ДОО программа "Ментальная арифметика"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная ариметика" возраст детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДООП "Ментальная арифметика"301.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Pictures\2021-08-09\002.jpg

Структура дополнительной общеразвивающей программы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»………………….стр.3

− пояснительная записка;

− цель и задачи программы;

− содержание программы;

− планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:……………ср.17

− календарный учебный график;

− условия реализации программы;

− формы аттестации и оценочные материалы;

− методические материалы;

− список литературы.

Приложение 1. Рабочая программа…………………………………………….стр. 20

   Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с01.08.2020);

− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации о 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»; Региональный модельный центр дополнительного образования детей Красноярского края;

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Устав МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» утверждён постановлением администрации г. Назарово № 1097-П от 22.08.2018г; 

-Порядок предоставления платных образовательных услуг МБДОУ «Детский сад № 26 № Теремок» утверждён приказом заведующего № 32 от 30.08.2020 г.

Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. С помощью программы ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности - от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней - без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги. На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты, подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определяется  важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.  Задания построены «от простого к сложному» в программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с количеством уроков. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение.                          Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление.                                                       Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и  гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается:

  • Концентрация внимания;
  • Фотографическая память;
  • Точность и быстрота реакции;
  • Творческое мышление;
  • Слух и наблюдательность;
  • Воображение,  как следствие повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.

Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.   Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие  курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.                                                                                                 Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста предполагает:

  • новое решение проблем дополнительного образования;
  • новые методики преподавания;
  • новые педагогические технологии в проведении занятий;
  • нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.

Направленность программы: по содержанию является социально-гуманитарной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной (стартовой).          

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. 

Отличительной особенностью данной программы является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. Счет производится пальцами обеих рук. После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся. В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.

Адресат программы. Данная программа разработана для всех желающих детей дошкольного возраста (5 - 7лет), умеющих считать до 10, с нормальным психическим и физическим развитием. Программа рассчитана на качественное изменение в познавательной и творческой деятельности каждого ребенка. В состав возрастных групп могут включаться дети с ОНР (логопедические нарушения), не имеющие противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Набор детей в группу носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей. Количество детей в группе 6-8 человек.

Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов 36 в год, 1 академический часа в неделю, длительность 30 минут.

Форма обучения – очная.

         Режим занятий. Кружок проводится по понедельникам и средам.

Старшая группа 15-40-16-05, подготовительная группа 16.10-16-50

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных, творческих  и познавательных способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики ментального счета.

Задачи: 

Предметные задачи:

  • Научить пользоваться счетами абакус, набору однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
  • Познакомить с понятиями: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Научить распознавать изображение числа на счетах и  показывать их на счетах.
  • Научить производить вычисления сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе и ментально.
  • Научить работать с флеш-картами и ментальной картой.
  •  Научить держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
  • Научить перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Межпредметные задачи: 

 Способствовать развитию  внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

  • Способствовать развитию мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

    Способствовать расширение пассивного и активного словарного запаса и выражений.

Личностные задачи:

  • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
  • воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
  • способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
  • способствовать проявлению положительных качества личности;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа разработана для всех желающих детей дошкольного возраста (5 - 7лет), умеющих считать до 10, с нормальным психическим и физическим развитием. Программа рассчитана на качественное изменение в познавательной и творческой деятельности каждого ребенка. В состав возрастных групп могут включаться дети с ОНР (логопедические нарушения), не имеющие противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Набор детей в группу носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей. Количество детей в группе 6-8 человек.

Учебный план.

Учебный план состоит из трех модулей, каждый из которых имеет свои задачи, планируемые результаты и предусмотренные формы контроля. Учебный план для детей 5-7 лет и составляет 36 часов.

№ п/п

Наименование раздела

    Количество часов в год

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Модуль 1. «Введение в ментальную арифметику»

1

Вводное занятие. Выявление уровня первичной подготовки детей.

2

1

1

Беседа, опрос, входная диагностика.

2

Знакомство с  «ментальной арифметикой».

10

4

6

Итоговое занятие

итого

12

5

7

Модуль 2

« Простой счет»

3

Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счетах и на ментальной карте

7

1,5

5,5

Итоговое занятие

4

Набор двузначных чисел на счетах без применения законов.

5

1,5

3,5

Итоговое занятие

итого

12

3

9

Модуль 3

«Младшие товарища»

6

Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления и вычитания чисел 1-4.

12

3

9

Итоговое занятие

итого

12

3

9

Всего за год

36

11

25

Содержание учебного плана

1 МОДУЛЬ

«Введение в ментальную арифметику» (12 часов)

Цель: ознакомление детей с понятием «ментальная арифметика».

Задачи: сформировать у детей понятие значения числа и цифры. Познакомить с  работой на счетах (абакусе): конструкция абакуса, правила передвижения бусинок, изображение и набор чисел на счетах.  Научить распознавать изображение числа на счетах (от 1 до 9) и  показывать их на счетах. Познакомить с флеш-картами и ментальной картой.

РАЗДЕЛ 1.  Вводное занятие. Выявление уровня первичной подготовки детей (2 часа)

Теория 1 час, практика 1 час.

Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Физкультминутка. Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).

Тема 1.2. Число и цифра

Теория: Сформировать понятие числа; понимание значение числа и цифры; правильность написание цифр; знакомство с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10;

Практика: Пальчиковая гимнастика. Математические игры с числами (называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10; называние предыдущего и последующего числа к названному; называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после»). Физкультминутка.

РАЗДЕЛ 2. Знакомство с  «ментальной арифметикой» (10 часов)

Теория 4 часа, практика 6 часов.

Тема 2.1.  «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)» 

Теория: Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной арифметики в Японии и Китае.  

Практика: Пальчиковая гимнастика. Рассматривание абакуса. Просмотр презентации «Ментальная арифметика». Игры со счётами. Физкультминутка.

Тема 2.2.  «Знакомство с абакусом».

Теория: Конструкция абакуса.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Перекладывание косточек. Физкультминутка.

Тема 2.3. Изображение чисел 1-4 на абакусе, использование пальцев.                                                                                                                                                 

Теория: Основные правила набора чисел («правило большого и   указательного  пальца»). Как складывать пальцы при передвижении косточек.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Учимся набирать числа 1 - 4 на абакусе. Физкультминутка. Дидактическая игра с числами.

Тема 2.4.  Набор чисел 1-4 на абакусе, использование пальцев.

Теория: Отображение чисел 1-4 на счетах. Повторение правила набора чисел («правило большого и   указательного  пальца»). Как складывать пальцы при передвижении косточек.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Учимся набирать числа 1 - 4 на абакусе, используя «старшие» разряды. Физкультминутка. Дидактическая игра с числами.

Тема 2.5. Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. 

Теория: Число 5 на счетах. Что такое пятёрка на счётах.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе. Физкультминутка. Дидактическая игра с числами.

Тема 2.6. Изображение чисел 5-9 на абакусе, использование пальцев, пятерка

Теория: Числа 5-9 на счетах. Что такое пятёрка на счётах.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Учимся набирать числа 5-9 на абакусе. Физкультминутка. Дидактическая игра с числами.

Тема 2.7.  Набор чисел 5-9 на абакусе, использование пальцев, пятерка.

Теория: Отображение чисел 5-9 на счетах. Повторение правила набора чисел («правило большого и   указательного  пальца»). Как складывать пальцы при передвижении косточек.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Учимся набирать числа 5-9 на абакусе, используя «старшие» разряды. Физкультминутка. Дидактическая игра с числами.

Тема 2.8. «Знакомство с флеш-картами».

Теория: Что такое флеш-карта и как ими пользоваться. Знаки «+» и «-».

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Физкультминутка.

Тема 2.9. «Ментальная карта и как с ней работать».

Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.

 Практика: Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме. Учимся работать с ментальной картой. Физкультминутка. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 2.10. Итоговое.

Тема: « Отображение чисел 1-9»

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Физкультминутка.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Результаты обучения 1 модуля: 

Дети ознакомлены с  работой на счетах (абакусе). Познакомились с основными правилами набора чисел на счетах, как складывать пальцы при передвижении косточек. Научились распознавать изображение числа на счетах (от 1 до 9) и  показывать их на счетах. Познакомились с флеш-картами и ментальной картой.

2 МОДУЛЬ «Простой счет» (12 часов)

Цель: формирование у детей навыка ментального счета.

Задачи:  Познакомить с простыми операциями «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счетах без применения законов. Научить работать  на счѐтах – Абакусе (постановка пальцев, передвижение косточек, обнуление). Познакомить с  набором двузначных чисел на счетах без применения законов. Научить простому сложению и вычитанию (без применения законов) на счётах и ментальной карте. Научить выполнять  3 разовые операции с однозначным   числом.

РАЗДЕЛ 1. Операция «простое сложение» и «простое вычитание»  однозначных чисел на счетах и на ментальной карте (7 часов)

Теория 1,5 часа, практика 5,5 часа.

Тема 1.1 Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика:  Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Учимся передвигать бусинки на счетах +\- 1, +\- 5, когда не требуются правила. Отрабатываем технику работы с карандашом на абакусе. Работаем с флеш-картами по теме урока. Подвижная игра по теме урока. Игра «Рисуем бусинки» (ментальный счет). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 1.2. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория:  Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Учимся передвигать бусинки на счетах +\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила правой и левой рукой слева направо.  Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Физкультминутка.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 1.3. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила).

Теория:  Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика:  Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Учимся передвигать бусинки на счетах +\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Физкультминутка. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 1.4. Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила).

Теория:  Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Учимся передвигать бусинки на счетах +\- 1,2, 3,4 +\- 5, когда не требуются правила. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Физкультминутка. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 1.5. Простые операции: цепочечное сложение и вычитание  на флеш-картах и счетах

Теория: Закрепление  цифр от 5 до 9 на флэш-картах и счетах.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Тренируем пальцы на абакусе. Учимся  выполнять  3 разовые операции с однозначным   числом. Отрабатываем технику работы с карандашом на абакусе. Физкультминутка.  Работаем с флеш-картами по теме урока. Игра «закрой глазки» (ментальный счет). 

Тема 1.6.  Простые операции: цепочечное сложение и вычитание  на флеш-картах и счетах (повторение)

Практика: Пальчиковая гимнастика. Тренируем пальцы на абакусе. Учимся  выполнять  3 разовые операции с однозначным   числом. Отрабатываем технику работы с карандашом на абакусе. Физкультминутка.  Работаем с флеш-картами по теме урока. Игра «закрой глазки» (ментальный счет). 

Тема 1.7. Простые операции (повторение): счеты, отображение и набор, «сложение и вычитание без правил». Отображение и набор однозначных чисел.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Тренируем пальцы на абакусе. Выполнять  3 разовые операции с однозначным   числом. Отрабатываем технику работы с карандашом на абакусе. Физкультминутка.   Работаем с флеш-картами по теме урока. Выполнение заданий в рабочей тетради

РАЗДЕЛ 2. Набор двузначных чисел на счетах без применения законов (5 часов)

Теория 1,5 часа, практика 3,5 часа.

Тема 2.1. Знакомство с Двузначными числами

Теория: Знакомство с десятками.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения.  Набор двузначных чисел. Физкультминутка.  Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Закрой глазки» (ментальный счет, добавляем тихую музыку и/или муз.инструменты). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 2.2. Двузначные числа (продолжение)

Теория: Как набирать двузначное число. Двузначные числа на флешкартах.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения.  Набор двузначных чисел на счетах. Физкультминутка. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Закрой глазки» (ментальный счет, добавляем тихую музыку и/или муз.инструменты). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 2.3.  Отображение двузначных чисел, набор чисел на счетах.

Теория: Прямое сложение и вычитание двузначных чисел.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Двузначные числа, сравнение, сопоставление, связь между числом и бусинкой.  Физкультминутка. Работа с флеш-картами по теме урока. Упражнение на внимание с точками.  Игра «Закрой глазки» (ментальный счет, добавляем тихую музыку и/или муз.инструменты). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 2.4. Повторение: отображение двузначных чисел, набор чисел на счетах.

Теория: Прямое сложение и вычитание Двузначных чисел.

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Двузначные числа, сравнение, сопоставление, связь между числом и бусинкой.  Работа с флеш-картами по теме урока. Упражнение на внимание с точками.  Физкультминутка. Игра «Закрой глазки» (ментальный счет, добавляем тихую музыку и/или муз.инструменты). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 2.5. Отображение и набор однозначных и двузначных чисел. Итоговое занятие. Отображение и набор однозначных и двузначных чисел, «сложение и вычитание без правил».

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Физкультминутка. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Результаты обучения 2 модуля:

Дети познакомились с простыми операциями «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счетах без применения законов. Научились работать  на счѐтах – Абакусе (постановка пальцев, передвижение косточек, обнуление). Познакомились с  набором двузначных чисел на счетах без применения законов. Научились простому сложению и вычитанию (без применения законов) на счётах и ментальной карте. Научились выполнять  3 разовые операции с однозначным   числом.

Модуль 3

«Младшие товарищи» (метод «Помощь брата») – 12 часов

Цель: развитие навыков ментального счета: операция «Сложение и вычитание 5» («метод помощь брата»).

Задачи: Познакомить детей: с составом числа 5, с базовыми упражнениями на сложение и вычитание с «5», с правилами на сложение и вычитание с переходом за «5» («метод помощь брата»).  Научить  выстраивать числа по степени возрастания.  Углубить навыки ментального счета.

РАЗДЕЛ 1. Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления и вычитания чисел 1-4 (12 часов)

Теория 3 часа, практика 9 часов.

Тема 3.1. Состав числа 5.

Теория: Знакомство с составом числа 5. «Хорошие друзья».

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательное упражнение на концентрацию внимания. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Позвони другу». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.2. Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формула добавления чисел 1-4 (+4).

Теория:  Состав числа 5. Правило: +4 = -1+5.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». 2.Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом +4 = -1+5. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.3. Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формула добавления чисел 1-4 (+3).

Теория: Состав числа 5. Правило: +3 = -2+5.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом +4 = -1+5. Работа с флеш-картами по теме урока.  Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка.  Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.4. Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формула добавления чисел 1-4 (+2).

Теория: Состав числа 5. Правило: +2 = -3+5.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом +4 = -1+5. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка.  Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.5. Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формула добавления чисел 1-4 (+1).

Теория: Состав числа 5. Правило: +1 = -4+5.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом +4 = -1+5. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.6. Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4 (повторение). 

Теория: Повторение всех изученных правил сложения.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.7. Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формула вычитания чисел 1-4 (-4)

Теория: Состав числа 5. Правило: -4 = -5 +1.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». 2.Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом -4 = -5+1. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.8. Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формула вычитания чисел 1-4 (-3)

Теория: Состав числа 5. Правило: -3 = -5+2.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». 2.Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом -3 = -5+2. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка.  Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.9. Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4 (-2)

Теория: Состав числа 5. Правило: -2 = -5+3.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом -2 = -5+3. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.10. Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4 (-1)

Теория:  Состав числа 5. Правило: -1 = -5+4.

Практика: Пальчиковая гимнастика. Дыхательное упражнение на концентрацию внимания.   Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». 2.Тренировка пальцев на Абакусе. Знакомство с правилом -1 = -5+4. Работа с флеш-картами по теме урока. Игра «Открой замок и найди приз». Ментальный счет (под музыку и/или муз.инструменты, движения, добавляем чтение стихотворения). Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

Тема 3.11. Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4 (закрепление)

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Вычитание на абакусе и ментальной карте с применением новых правил. Физкультминутка.  Упражняемся в решении примеров  ментально.

Тема 3.12. Итоговое. Решение примеров с применением известных правил

Практика: Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Выполнение примеров на сложение и  вычитание на абакусе, ментальной карте и ментально. Физкультминутка.

Результаты обучения 3 модуля:

 Знают состав числа 5, базовые упражнения на сложение и вычитание с «5»,  правила на сложение и вычитание с переходом за «5» («метод помощь брата»).  Умеют  выстраивать числа по степени возрастания. Решают примеры на сложение и вычитание методом «Помощь брата». Выполняют задания на счётах и в рабочей тетради.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года обучения дети должны выйти на следующие результаты: 

Предметные:

  • умеют пользоваться счетами абакус, освоил набор однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
  • распознают изображение числа на счетах и  показывает их на счетах.
  • умеют производить вычисления сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе .
  • понимают понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • умеют работать с флеш-картами и ментальной картой.
  • умеют держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
  •  дети могут  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Межпредметные: 

   у детей развито  внимание, фотографическая память и оперативное  мышление, логика и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;

  • у детей развита мелкая моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

    у детей расширен пассивный и активный словарный запас.

Личностные задачи:

  • дети проявляют инициативность, самостоятельность и уверенность в себе.
  • дети проявляют интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
  •  дети умеет взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
  • дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца):

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Год

обучения

Дата

Нач.

занятий

Дата

Оконч. занятий

Кол-во

Учеб.

недель

Кол-во

Учеб.

дней

Режим занятий

Сроки проведения аттестации/ контроля

1

2021-2022

01.09.

2021

31.05.

2022

36

36

25 -30мин

сентябрь, май

Диагностика

Декабрь промежуточная аттестация в форме открытого занятия для родителей

Май -Итоговое занятие, диагностика

Ежемесячно контроль в форме наблюдений и тестовых заданий

                                 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение.

Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, а именно:

  • Рабочие тетради;
  • Методическая литература;
  • Индивидуальное рабочее место;
  • Ментальные карты
  • Флеш - карты
  • Индивидуальные счёты Абакус
  • Демонстрационные (большие счеты) Абакус
  • Канцелярские принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
  •  Набор цифр от 0 до 10, флэш-карты от 0 до 100
  • Ноутбук;
  • Проектор;

Игры на развитие внимания, памяти, мышления:

  • Дидактическая игра «Найди ошибку»
  • Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
  • Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
  • Дидактическая игра «Да и нет, не говорить»…

Игры для одновременной  работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.

  • Игра «Фрукты-овощи»
  • Игра «Сено-солома»
  • Игра «2 города и имя» и др.

Пальчиковая гимнастика:

  • «Замок»
  • «Помощники»
  • «Удивительно»
  • «Белка»
  • «Кулак, ребро, ладонь» и др.

Информационное обеспечение.

  • видео и фотоматериалы к занятиям (в папках на компьютере);
  • https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус»)

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется воспитателем, имеющим стаж работы с дошкольниками 10 лет, имеет курсы повышения квалификации по ментальной арифметике.

Образование средне-специальное педагогическое, высшая квалификационная категория.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы отслеживания и фиксации результатов для детей дошкольного возраста:

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Устный опрос
  • Тестовые задания
  • Открытое занятие
  • Журнал посещаемости

Оценочные материалы.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации:

  • Входное тестирование (устный опрос, письменный опрос) - оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.
  • Текущий контроль –  оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся.
  • Промежуточное тестирование – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода.
  • Итоговая  тестирование – оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной  программы мониторинг, открытое занятие.

Входной контроль проводится в сентябре (диагностика), результаты фиксируются на листе в таблице по критериям на каждого ребёнка.

Текущий контроль проводится по каждой теме в виде выполнения заданий по теме занятия и наблюдения за детьми.

Промежуточный контроль проводится один раз в год в форме открытого занятия для родителей.

Итоговый контроль проводится в мае (диагностика) результаты фиксируются в таблице на каждого ребёнка и пишется аналитическая справка. Так же итоговый контроль предусматривает проведения итогового занятия.

 

Педагогическая диагностика для детей 5-7 лет

(н-начало года, к-конец года).

           

Ф.И ребёнка

                           Показатели

Эмоц-ная вовлеч-сть ребенка в работу на занятии

Умение набирать и распоз-ть числа на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами)

Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом

Ментальный счет

Скор-ть выпол-я задания/ прав-ть решения ариф-ких действий

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Общее количество детей

Начало года

Конец года

В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка навыкам выполнения задания.

В конце первого года обучения проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Ментальная арифметика» (см. Приложение 1)

МЕТОДИЧЕСКИЕ    МАТЕРИАЛЫ

Форма организации образовательного процесса: очная.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, убеждение, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия:

Индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, практическое занятие, открытое занятие, беседа, игра.

Педагогические технологии:

 Технология модульного обучения, технология группового обучения, технология индивидуального обучения, здоровьесберегающая технология, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.

Алгоритм учебного занятия.

Подготовка занятия.

Для успешного проведения занятия огромное значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения педагога и подготовленности самого педагога.

Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

1) вступительная часть — погружение детей в ситуативную деятельность;

2) основная часть занятия – познавательная деятельность.

руководство всем процессом выполнения работы

3) заключительная часть — просмотр и оценка выполненных заданий.

Вступительная часть.

Мотивация детей: С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма преподнесения материала. Игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребенка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Преподаватель раздает детям рабочие листы с содержанием занятия. Разрешает детям ознакомиться с содержанием. Затем выдаются абакусы. Важно дать детям поиграть с абакусом. Позволить произвольно подвигать косточки и т.д.

Пальчиковая гимнастика: Для работы на абакусе в начале каждого занятия детям предложено сделать упражнения сначала правой, затем левой рукой — перекладывание косточек с одновременным проговариванием названия числа. Для этих задач разработана специальная пальчиковая гимнастика перед началом процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в работе с абакусом.

Основная часть занятия – познавательная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием абакуса, флеш-карты, ментальной карты, заданий в рабочих тетрадях.

Показ преподавателем значения (О) на абакусе (к центральной планке не придвинуты косточки). Дети практикуются правильно обнулять абакус (складываем большой и указательный пальчики птичкой и проводим по центральной планке). Тренировка должна проходить до тех пор, пока у всех детей не начнет получаться правильно обнулять абакус. Затем дети учатся производить простые вычисления на абакусе, не применяя основных правил. После введения правил, вычисления становятся более сложными, работа с ментальными картами способствует развитию быстрого устного счёта ментально.

Заключительная часть занятия – Рефлексия (краткий анализ работы, подведение итогов). Педагог вместе с детьми, еще раз проговаривает основные моменты занятия.

Дидактические материалы: игры, демонстрационный материал, дидактический материал, видеозаписи и презентации в основном всё находится в электронном виде и осуществляется через показ или прослушивание на экране.

Рекомендуемая литература для педагога:

1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.

2.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.                     Д. Вендланд  (часть1)

3. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.                     Д. Вендланд  (часть 2)

4. Никифорова О.К. Учимся думать, играя. Задание упражнение по развитию логического мышления / Издательство «Учитель», Волгоград 2016 г. – 79 с.

5.  http://www.menar.ru.com/indexru.html 

6. http://www.youtube.com/watch?v=9gBAJVNYiNw

7. https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус»)

Рекомендуемая литература для родителей.

  1. Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
  2. http://www.youtube.com/watch?v=9gBAJVNYiNw
  3. https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Арифметик мәсьәләләр, мисаллар чишү, зурлык, логик мисал, кәгазь битендә ориентлашу, шакмаклы дәфтәрдә эшләү”

Максатлар:- арифметик мәсьәләләр чишүне дәвам итү;- мисаллар чишүне дәвам итү;- линейка белән эшләү;- логик мисал чишү;- карточкалар белән эш;- кәгазь битендә ориентлашуны дәвам итү;- шакмаклы д...

Презентация "Забавная арифметика"

с помощью этой презентации вы сможите закрепить навыик счета у детей в интересной и занимательной форме....

Весёлая арифметика.

Забавные считалки, рекомендации....

Педагогический проект "Арифметика добра".

Никто, наверное, из нас, сегодняшних взрослых, не хотел в детстве быть похожим на Карабаса Барабаса. Мой проект о том, как воспитывать маленьких Мальвин и Буратино, как научить ребенка быть неравнодуш...

Игра как арифметика

Игра как арифметика социальных отношений...

Презентация : "Арифметика в стихах "

Арифметика в стихах для младшей группе....