План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Речевое развитие ФГОС
рабочая программа (подготовительная группа)

Речевое развитие ФГОС

    Владение речью как средством общения:

- побуждать  детей употреблять  в речи слова и словосочетания в соответствии  с условиями и задачами общения, речевой  и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

-  вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из   прочитанных произведений художественной литературы.

Обогащение активного словаря:

- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений  художественной литературы,  показывая детям красоту, образность, богатство русского языка

- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- побуждать использовать  в своей речи  обобщающие и родовые  понятия;.              - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;                                                                                                                                             - поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

- объяснять и использовать переносное значение слов и  побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;              - знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами

 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- побуждать  детей употреблять  в  речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

- побуждать  детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;

 - упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой»  и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);

-  упражнять в словообразовании  при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;                                                                                                                                                            - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;                                                                                                                                    - обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;

- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;                                                                                                                                   - начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие связной диалогической и монологической речи:                                                         - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;                                                                                                                                - приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и  строить ответ;                                  - способствовать освоению  ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);                               - побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов  и  построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему  и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:  - развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

-  формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с  понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки»

- развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);                        - познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного слово произношения в правильном постановке ударения при произнесении слов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:                                - упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;

- познакомить с ударением;

- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Основные цели и задачи

Развитие речи.

 Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.                                                                                                             Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие речи

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда.

Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря.

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте.

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная литература

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.                                                                                                                Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

 

 

 

 

 

Примерный список литературы

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет»

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля- да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».      Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо».                                                                                                                Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные  сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К.   Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Произведения для заучивания наизусть

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…»  (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе

 

Тема      

Дата

Темы и программное содержание работ

Примечание

День знаний

1-я неделя сентября

 

1.«Подготовишки»

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать правильно, строить высказывания.  

2. «Летние истории»

Цель: Помогать детям, составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

Стр.19 (1)

 

 

 

Стр.20 (1)

 

Осень                                  2-я – 4-я неделя сентября

 

3. «Звуковая культура речи» 

Цель: Выяснить,  дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

4. «Сегодня так светло кругом!» 

Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

5. «Осенние мотивы» 

Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, почему понравилась та или иная иллюстрация.

6. «Работа с сюжетной картиной» 

Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

7. «На лесной поляне»

Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь.                                                                                         8. «Рассказ о А. Пушкине» 

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения.

Стр.21(1)

 

 

Стр.35 (1)

 

                                        Стр.36 (1)

 

Стр.25 (1)

 

 

Стр.33 (1)

 

                                                   Стр.25 (1)

Мой город, моя

страна, моя планета

1-я–2-я недели

октября

 

 

9. «Лексико-грамматические упражнения» 

Цель: Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.

10. «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» 

Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения(«Родина бывает разная, но у всех одна»),запомнить произведение .                                                                                       11. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте» 

Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении.

12. «Вот такая история» 

Цель: Помогать, детям составлять рассказы из личного опыта.

Стр.22(1)

 

 

 

                                      Стр.76 (1)

 

 

 

Стр.28 (1)

 

 

 

                                 Стр.31 (1)

День народного

единства

3-я неделя

октября — 2-я неделя

ноября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение.

14. «Русские народные сказки»

Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки..

15. «Звуковая культура речи. Работа над предложением» 

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

16. «Небылицы-перевертыши»  

Цель: Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы.

17. «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского  «Теплый хлеб».

18. «Для чего нужны стихи?» 

Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения.

19. «Лексические игры»

Цель: Обогащать и активизировать речь детей.

20. «Работа с иллюстрированными изданиями сказок»

Цель: Приучать детей с интересом рассматривать   рисунки в книгах. Активизировать речь детей.

Стр.27(1)

 

 

Стр.30 (1)

 

Стр.37 (1)

 

 

 

 

                                  Стр.34 (1)

 

                               Стр.41 (1)

 

 

Стр.23 (1)

 

 

                                Стр.44 (1)

 

                                 Стр.45 (1)

Новый год

3-я неделя ноября — 4-я неделя

декабря

 

21. «Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель: Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение.

22. «Звуковая культура речи»

Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.

23. «Пересказ рассказа В. Сухомлинского                           «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

24. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать словарный запас детей.

25. «Повторение стихотворения С. Маршака    «Тает месяц молодой»

Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения.

26. «Чтение сказки  С. Маршака                                  «Двенадцать месяцев»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой.

27. «Творческие рассказы детей»

Цель: Активизировать фантазию и речь детей.

 

28. «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»

Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н.Толстого и познакомить с новыми произведением.

29. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

30. «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой.

31. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

32. «Чтение сказки «Снегурочка»                                                           Цель: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.

Стр.42(1)

 

 

 

 

Стр.46 (1)

 

 

Стр.39 (1)

 

 

Стр.56(1)

 

 

Стр.51 (1)

 

Стр.57 (1)

                                     

                     Стр.55 (1)

 

                                 Стр.47 (1)

 

 

 

Стр.58 (1)

 

 

Стр.49(1)

 

Стр.49 (1)

 

 

Стр.71 (1)

Зима                   1-я–4-я недели

января

 

33. «Здравствуй гостья-зима!»

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

34. «Новогодние встречи»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольника.

35. «Произведения Н .Носова»

Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки».

36. «Чтение сказки А. Ремизова  «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

37. «Работа по сюжетной картине»

Цель: Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей.

38. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

39. «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари)»

Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал». Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

40. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Стр.55 (1)

 

 

Стр.54 (1)

 

 

Стр.54 (1)

 

Стр.32 (1)

 

 

 

 

 

Стр.25 (1)

 

 

Стр.61 (1)

 

 

Стр.24 (1)

 

 

 

 

 

Стр.78 (1)

День защитника

Отечества

1-я–3-я недели

февраля

 

 

41. «Чтение русской народной сказки «Никита-Кожемяка»

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита-Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

42. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части.

43. «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель :Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

 

44 . «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

45 . «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи..

46 . «Повторение пройденного материала»

Цель: Занятие проводится по выбору воспитателя.

Стр.58 (1)

 

 

 

 

Стр.64 (1)

 

 

 

 

Стр.60 (1)

 

 

Стр.62 (1)

 

 

Стр.63 (1)

 

Стр.63 (1)

Международный

женский день

4-я неделя

февраля —

1-я неделя

марта

 

47. «Тяпа и Топ сварили компот»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно-развивающимся действием.

48. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать речь детей , учить их импровизировать.

49. «Лохматые и крылатые»

Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

50. «Весна идет, весне дорогу!»

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Стр.48 (1)

 

 

 

Стр.67 (1)

 

Стр.70 (1)

 

 

Стр.68 (1)

Народная

культура

и традиции

2-я–4-я недели

марта

 

51. «Лексико-грамматические упражнения»

Цель: Активизировать речь детей.

52. «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей.

53. «Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»»

Цель: Познакомить детей со стихотворением «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

54. «Рассказы по картинкам»

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

55. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

56. Подводный мир.

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

Стр.80 (1)

 

 

Стр.65 (1)

 

Стр.66 (1)

 

 

 

Стр.75 (1)

 

 

 Стр. 74 (1)

 

 

 

 

Стр.41 (1)

Весна

1-я - 2-я   недели апреля

 

 

57. Весенние стихи.

Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

58. Лексико-грамматические упражнения.

Цель: Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчиненные предложения.

59. Сочиняем сказку про Золушку.

Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы.

60. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Цель: Обогатить литературный багаж детей, помочь почувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Стр.79 (1)

 

 

Стр.71 (1)

 

 

 

Стр.72 (1)

 

Стр.62 (1)

 

День Победы

(3-я неделя апреля — 1-я неделя мая)

 

 

 

 

 

61. Чтение былины «Садко».

Цель: Познакомить детей с былиной «Садко».

 

62. Лексико-грамматические упражнения.

Цель: Активизировать речь детей.

63. Пересказ сказки «Лиса и козел».

Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

64. Сказки Г.Х. Андерсена.

Цель: Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.

65. Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

66.Повторение.

Цель: Повторение пройденного материала.

 

Стр.71 (1)

 

 

Стр.26(1)

Стр.75(1)

 

Стр.76 (1)

 

Стр.37 (1)

 

 

 

 

Стр.76 (1)

До свидания,

детский сад!

Здравствуй, школа!

2-я–4-я недели мая

 

 

 

 

67. Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май».

Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны.

68. Лексико-грамматические упражнения.

Цель: Активизировать речь детей.

69. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива».

Цель: Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные  тексты ,правильно строить предложения.

70.Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении.

71. Повторение.

Цель: Повторение пройденного материала.

72. Повторение.

Цель: Повторение материала по выбору педагога.

Стр.79 (1)

 

 

 

 

 

Стр.80 (1)

 

Стр.81 (1)

 

 

 

Стр.28 (1)

 

 

 

(1)

 

                        (1)

     

 

 

Используемая литература:

В.В Гербова «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 6-7 лет подготовительная к школе группа 2014г. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_rechevoe_razvitie_fgos.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие ФГОС

    Владение речью как средством общения:

- побуждать  детей употреблять  в речи слова и словосочетания в соответствии  с условиями и задачами общения, речевой  и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

-  вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из   прочитанных произведений художественной литературы.

Обогащение активного словаря:

- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений  художественной литературы,  показывая детям красоту, образность, богатство русского языка

- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- побуждать использовать  в своей речи  обобщающие и родовые  понятия;.              - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;                                                                                                                                             - поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

- объяснять и использовать переносное значение слов и  побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;              - знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами

 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- побуждать  детей употреблять  в  речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

- побуждать  детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;

 - упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой»  и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);

-  упражнять в словообразовании  при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;                                                                                                                                                            - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;                                                                                                                                    - обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;

- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;                                                                                                                                   - начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие связной диалогической и монологической речи:                                                         - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;                                                                                                                                - приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и  строить ответ;                                  - способствовать освоению  ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);                               - побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов  и  построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему  и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:  - развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

-  формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с  понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки»

- развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);                        - познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного слово произношения в правильном постановке ударения при произнесении слов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:                                - упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;

- познакомить с ударением;

- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи

Развитие речи.

 Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.                                                                                                             Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие речи

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда.

Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря.

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте.

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная литература

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.                                                                                                                Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Примерный список литературы

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет»

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля- да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».      Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо».                                                                                                                Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные  сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К.   Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Произведения для заучивания наизусть

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…»  (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема        

Дата

Темы и программное содержание работ

Примечание

День знаний

1-я неделя сентября

1.«Подготовишки»

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать правильно, строить высказывания.  

2. «Летние истории»

Цель: Помогать детям, составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

Стр.19 (1)

 

Стр.20 (1)

Осень                                  2-я – 4-я неделя сентября

3. «Звуковая культура речи»  

Цель: Выяснить,  дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

4. «Сегодня так светло кругом!»  

Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

5. «Осенние мотивы»  

Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, почему понравилась та или иная иллюстрация.

6. «Работа с сюжетной картиной»  

Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

7. «На лесной поляне»

Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь.                                                                                         8. «Рассказ о А. Пушкине»  

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения.

Стр.21(1)

Стр.35 (1)

                                        Стр.36 (1)

Стр.25 (1)

Стр.33 (1)

                                                   Стр.25 (1)

Мой город, моя

страна, моя планета

1-я–2-я недели

октября

9. «Лексико-грамматические упражнения»  

Цель: Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.

10. «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»  

Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения(«Родина бывает разная, но у всех одна»),запомнить произведение .                                                                                       11. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте»  

Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении.

12. «Вот такая история»  

Цель: Помогать, детям составлять рассказы из личного опыта.

Стр.22(1)

                                      Стр.76 (1)

Стр.28 (1)

                                 Стр.31 (1)

День народного

единства

3-я неделя

октября — 2-я неделя

ноября

13. «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение.

14. «Русские народные сказки»

Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки..

15. «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

16. «Небылицы-перевертыши»  

Цель: Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы.

17. «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского  «Теплый хлеб».

18. «Для чего нужны стихи?»  

Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения.

19. «Лексические игры»

Цель: Обогащать и активизировать речь детей.

20. «Работа с иллюстрированными изданиями сказок»

Цель: Приучать детей с интересом рассматривать   рисунки в книгах. Активизировать речь детей.

Стр.27(1)

Стр.30 (1)

Стр.37 (1)

                                  Стр.34 (1)

                               Стр.41 (1)

Стр.23 (1)

                                Стр.44 (1)

                                 Стр.45 (1)

Новый год

3-я неделя ноября — 4-я неделя

декабря

21. «Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель: Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение.

22. «Звуковая культура речи»

Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.

23. «Пересказ рассказа В. Сухомлинского                           «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

24. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать словарный запас детей.

25. «Повторение стихотворения С. Маршака    «Тает месяц молодой»

Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения.

26. «Чтение сказки  С. Маршака                                  «Двенадцать месяцев»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой.

27. «Творческие рассказы детей»

Цель: Активизировать фантазию и речь детей.

28. «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»

Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н.Толстого и познакомить с новыми произведением.

29. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

30. «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой.

31. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

32. «Чтение сказки «Снегурочка»                                                           Цель: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.

Стр.42(1)

Стр.46 (1)

Стр.39 (1)

Стр.56(1)

Стр.51 (1)

Стр.57 (1)

                                     

                     Стр.55 (1)

                                 Стр.47 (1)

Стр.58 (1)

Стр.49(1)

Стр.49 (1)

Стр.71 (1)

Зима                   1-я–4-я недели

января

33. «Здравствуй гостья-зима!»

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

34. «Новогодние встречи»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольника.

35. «Произведения Н .Носова»

Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки».

36. «Чтение сказки А. Ремизова  «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

37. «Работа по сюжетной картине»

Цель: Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей.

38. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

39. «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари)»

Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал». Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

40. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Стр.55 (1)

Стр.54 (1)

Стр.54 (1)

Стр.32 (1)

Стр.25 (1)

Стр.61 (1)

Стр.24 (1)

Стр.78 (1)

День защитника

Отечества

1-я–3-я недели

февраля

41. «Чтение русской народной сказки «Никита-Кожемяка»

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита-Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

42. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части.

43. «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель :Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

44 . «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

45 . «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи..

46 . «Повторение пройденного материала»

Цель: Занятие проводится по выбору воспитателя.

Стр.58 (1)

Стр.64 (1)

Стр.60 (1)

Стр.62 (1)

Стр.63 (1)

Стр.63 (1)

Международный

женский день

4-я неделя

февраля —

1-я неделя

марта

47. «Тяпа и Топ сварили компот»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно-развивающимся действием.

48. «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать речь детей , учить их импровизировать.

49. «Лохматые и крылатые»

Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

50. «Весна идет, весне дорогу!»

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Стр.48 (1)

Стр.67 (1)

Стр.70 (1)

Стр.68 (1)

Народная

культура

и традиции

2-я–4-я недели

марта

51. «Лексико-грамматические упражнения»

Цель: Активизировать речь детей.

52. «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей.

53. «Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»»

Цель: Познакомить детей со стихотворением «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

54. «Рассказы по картинкам»

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

55. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

56. Подводный мир.

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

Стр.80 (1)

Стр.65 (1)

Стр.66 (1)

Стр.75 (1)

 Стр. 74 (1)

Стр.41 (1)

Весна

1-я - 2-я   недели апреля

57. Весенние стихи.

Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

58. Лексико-грамматические упражнения.

Цель: Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчиненные предложения.

59. Сочиняем сказку про Золушку.

Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы.

60. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Цель: Обогатить литературный багаж детей, помочь почувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Стр.79 (1)

Стр.71 (1)

Стр.72 (1)

Стр.62 (1)

День Победы

(3-я неделя апреля — 1-я неделя мая)

61. Чтение былины «Садко».

Цель: Познакомить детей с былиной «Садко».

62. Лексико-грамматические упражнения.

Цель: Активизировать речь детей.

63. Пересказ сказки «Лиса и козел».

Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

64. Сказки Г.Х. Андерсена.

Цель: Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.

65. Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

66.Повторение.

Цель: Повторение пройденного материала.

Стр.71 (1)

Стр.26(1)

Стр.75(1)

Стр.76 (1)

Стр.37 (1)

Стр.76 (1)

До свидания,

детский сад!

Здравствуй, школа!

2-я–4-я недели мая

67. Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май».

Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны.

68. Лексико-грамматические упражнения.

Цель: Активизировать речь детей.

69. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива».

Цель: Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные  тексты ,правильно строить предложения.

70.Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении.

71. Повторение.

Цель: Повторение пройденного материала.

72. Повторение.

Цель: Повторение материала по выбору педагога.

Стр.79 (1)

Стр.80 (1)

Стр.81 (1)

Стр.28 (1)

(1)

                        (1)

Используемая литература:

  1. В.В Гербова «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 6-7 лет подготовительная к школе группа 2014г. ФГОС

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа

План реализации основной программы дошкольного образования разработан с учетом ФГОС. Материал будет полезен для воспитателей старших групп при планировании работы с детьми....

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...

План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Социально-коммуникативное развитие ФГОС

Социально-коммуникативное развитие ФГОС Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:...

План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Физическое развитие ФГОС

Физическое развитие ФГОСПриобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как коорд...