План по самообразованию воспитателя
методическая разработка (средняя группа)

Ганшу Оксана Анатольевна

Актуальность

Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном

детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А мы взрослые

должны приложить немало усилий, чтобы речь

ребёнка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие

формирования личности ребёнка.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с

окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется

основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны

своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её

функций.

В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит

актуальный характер. Так как все занятия и игры, упражнения предполагают

самостоятельный выбор ребёнком темы, материала и вида деятельности. Они

учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и

разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к

творческому мышлению. Это как витамины - растущему организму. С

самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать

задачи творческого характера.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает

для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его

психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в

различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,

преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому

решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни

ребёнка .Умелое использование приёмов и методов

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить

у дошкольников речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое

воображение.

Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:

- формирование связной речи на основе активизации творческого

мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и

изобретательской деятельности;

- развитие творческих способностей;

- формирование качеств творческой личности.

Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является система

творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро

научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со

словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру,

учатся разговорной речи. Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий

алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти

методы универсальны и применимы в любой области педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

МАДОУ ЦРР д,с «Теремок»

Ганшу Оксаны Анатольевны

                                             на  2020-23 учебный год

Тема: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей  посредством игровой деятельности»

Актуальность

Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном

детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А мы взрослые

должны приложить немало усилий, чтобы речь

ребёнка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие

формирования личности ребёнка.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с

окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется

основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны

своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её

функций.

В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит

актуальный характер. Так как все занятия и игры, упражнения предполагают

самостоятельный выбор ребёнком темы, материала и вида деятельности. Они

учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и

разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к

творческому мышлению. Это как витамины - растущему организму. С

самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать

задачи творческого характера.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает

для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его

психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в

различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,

преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому

решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни

ребёнка .Умелое использование приёмов и методов

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить

у дошкольников речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое

воображение.

Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:

- формирование связной речи на основе активизации творческого

мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и

изобретательской деятельности;

- развитие творческих способностей;

- формирование качеств творческой личности.

Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является система

творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро

научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со

словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру,

учатся разговорной речи. Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий

алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти

методы универсальны и применимы в любой области педагогики.

Цель: Улучшение качества образования, активизация мышления и речи

детей, методами и приёмами ТРИЗ в игровой деятельности.

Задачи:

- Изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания

по теме самообразования;

- Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и

компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег,

посещения их занятий, изучение методик и технологий педагогов в системе

Интернет

- Способствовать расширению границ познавательной, трудовой и игровой

активности у воспитанников

- подобрать и изготовить дидактический материал по теме самообразования;

- разработать перспективный план работы;

- повысить компетентность родителей в значимости технологии ТРИЗ для

дошкольников

- способствовать совершенствованию речи детей, расширению словарного

запаса, развитию мышления посредством технологии ТРИЗ;

- повысить компетентность коллег в значимости использования технологии

ТРИЗ в речевом развитии детей

Предполагаемый результат:

- Расширение собственных знаний в области технологии ТРИЗ;

- Развитие речи и мышления детей;

- Обогащение предметно – развивающей среды;

- Повышение компетентности родителей в значимости технологии ТРИЗ в

речевом развитии детей.

План

по самообразованию на период с 2020  по 2023г.г.

Тема::«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей посредством

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, углубить знания в области

Задачи:

1.Создание условий для речевого развития детей;

2.Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке

3.Изучение методик, технологий по речевому развитию;

4.Изучение методик, технологий ТРИЗ.

                                                   Этапы самообразования

Этапы

Задачи

Направление деятельности

Период

1

Информацион но – подготовитель ный

 Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме

- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности

на интернет сайте:

http://nsportal.ru.

В течении года

2

Практический

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.

.  Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)

В течении года

 

3

Итоговый

Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования

Участие в РМО

Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

Проведение мастер-классов для педагогов.

Выставка работ.

Оформление сборника консультаций для родителей.

В течении года

                                       Этапы самообразования

Этапы

Задачи

Направление деятельности

Период

                                                    2020 -2021

1

Информационно – подготовительный

Изучение психолого – педагогической, методической литературы

по теме самообразования

Формулировка темы,

выделение стержневой

проблемы и целевой

установки с учётом

возрастных особенностей

детей

Сентябрь-

Октябрь

2

Практический

 Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Изучение литературы, по

теме применения

технологии ТРИЗ

в работе

Ноябрь

Декабрь

3

Итоговый

Изучение методической литературы

по теме «Педагогика + ТРИЗ» -

Подбор методического

оснащения.

Составление конспектов

занятий,

В течении года

                                                    2021-22

1

Информационно – подготовительный

 Разработать перспективные планы работы по всем видам

деятельности для разновозрастной группы

Календарно -

тематическое

планирование

Сентябрь -

Май

2

Практический

Составить конспекты занятий по всем видам деятельности.

Календарно -

тематическое

планирование

Сентябрь -

Май

3

Итоговый

Систематизировать практический материал по данной проблеме:

Интернет - ресурсы (детские презентации).

Родительская встреча:

1 - Игра «Знакомство».

2 - «Что такое ТРИЗ в

детском саду» (мини —

лекция).

3 - «Давайте поиграем»

(знакомство с играми для

детей)

4ё Родительское собрание:

« Знакомство с технологией ТРИЗ»

Октябрь-

Ноябрь

Декабрь-

Февраль

Январь

Март-

Апрель

Май

                                                                    2022-23

1

Информационно – подготовительный

Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. Повысить

образовательный уровень

компетентности

педагогов в вопросах

речевого развития

Повысить интерес

родителей в вопросах

речевого развития детей

Информационные листы в

виде таблицы с

результатами.

Публикации в социальной

сети

В течении года

2

Практический

Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. 

Работа с детьми

1 Разработка программно-методического обеспечения образовательного

процесса.

2. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности.

3 Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий,

помогающих детям в самостоятельной деятельности.

Календарно-тематическое

Дидактические игры и

упражнения,

индивидуальные беседы с

рассматриванием

картинок, наблюдения –

Игровые моменты,

дидактические игры и

упражнения - (Создание

развивающей среды в

группе, уголка для

речевого развития детей).

В течении года

3

Итоговый

Работа с родителями:

1 Знакомство с современными системами семейного воспитания.

2 Использование технологии ТРИЗ в повседневном взаимодействии с

детьми.

Консультации для родителей на тему:

- « ТРИЗ в детском саду и дома».

- «Развивающие игры ТРИЗ в помощь родителям»

консультации,

беседы, родительские

собрания.

Сбор игр и упражнений

для развивающего

общения с детьми.

Картотека игр,

познавательных

упражнений с

использованием ТРИЗ

технологии.

Повысить

образовательный уровень

компетентности

педагогов в вопросах

речевого

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....