экскурсии и  наблюдения. Экскурсия детей в медицинский кабинет, на кухню детского сада  и другие производства является действенным средством в формировании представлений дошкольников о мире  профессий и труда. При организации и проведении  необходимо учитывать ряд условий. Организуя экскурсию важно целесообразно использовать в ее содержании занимательный материал, а именно стихи, загадки, пословицы, это делает экскурсию увлекательной, эмоционально насыщенной. Возвращаясь в группу с детьми необходимо обсудить   увиденное. Беседы должны проходить в живой, непринуждённой форме. При планировании проведения экскурсии следует обратить внимание  на те профессии, которые  чаще всего встречаются в жизни ребёнка. В первую очередь это профессии людей из ближайшего окружения ребенка.

К третьему направлению форм работы с детьми «совместная деятельность взрослого и ребенка» относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковые гимнастики и другие, которые можно реализовывать в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка. В процессе вышеперечисленных форм работы с детьми полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Таким образом, дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Изучить особенности различных профессий невозможно без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.  В основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Жимонова Анастасия Сергеевна

воспитатель

Губанова Марина Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: в статье рассматривается представления о мире профессий взрослых. В заключение авторы приходят к выводу, что дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. 

Ключевые слова: профессия, дошкольный период, образовательная деятельность, игра.

В настоящее время  существует огромное количество профессий. Постоянно появляются все новые и новые. Подрастающее поколение с трудом ориентируется в мире профессий. Ребята с трудом могут выбрать профессию своей жизни. Очень часто смутные представления о мире профессий взрослых имеют не только дошкольники, но и школьники. В большинстве случаев даже если ребенок и был на работе у  папы или мамы, он так и не осознал суть их профессиональной деятельности. Необходимо создавать условия для социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Перед педагогами стоит сложная, но важная  задача, с одной стороны,- необходимо заинтересовать, познакомить детей с профессиями, которые в будущем будут востребованы; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.

Для того чтобы, выстроить правильную систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, необходимо учитывать постепенность и  последовательность в освоении этапов для ознакомления детей с профессией.

Во-первых воспитанников необходимо ознакомить с термином «профессия». Важно понять и осознать,  что профессия – это дело, которым занимаются ежедневно, и оно является  полезным для других людей. Разъяснить  детям, что профессии необходимо специально обучаться, а так же, объяснить, что у каждой профессии есть свои инструменты. При ознакомлении с определенной профессией детям тяжело понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Можно представить данную проблему  на основе конкретных ситуаций, наглядных образов и наблюдений. Поэтому необходимо создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, для того чтобы  на основе полученного материала впоследствии дети могли анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослых. 

 В непосредственно образовательную деятельность необходимо включать предварительные беседы или рассказы по профессии. 
         Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, сказки и другие формы работы).

На основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» мы строим работу  по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста. По образовательному разделу «Социально-комуникативное развитие» (знакомство с трудом взрослых).

При формировании представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста важно учитывать реализацию трех направлений приближения детей к профессиям взрослых: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям, совместная деятельность детей и взрослых.

К первому направлению «приближение детей к труду взрослых» относится непосредственно образовательная деятельность по формированию представлений о людях разных профессий. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассматриванием иллюстраций, беседами, чтением художественного слова, дидактическими играми. Это способствует более глубокому пониманию  процесса трудовой деятельности взрослого, сути его профессии. В непосредственно образовательной деятельности главным методом является – наглядный метод,  который важно правильно  сочетать со словесным методом. При формировании представлений у детей о людях разных профессий важную роль  играет чтение художественных произведений. Детская книга своей образностью и эмоциональностью побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям. Для того чтобы,  закрепить полученные представления необходимо использовать художественное творчество детей. Например, предложить детям нарисовать представителей одной профессии. После этого с целью определения уровня усвоенного материала обязательно включить беседу по рисунку.

Ко второму направлению форм работы с детьми «приближение работы взрослых к детям» относят экскурсии и  наблюдения. Экскурсия детей в медицинский кабинет, на кухню детского сада  и другие производства является действенным средством в формировании представлений дошкольников о мире  профессий и труда. При организации и проведении  необходимо учитывать ряд условий. Организуя экскурсию важно целесообразно использовать в ее содержании занимательный материал, а именно стихи, загадки, пословицы, это делает экскурсию увлекательной, эмоционально насыщенной. Возвращаясь в группу с детьми необходимо обсудить   увиденное. Беседы должны проходить в живой, непринуждённой форме. При планировании проведения экскурсии следует обратить внимание  на те профессии, которые  чаще всего встречаются в жизни ребёнка. В первую очередь это профессии людей из ближайшего окружения ребенка.

К третьему направлению форм работы с детьми «совместная деятельность взрослого и ребенка» относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковые гимнастики и другие, которые можно реализовывать в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка. В процессе вышеперечисленных форм работы с детьми полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Таким образом, дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Изучить особенности различных профессий невозможно без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.  В основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. 

Список литературы

  1. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Н.Е. Теремкова. Альбом 4 «Профессии»; Издательство «Гном»2006.стр.1-4
  3. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилас...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых....

"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»

    Трудолюбие, как нравственное качество, формируется в сложном многогранном процессе, который требует от воспитателей не только большого терпения, но и определенных знаний возрастно...