План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Речевое развитие ФГОС
рабочая программа (подготовительная группа)
Речевое развитие ФГОС
Владение речью как средством общения:
- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.
Обогащение активного словаря:
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка
- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;. - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);
- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;
- объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли; - знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:
- побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;
- побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;
- упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);
- упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;
- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций; - начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Развитие связной диалогической и монологической речи: - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; - приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ; - способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.); - побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;
- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: - развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки»
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия); - познакомить со слоговой структурой слова;
-учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного слово произношения в правильном постановке ударения при произнесении слов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: - упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- познакомить с ударением;
- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие речи.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие речи
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Развивающая речевая среда.
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря.
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте.
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Художественная литература
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Примерный список литературы
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Русский фольклор
Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет»
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля- да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».
Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.
Произведения для заучивания наизусть
Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).
Для чтения в лицах
К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Дополнительная литература
Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.
Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.
Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».
Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема | Дата | Темы и программное содержание работ | Примечание | |
День знаний 1-я неделя сентября |
| 1.«Подготовишки» Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать правильно, строить высказывания. 2. «Летние истории» Цель: Помогать детям, составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. | Стр.19 (1)
Стр.20 (1)
| |
Осень 2-я – 4-я неделя сентября |
| 3. «Звуковая культура речи» Цель: Выяснить, дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. 4. «Сегодня так светло кругом!» Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. 5. «Осенние мотивы» Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, почему понравилась та или иная иллюстрация. 6. «Работа с сюжетной картиной» Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. 7. «На лесной поляне» Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь. 8. «Рассказ о А. Пушкине» Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения. | Стр.21(1)
Стр.35 (1)
Стр.36 (1)
Стр.25 (1)
Стр.33 (1)
Стр.25 (1) | |
Мой город, моя страна, моя планета 1-я–2-я недели октября
|
| 9. «Лексико-грамматические упражнения» Цель: Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение. 10. «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения(«Родина бывает разная, но у всех одна»),запомнить произведение . 11. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении. 12. «Вот такая история» Цель: Помогать, детям составлять рассказы из личного опыта. | Стр.22(1)
Стр.76 (1)
Стр.28 (1)
Стр.31 (1) | |
День народного единства 3-я неделя октября — 2-я неделя ноября
|
| 13. «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» Цель: Помочь детям запомнить стихотворение. 14. «Русские народные сказки» Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.. 15. «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 16. «Небылицы-перевертыши» Цель: Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы. 17. «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». 18. «Для чего нужны стихи?» Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения. 19. «Лексические игры» Цель: Обогащать и активизировать речь детей. 20. «Работа с иллюстрированными изданиями сказок» Цель: Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. | Стр.27(1)
Стр.30 (1)
Стр.37 (1)
Стр.34 (1)
Стр.41 (1)
Стр.23 (1)
Стр.44 (1)
Стр.45 (1) | |
Новый год 3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря |
| 21. «Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Цель: Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение. 22. «Звуковая культура речи» Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. 23. «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. 24. «Лексические игры и упражнения» Цель: Активизировать словарный запас детей. 25. «Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения. 26. «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Цель: Познакомить детей с новой сказкой. 27. «Творческие рассказы детей» Цель: Активизировать фантазию и речь детей.
28. «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н.Толстого и познакомить с новыми произведением. 29. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. 30. «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» Цель: Познакомить детей с новой сказкой. 31. «Лексические игры и упражнения» Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 32. «Чтение сказки «Снегурочка» Цель: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки. | Стр.42(1)
Стр.46 (1)
Стр.39 (1)
Стр.56(1)
Стр.51 (1)
Стр.57 (1)
Стр.55 (1)
Стр.47 (1)
Стр.58 (1)
Стр.49(1)
Стр.49 (1)
Стр.71 (1) | |
Зима 1-я–4-я недели января |
| 33. «Здравствуй гостья-зима!» Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме. 34. «Новогодние встречи» Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольника. 35. «Произведения Н .Носова» Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки». 36. «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне» Цель: Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. 37. «Работа по сюжетной картине» Цель: Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей. 38. «Лексические игры и упражнения» Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 39. «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари)» Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал». Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. 40. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. | Стр.55 (1)
Стр.54 (1)
Стр.54 (1)
Стр.32 (1)
Стр.25 (1)
Стр.61 (1)
Стр.24 (1)
Стр.78 (1) | |
День защитника Отечества 1-я–3-я недели февраля
|
| 41. «Чтение русской народной сказки «Никита-Кожемяка» Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита-Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. 42. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части. 43. «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Цель :Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
44 . «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. 45 . «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Цель: Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.. 46 . «Повторение пройденного материала» Цель: Занятие проводится по выбору воспитателя. | Стр.58 (1)
Стр.64 (1)
Стр.60 (1)
Стр.62 (1)
Стр.63 (1)
Стр.63 (1) | |
Международный женский день 4-я неделя февраля — 1-я неделя марта |
| 47. «Тяпа и Топ сварили компот» Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно-развивающимся действием. 48. «Лексические игры и упражнения» Цель: Активизировать речь детей , учить их импровизировать. 49. «Лохматые и крылатые» Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. 50. «Весна идет, весне дорогу!» Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | Стр.48 (1)
Стр.67 (1)
Стр.70 (1)
Стр.68 (1) | |
Народная культура и традиции 2-я–4-я недели марта |
| 51. «Лексико-грамматические упражнения» Цель: Активизировать речь детей. 52. «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей. 53. «Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»» Цель: Познакомить детей со стихотворением «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. 54. «Рассказы по картинкам» Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. 55. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. 56. Подводный мир. Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | Стр.80 (1)
Стр.65 (1)
Стр.66 (1)
Стр.75 (1)
Стр. 74 (1)
Стр.41 (1) | |
Весна 1-я - 2-я недели апреля
|
| 57. Весенние стихи. Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. 58. Лексико-грамматические упражнения. Цель: Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчиненные предложения. 59. Сочиняем сказку про Золушку. Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы. 60. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода». Цель: Обогатить литературный багаж детей, помочь почувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | Стр.79 (1)
Стр.71 (1)
Стр.72 (1)
Стр.62 (1) | |
День Победы (3-я неделя апреля — 1-я неделя мая)
|
|
61. Чтение былины «Садко». Цель: Познакомить детей с былиной «Садко».
62. Лексико-грамматические упражнения. Цель: Активизировать речь детей. 63. Пересказ сказки «Лиса и козел». Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». 64. Сказки Г.Х. Андерсена. Цель: Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена. 65. Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 66.Повторение. Цель: Повторение пройденного материала. |
Стр.71 (1)
Стр.26(1) Стр.75(1)
Стр.76 (1)
Стр.37 (1)
Стр.76 (1) | |
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! 2-я–4-я недели мая
|
| 67. Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май». Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны. 68. Лексико-грамматические упражнения. Цель: Активизировать речь детей. 69. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». Цель: Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты ,правильно строить предложения. 70.Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении. 71. Повторение. Цель: Повторение пройденного материала. 72. Повторение. Цель: Повторение материала по выбору педагога. | Стр.79 (1)
Стр.80 (1)
Стр.81 (1)
Стр.28 (1)
(1)
(1) | |
Используемая литература:
В.В Гербова «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 6-7 лет подготовительная к школе группа 2014г. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_rechevoe_razvitie_fgos.docx | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ФГОС
Владение речью как средством общения:
- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.
Обогащение активного словаря:
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка
- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;. - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);
- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;
- объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли; - знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:
- побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;
- побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;
- упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);
- упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;
- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций; - начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Развитие связной диалогической и монологической речи: - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; - приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ; - способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.); - побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;
- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: - развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки»
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия); - познакомить со слоговой структурой слова;
-учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного слово произношения в правильном постановке ударения при произнесении слов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: - упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- познакомить с ударением;
- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие речи.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие речи
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Развивающая речевая среда.
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря.
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте.
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Художественная литература
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Примерный список литературы
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Русский фольклор
Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет»
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля- да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».
Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.
Произведения для заучивания наизусть
Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).
Для чтения в лицах
К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Дополнительная литература
Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.
Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.
Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».
Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема | Дата | Темы и программное содержание работ | Примечание | |
День знаний 1-я неделя сентября | 1.«Подготовишки» Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать правильно, строить высказывания. 2. «Летние истории» Цель: Помогать детям, составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. | Стр.19 (1)
Стр.20 (1) | ||
Осень 2-я – 4-я неделя сентября | 3. «Звуковая культура речи» Цель: Выяснить, дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. 4. «Сегодня так светло кругом!» Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. 5. «Осенние мотивы» Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, почему понравилась та или иная иллюстрация. 6. «Работа с сюжетной картиной» Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. 7. «На лесной поляне» Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь. 8. «Рассказ о А. Пушкине» Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения. | Стр.21(1) Стр.35 (1) Стр.36 (1) Стр.25 (1) Стр.33 (1) Стр.25 (1) | ||
Мой город, моя страна, моя планета 1-я–2-я недели октября | 9. «Лексико-грамматические упражнения» Цель: Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение. 10. «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения(«Родина бывает разная, но у всех одна»),запомнить произведение . 11. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении. 12. «Вот такая история» Цель: Помогать, детям составлять рассказы из личного опыта. | Стр.22(1) Стр.76 (1) Стр.28 (1) Стр.31 (1) | ||
День народного единства 3-я неделя октября — 2-я неделя ноября | 13. «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» Цель: Помочь детям запомнить стихотворение. 14. «Русские народные сказки» Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.. 15. «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 16. «Небылицы-перевертыши» Цель: Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы. 17. «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». 18. «Для чего нужны стихи?» Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения. 19. «Лексические игры» Цель: Обогащать и активизировать речь детей. 20. «Работа с иллюстрированными изданиями сказок» Цель: Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. | Стр.27(1) Стр.30 (1) Стр.37 (1) Стр.34 (1) Стр.41 (1) Стр.23 (1) Стр.44 (1) Стр.45 (1) | ||
Новый год 3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря | 21. «Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Цель: Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение. 22. «Звуковая культура речи» Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. 23. «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. 24. «Лексические игры и упражнения» Цель: Активизировать словарный запас детей. 25. «Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения. 26. «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Цель: Познакомить детей с новой сказкой. 27. «Творческие рассказы детей» Цель: Активизировать фантазию и речь детей. 28. «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н.Толстого и познакомить с новыми произведением. 29. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. 30. «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» Цель: Познакомить детей с новой сказкой. 31. «Лексические игры и упражнения» Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 32. «Чтение сказки «Снегурочка» Цель: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки. | Стр.42(1) Стр.46 (1) Стр.39 (1) Стр.56(1) Стр.51 (1) Стр.57 (1)
Стр.55 (1) Стр.47 (1) Стр.58 (1) Стр.49(1) Стр.49 (1) Стр.71 (1) | ||
Зима 1-я–4-я недели января | 33. «Здравствуй гостья-зима!» Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме. 34. «Новогодние встречи» Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольника. 35. «Произведения Н .Носова» Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки». 36. «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне» Цель: Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. 37. «Работа по сюжетной картине» Цель: Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей. 38. «Лексические игры и упражнения» Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 39. «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари)» Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал». Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. 40. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. | Стр.55 (1) Стр.54 (1) Стр.54 (1) Стр.32 (1) Стр.25 (1) Стр.61 (1) Стр.24 (1) Стр.78 (1) | ||
День защитника Отечества 1-я–3-я недели февраля | 41. «Чтение русской народной сказки «Никита-Кожемяка» Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита-Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. 42. «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части. 43. «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Цель :Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. 44 . «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. 45 . «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Цель: Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.. 46 . «Повторение пройденного материала» Цель: Занятие проводится по выбору воспитателя. | Стр.58 (1) Стр.64 (1) Стр.60 (1) Стр.62 (1) Стр.63 (1) Стр.63 (1) | ||
Международный женский день 4-я неделя февраля — 1-я неделя марта | 47. «Тяпа и Топ сварили компот» Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно-развивающимся действием. 48. «Лексические игры и упражнения» Цель: Активизировать речь детей , учить их импровизировать. 49. «Лохматые и крылатые» Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. 50. «Весна идет, весне дорогу!» Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | Стр.48 (1) Стр.67 (1) Стр.70 (1) Стр.68 (1) | ||
Народная культура и традиции 2-я–4-я недели марта | 51. «Лексико-грамматические упражнения» Цель: Активизировать речь детей. 52. «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей. 53. «Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»» Цель: Познакомить детей со стихотворением «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. 54. «Рассказы по картинкам» Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. 55. «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. 56. Подводный мир. Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | Стр.80 (1) Стр.65 (1) Стр.66 (1) Стр.75 (1) Стр. 74 (1) Стр.41 (1) | ||
Весна 1-я - 2-я недели апреля | 57. Весенние стихи. Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. 58. Лексико-грамматические упражнения. Цель: Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчиненные предложения. 59. Сочиняем сказку про Золушку. Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы. 60. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода». Цель: Обогатить литературный багаж детей, помочь почувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | Стр.79 (1) Стр.71 (1) Стр.72 (1) Стр.62 (1) | ||
День Победы (3-я неделя апреля — 1-я неделя мая) | 61. Чтение былины «Садко». Цель: Познакомить детей с былиной «Садко». 62. Лексико-грамматические упражнения. Цель: Активизировать речь детей. 63. Пересказ сказки «Лиса и козел». Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». 64. Сказки Г.Х. Андерсена. Цель: Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена. 65. Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 66.Повторение. Цель: Повторение пройденного материала. | Стр.71 (1) Стр.26(1) Стр.75(1) Стр.76 (1) Стр.37 (1) Стр.76 (1) | ||
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! 2-я–4-я недели мая | 67. Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май». Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны. 68. Лексико-грамматические упражнения. Цель: Активизировать речь детей. 69. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». Цель: Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты ,правильно строить предложения. 70.Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении. 71. Повторение. Цель: Повторение пройденного материала. 72. Повторение. Цель: Повторение материала по выбору педагога. | Стр.79 (1) Стр.80 (1) Стр.81 (1) Стр.28 (1) (1) (1) |
Используемая литература:
- В.В Гербова «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 6-7 лет подготовительная к школе группа 2014г. ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический перспективный план реализации Основной образовательной программы МАДОО «Центр развития ребёнка – детский сад №92 «Ладушки» на 2016 – 2017 учебный год
для работы в течении учебного года...
План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа
План реализации основной программы дошкольного образования разработан с учетом ФГОС. Материал будет полезен для воспитателей старших групп при планировании работы с детьми....
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...
План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Социально-коммуникативное развитие ФГОС
Социально-коммуникативное развитие ФГОС Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:...
План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Художественно-эстетическое развитие ФГОС
Художественно-эстетическое развитие ФГОС...
План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Физическое развитие ФГОС
Физическое развитие ФГОСПриобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как коорд...