ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ МЛАДШУЮ ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА
тест (младшая группа)

Баранова Ксения Викторовна

Данный материал включает в себя диагностические методики, которые оценивают уровни когитивного, психомоторного, речевого, психосоциального развития у детей 3 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_goda.docx244.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ МЛАДШУЮ ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА

Дошкольники этого возраста с условно-нормативным развитием способны понимать разнообразные инструкции взрослого (сделай так же, нарисуй, подумай, расскажи и.п.). Деятельность осуществляется в соответствии с замыслом, но анализ условий решения задачи еще недостаточен, поэтому ребенку приходится совершать различные пробы. Спектр методик, доступных дошкольнику, достаточно широк. При обследовании педагог-психолог сидит сбоку от ребенка. Если присутствует родитель, он должен находиться за спиной ребенка. Тогда психолог видит, как родитель реагирует на затруднения, а также может оценить особенности отношения ребенка к родителю. Однако при выраженном беспокойстве или очевидном существенном отставании малыша можно брать на руки.

Ведущее значение для диагностики, как и на более ранних этапах, имеет то, как ребенок принимает познавательную задачу, какие способы действий использует, может ли использовать образные средства, облегчающие решение (образцы, заместители), как принимает помощь. Отставание в психическом развитии в этом возрасте становится еще более очевидным. Его признаки обнаруживаются и в нерегламентированной деятельности ребенка (игре, рисовании, конструировании). Игра, как и в более раннем возрасте, носит процессуальный характер, в ней нет элементов сюжета, она стереотипна, быстро прекращается. Рисовать, конструировать такой ребенок не любит, стремится избегать подобных занятий или удовлетворяется любым результатом деятельности, даже отдаленно не напоминающим требуемый. Начинает четко 31 проявляться дефицит познавательного интереса: дети не интересуются окружающим, не задают вопросов, не любят слушать книги. Методики обследования детей этого возраста систематизированы в пособиях, подготовленных коллективом ученых, работавших под руководством Л.А. Венгера [7, 60, 61, и др.], в пособиях Е.А. Стребелевой [12, 63, 71 и др.].

Комплексы заданий:

Когнитивное развитие

  1. Складывание целого из частей

Цель: исследование актуального уровня развития наглядно- образного наглядно-действенного мышления.

Материал: две одинаковые предметные картинки: одна – целая, а вторая разрезана на три части.

https://pandia.ru/text/86/003/images/img11_58.jpg

Инструкция: Сложи эти части так, чтобы получилась картинка.

Проведение обследования: Ребенку предлагаются для складывания части разрезанной картинки. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Если ребенок не справляется, психолог показывает целую картинку (образец) и просит из частей собрать такую же: «Вот такая картинка должна получиться».

 Оценка результатов

Высокий уровень – ребенок правильно сложил картинку по представлению.

Средний уровень – ребенок правильно сложил картинку после показа эталонного изображения.

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием даже после показа эталонного изображения.

2. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине (без называния признака)

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: 30 геометрических фигур: по 5 кругов красного, желтого, зеленого цвета диаметром 32 мм; 5 красных квадратов стороной 32 мм; 10 красных кругов, первые пять диаметром 45 мм, остальные – диаметром 35 мм; две одинаковые коробки.

 Инструкция. «Такие игрушки я буду класть в эту коробку, а такие – в другую. Разложи остальные игрушки по коробкам. При этом речевая инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора. Проведение обследования

1 этап – классификация геометрических фигур по цвету. Перед ребенком помещаются 2 коробки; 5 зеленых и 5 желтых кружков вперемешку. Психолог кладет один зеленый кружок в одну коробку, один желтый кружок в другую коробку, сопровождая свои действия речевой инструкцией. Задача заключается в 84 том, чтобы ребенок самостоятельно разложил по коробкам остальные кружки, учитывая их цвет.

 2 этап – классификация геометрических фигур по форме. Перед ребенком находятся 2 коробки, 5 красных кругов и 5 красных квадратов вперемешку. Психолог кладет по одной фигурке в каждую коробочку, предлагая ребенку продолжить раскладку.

 3 этап – классификация геометрических фигур по величине. Порядок проведения тот же, только теперь ребенку нужно разложить 10 красных кругов по величине: на большие и маленькие (диаметром 45 и 35 мм).

Оценка результатов

Высокий уровень – ребенок выполняет правильно 3 задания.

Средний уровень – ребенок выполняет правильно 2 задания.

Низкий уровень – ребенок выполняет правильно лишь 1 задание. II.

Психомоторное развитие

3. Рисование круга

Цель: исследование уровня развития мелкой моторики руки. Материал: ½ белого листа бумаги форматом А4, простой карандаш.

Инструкция. Нарисуй круг так, как ты лучше всего умеешь. Проведение обследования. Ребенку даются листок бумаги и простой карандаш, просят нарисовать круг по представлению (обучение не проводится).

 Оценка результатов

Высокий уровень – изображенная фигура похожа на круг.

 Средний уровень – изображенная фигура больше похожа на овал; линия неровная или незамкнутая.

 Низкий уровень – рисунок не имеет ничего общего ни с кругом, ни с овалом.

4. Рисование человека

 Цель: исследование уровня развития тонкой двигательной координации.

Материал: белый лист бумаги форматом А4, простой карандаш. Инструкция. Нарисуй человека (мужчину) так, как ты лучше всего умеешь. Проведение обследования. Перед ребенком кладется карандаш так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Делается инструктаж к выполнению задания (по представлению).

Оценка результатов

Высокий уровень – нарисованная фигура имеет вид человека либо «головонога».

Средний уровень – нарисованная фигура имеет вид головы (без конечностей), на которой имеется хотя бы одна из перечисленных деталей (волосы, ухо, глаз, нос или рот).

 Низкий уровень – каракули, преднамеренное черкание.

 Речевое развитие

5. Понимание предлогов

 Цель: исследование импрессивной речи, возможностей различения смысла. Материал: два кубика одного цвета, коробка, чашка. Проведение обследования. Перед ребенком на столе стоят чашка, коробка и два одинаковых кубика. Психолог просит ребенка выполнить ряд действий: ‒ положить кубик в чашку; ‒ положить кубик на коробку; ‒ положить кубик под коробку; ‒ вынуть кубик из чашки.

 Оценка результатов

Высокий уровень – ребенок правильно выполняет 4 действия.

Средний уровень – ребенок правильно выполняет 2–3 действия.

Низкий уровень – ребенок правильно выполняет 1 действие.

6. Составление рассказа по картинке

 Цель: исследование возможности комбинирования слов по фразам.

 Материал: 2 сюжетные картинки, допускающие однозначное толкование изображенного, размером 11,5*13,5.

 https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/18/71/cute-little-boy-brushing-teeth-vector-26131871.jpghttps://i.pinimg.com/originals/e0/65/f6/e065f6f93264b0d19216146d50ef09b7.jpg 

Проведение обследования

 I этап. Ребенку показывают первую картинку («Мальчик чистит зубы») и просят сказать, что на ней нарисовано. Если ребенок отвечает одним словом или молчит, то психолог помогает наводящими вопросами, а затем дает речевой образец фразы: «Мальчик чистит зубы».

 II этап. Ребенку показывают следующую картинку («Девочка моет кота») и снова просят сказать, что на ней нарисовано.

Оценка результатов

Высокий уровень – ребенок самостоятельно произносит фразу, состоящую из 2–3 слов.

Средний уровень – ребенок произносит фразу после наводящего вопроса или речевого образца.

Низкий уровень – ребенок не формирует фразу даже после речевого образца.

7. Загадки. 

Цель: Оценить уровень представления об окружающем (общую осведомленность), способность к образному опосредствованию, понимание слов-описаний. Сформированность наглядно-образного мышления.

Материал. Картинки: цыпленок, ежик, петух, матрешка.

Проведение обследования. Перед ребенком раскладывается несколько картинок и предлагается, посмотрев на картинки, угадать загадку. Если ответ неверный, загадка повторяется еще раз. При ошибочном решении проводится полное обучение: объяснение, показ правильной отгадки. После этого предъявляется другая загадка.

Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки (Цыпленок)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной (Ёжик)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами, разноцветны перышки, красный

гребешок. Кто встречает солнышко? Это (петушок).

Все подружки сидят друг в дружке.

Это одна игрушка. (матрешка).

 

Протокол  психологического обследования ребенка 3–х лет

Ф.И. ребенка____________________________________

Дата обследования ______________________________

Складывание целого из частей (Лошадь).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание

Итоговый уровень: высокий, средний, низкий.

Классификация геометрических фигур (Коробочки).

1)                                    2)                                      3)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание

Итоговый уровень: высокий, средний, низкий

Понимание предлогов

1). Положи кубик в чашку.

2). Положи кубик на коробку.

3). Положи кубик под коробку.

4). Вынь кубик из чашки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание

Итоговый уровень: высокий, средний, низкий

Рисунок круга

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание

Итоговый уровень: высокий, средний, низкий

Рисунок человека

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание

Итоговый уровень: высокий, средний, низкий

Составление рассказа по картинке

1. Мальчик чистит зубы.

2. Девочка моет кота.

Итоговый уровень: высокий, средний, низкий

«Загадки»

Цыпленок_____; ежик______; петух______; матрешка______.

Контакт___________________________________________________________

Интерес___________________________________________________________

                                                                                                                           

Педагог-психолог: __________ /Баранова К.В./

Психосоциальное развитие ребенка 3-х лет

Фамилия, имя ребенка                                                                    Дата_______                 

п/п

Показатели.

да

не всег

да

нет

I

Общение с взрослым.

1.

Если взрослый зовет – с удовольствием идет.

2.

Стремится подражать взрослому в игре, манере говорить, одеваться, кушать, умываться и т.п.

3.

Обращаясь к взрослому, старается использовать различные формы физического контакта (взять за руку, прикоснуться, потянуть за одежду, обнять и др.).

4.

Обращаясь к взрослому, использует речь (слова, словосочетания, предложения).

5.

С удовольствием разговаривает с взрослым, расспрашивает его о разных вещах и рассказывает ему то, что видел, слышал. Появляются вопросы о предметах и явлениях, отсутствующих в данное время или в данном месте.

6.

Проявляет явную потребность в уважительном к нему отношении со стороны взрослого (чтобы всерьез относились к нему, его делам и духовным запросам). Реагирует обидой, капризом, негативизмом, если взрослый отмахивается от его вопросов, не хочет поговорить с ним или обратить внимание на него.

II

Общение со сверстниками.

1.

Обращает внимание на других детей, проявляет дружелюбие, терпимость.

2.

Зависим от отношения к нему сверстника (обижается, если толкнули, радуется, если угостили и т.п.).

3.

Чувствует себя эмоционально комфортно в обществе сверстников, пытается обратить на себя внимание сверстников, вступить с ними в контакт.

4.

Относится пристрастно к результатам деятельности своих ровесников (Стремится быть не хуже своих сверстников).

5.

Проявляет эмоциональную привязанность к некоторым (немногим) ровесникам, начинают складываться отношения с ними (желание сесть вместе, заговорить, показать игрушку). Грустит в его (их) отсутствие.

6.

Играет вместе с другими детьми в простые игры.

III

Произвольность поведения.

1.

Выполняет доступные действия при словесном указании взрослого.

2.

Умеет сдерживать свои нежелательные действия при словесном указании взрослого. (Соблюдает очередность, если напоминают об этом). 

3.

Проявляет навыки опрятности (пытается убрать крошки с одежды, краску (грязь) с рук и т.д.).

4.

Берет на себя роль, не просто качает куклу или скачет, а: «Я - мама, это - ляля» или «Я - лошадка, иго-го».  

5.

Стремится все делать самостоятельно: кушать, одеваться, ходить на горшок и т.д.

6.

Может занять себя сам в пределах 15 минут (играть игрушками, рассматривать картинки, листать книжку и т.п.)

IY

Я - образ.

1.

Может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?».

2.

Может самостоятельно оценить свои физические возможности, (что допрыгнет до стульчика, достанет игрушку, поднимется по лестнице).

3.

Проявляет настойчивость в удовлетворении своих потребностей (иметь желаемую вещь: игрушку, книжку и т.п.).

4.

Может ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?», отличить мальчика от девочки, мужчину от женщины.

5.

Характеризует себя, исходя из своих физических качеств или предметов собственности «У меня есть велосипед», «Это моя игрушка».

6.

Употребляет местоимение «Я». Не говорит о себе в третьем лице: «Маша хочет кушать», а говорит: «Я хочу кушать». «Я сам!»

Критерии оценки психосоциального развития

ребенка-дошкольника

При ответах на вопросы с 1 по 3, определяющие сформированность базовых образований возраста, начисляются:

  • 1 балл за ответ «да»;
  • 0,5 балла за ответ «не всегда»;
  • 0 баллов – за отрицательный ответ.

При ответах на вопросы с 4 по 6 (сформированность новообразований возраста) начисляются:

  • 2 балла за ответ «да»;
  • 1 балл за ответ «не всегда»;
  • 0 баллов – за отрицательный ответ.

Набранные ребенком баллы вначале суммируются по каждому изучаемому параметру (I, II, III, IY); затем подсчитывается общая сумма баллов по всем четырем параметрам, что позволяет определить уровень психосоциального развития ребенка:

  • высокий уровень – 36,0- 28,0 баллов;
  • средний уровень – 27,5- 16,0 баллов;  
  • низкий уровень – 15,5 и менее баллов.

      Набранные ребенком баллы суммируются, что позволяет определить уровень развития по каждому изучаемому параметру:

• высокий уровень – 7,5 – 9,0 баллов;

• средний уровень – 7,0- 5,0 баллов;  

• низкий уровень – 4,5 и менее баллов.

Основания диагностического вывода

Перечень показателей, ориентируясь на которые можно уточнить степень отставания ребенка от возрастных нормативов.

Познавательное развитие.

Понимание цели задания: все методики. Ребенок действует: целенаправленно / относительно целенаправленно / хаотично, неосмысленно.

Обучаемость: принятие помощи, оцениваемое во всех без исключения заданиях. Что эффективно: стимулирующая помощь (одобрение), организующая (посмотри внимательно), операциональная (подсказка), содержательная (объяснение). Маркером обучаемости является эффективность помощи, перенос освоенного действия на аналогичные задания.

Познавательная активность: ребенок стремится решить задачу, обращается за помощью, принимает ее /теряет интерес и прекращает деятельность / безразличен к результату.

Наглядно-действенное мышление: методики «мисочки», «разрезная картинка», «пирамидка», «матрешка», «коробка форм», «доска Сегена»: по возрасту / отстает / несформировано

Наглядно-образное мышление: методики «предметная классификация», «сюжетная картинка», «как достать игрушку», «загадки»: по возрасту / отстает / несформировано.

Предпосылки логического мышления: методики «включение в ряд», «самый непохожий»: по возрасту / отстает / несформировано

Словесное мышление: методики «окончи фразу», «понимание рассказа»: по возрасту / отстает / несформировано

Изобразительная деятельность: методика «нарисуй человека»: по возрасту / отстает / несформирована

Конструктивная деятельность: методики «конструирование из кубиков», «рыбка»: по возрасту / отстает / несформировано.

Речь понимаемая: понимание инструкций (словесная, словесная с указательным жестом / любая, только одноактная – указание на конкретное действие).

 Понимание рассказов: Речь активная, может объяснить, может пересказать текст, только отвечает на вопросы, с трудом отвечает на вопросы (непонятно или не по существу).

Социально-эмоциональное развитие:

Вступление в контакт: легко / скован, боится / без «тормозов» / не хочет взаимодействовать.

Стойкость контакта: устойчивый / неустойчивый / кратковременный.

Эмоциональное состояние в процессе исследования: спокоен, активен / проявления страха, эмоциональной напряженности / аффективно возбужден / безучастен.

Подчинение требованиям взрослого: подчиняется, ведет себя правильно, упорядоченно / подчиняется после уговоров, других мер / постоянно капризничает или наоборот, абсолютно пассивен.

Проявления привязанности к сопровождающему взрослому и зависимости от него: иногда смотрит на реакцию пришедшего с ним взрослого, но спокойно взаимодействует с обследующими / постоянно смотрит на реакцию пришедшего с ним взрослого / отказывается взаимодействовать без пришедшего с ним взрослого / равнодушен к сопровождающему взрослому.

Реакция на похвалу или порицание: адекватная / избыточная / отсутствует.

Описательные характеристики вариантов социально-эмоционального и познавательного развития ребенка дошкольного возраста.

Социально-эмоциональное развитие соответствует норме: контакт устанавливается легко, он устойчивый, требованиям обследующего подчиняется, адекватно реагирует на похвалу и порицание, проявляет привязанность к пришедшему с ним взрослому, но достаточно независим от него, эмоциональный фон благоприятный или легко корригируемый.

Социально-эмоциональное развитие отстает (искажено): контакт устанавливается с трудом, недостаточно устойчивый, психологу надо постоянно прилагать усилия, повышенно зависим от пришедшего с ним взрослого, недостаточно подчиняется требованиям, эмоциональное состояние неустойчивое или неблагоприятное, при выполнении методики обнаруживаются отклонения (не связанные с непониманием).

Социально-эмоциональное развитие существенно отстает (искажено): контакт устанавливается с большим трудом, ребенок негативистичен, делает то, что хочет, может демонстрировать агрессию по отношению к вещам (иногда к людям), реакция на порицание избыточная или полностью отсутствует, патологические эмоциональные реакции.

Социально-эмоциональное развитие грубо отстает (искажено): полевое поведение, не реагирует на предложения обследующих, не слушает и пришедшего взрослого, но аффективно реагирует на его попытку покинуть  помещение. В некоторых случаях эмоционально не реагирует, совершенно безразличен, ориентирован на собственную программу деятельности.

Познавательное развитие соответствует норме: задания по возрасту выполняет, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а также связное высказывание достаточны для возраста.

Познавательное развитие отстает: выполняет не все задания по возрасту, нужна помощь, эффективность которой различна. Все инструкции требуют существенного упрощения. Речь обеднена.

Познавательное развитие существенно отстает: не выполняет задания по возрасту совсем, задания для более раннего возраста выполняет выборочно с большой долей помощи, не всегда осознает цель выполняемой деятельности, плохо говорит, отдельные действия неадекватны.

Познавательное развитие грубо отстает: выполняет задания для более раннего возраста с отставанием на 4-5 эпикризных сроков либо не выполняет совсем, речь может полностью отсутствовать.

Представление на ребенка дошкольного возраста по результатам обследования педагогом-психологом

Фамилия, имя ребенка___________________________________________

 Дата рождения_________________________________________________

 Трудности в развитии: ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата / зрения / слуха / ТНР / расторможенный-гиперактивный / негативистичный / аутичный.

Социально-эмоциональное развитие: Качество контакта: контакт крайне неполноценный / вступает формально, по необходимости / вступает с осторожностью, постепенно /легко Иное________________________________________________________________ Особенности контакта: определяются сенсорными нарушениями / трудности визуального контакта (избегание взгляда взрослого) / жестово-мимический, смотрит на реакцию взрослого / вербальный (мало пользуется речью при ее наличии, затрудненный из-за речевых недостатков (плохого владения языком), избыточно говорлив) / без особенностей.

Продуктивность и стойкость контакта: не понимает или очень плохо понимает взрослого / игнорирует требования, больше ориентирован на собственную программу деятельности / совместная деятельность есть, но значение информации, исходящей от взрослого, недооценивается (постоянно, иногда) / нарушается при затруднениях / действует в плане заданного; стойкость: кратковременный /неустойчивый / стабильный.

Интерес к обследованию (проявления и стойкость): не проявляется / ситуативный, к яркому стимульному материалу / поверхностный, неустойчивый / заинтересован в результате , стойкий до конца работы Отношение к выполнению задания: не принимает задания /равнодушное / неравноценное для разных заданий / избыточная тщательность /избыточная озабоченность правильностью выполнения /адекватное Поведение в ходе обследования: полевое поведение / расторможен / стереотипии/ протесты/ негативизм/ агрессивность / напряжен, скован /адекватное Иное________________________________________________________________

Эмоциональные реакции: не проявляет из-за невключенности в ситуацию /тревожен, напряжен / подавлен / раздражителен / плаксив / эйфоричен/ дурашлив / демонстративен / застенчив / лабилен/не проявляет во внешнем плане / адекватные Иное________________________________________________________________ Коммуникативная функция речи: / грубо неполноценна / существенно ухудшена / недостаточна / в целом достаточна Мотивация достижения успеха (получения одобрения): не определяется / выражена неотчетливо / выражена отчетливо Общая характеристика социально-эмоционального развития: выраженное недоразвитие (несформированность) / недоразвитие / отставание / дисгармоничность / приближено к норме / нормативное.

 Познавательное развитие и динамические характеристики познавательной деятельности:

 Успешность выполнения диагностических методик, валидных для возраста: с методиками, валидными для возраста, не справляется даже на минимальном уровне/ справляется при значительной помощи / справляется выборочно / в целом справляется.

Понимание инструкций и цели задания: не понимает инструкции к методикам и обращенные к нему вопросы или понимает их только после разнообразных усилий/ плохо понимает, часто требуется невербальный показ / большинство вопросов и инструкций требует уточнения, упрощения формулировки / некоторые вопросы и инструкции понимает неточно / понимает все инструкции сразу и правильно.

 Удержание инструкции до конца задания (характеризует как осознанность выполнения, так и возможности регуляции): выполняет задание нецеленаправленно, теряет инструкцию / теряет инструкцию по мере нарастания истощения и пресыщения деятельностью / теряет инструкцию в наиболее сложных заданиях, требующих длительной концентрации внимания / удерживает инструкцию и начатый способ деятельности до конца задания.

 Ориентировка в задании: отсутствует (начинает выполнять, не дослушав или бездействует) / неполноценная (ошибается в ходе выполнения задания, требует вмешательства взрослого), достаточно полноценная.

 Патологические характеристики внимания: апрозексия (невозможность произвольного сосредоточения) / трудности концентрации / истощаемость / трудности переключения (застревание) / трудности (невозможность) распределения / не обнаруживаются.

 Недостатки произвольного запоминания: малый объем / инактивность /повышенная тормозимость следов памяти / недоступность (недостаточная доступность) приемов опосредованного запоминания/ неконтролируемые привнесения / трудности оперирования запоминаемым материалом в уме / неравномерность эффективности запоминания.

 Дисфункции:

 недостаточность пространственных представлений (степень)

 Недостаточность зрительно-моторной координации (степень)

 Иное_______________________________________________________

Возможность решать мыслительные задачи в действенном плане: отсутствует / с помощью / имеется.

 Возможность устанавливать связи и отношения на наглядно представленном материале: отсутствует / грубо неполноценна / существенно ухудшена / недостаточна / не предполагается по возрасту / в целом достаточна.

 Способность к опосредствованию познавательных процессов и деятельности: отсутствует / предметное / образное / словесное.

Познавательная (поисковая) активность: отсутствует / грубо неполноценна: не пытается даже искать решение, ждет помощи / недостаточна (хаотичная, стереотипная) / целенаправленные пробы.

Познавательные функции речи (обобщающая, вербальное умозаключение, вербальная формулировка способа действий, вербальное объяснение решения, 44 речевое сопровождение процесса решения): не проявлялись / отдельные попытки / сформированы по возрасту.

 Характеристики динамического компонента мышления: инертное, тугоподвижное, непродуктивное / с признаками инертности и тугоподвижности, недостаточно продуктивное /отдельные признаки инертности /повышенно лабильное /без существенных патологических особенностей.

Темп: крайне замедленный / замедленный / неравномерный, зависящий от сложности задания / снижающийся при утомлении / ускоренный темп при низкой продуктивности / без особенностей.

Иное____________________________________________________________

Обучаемость: 

Характер помощи при выполнении диагностических методик: содержательная (обучающая: рука в руке, показ, словесное объяснение) / операциональная (направляющая, подсказка) / организующая / стимулирующая / практически не нуждается.

 Эффективность помощи: не определяется / низкая / неравномерная в разных заданиях / достаточная / высокая.

 Сформированность детской продуктивной деятельности (рисование, конструирование): отсутствует / в начале формирования / отстает / приближена к норме или нормативна.

 Общая характеристика познавательного развития: недоразвитие при сенсорной, двигательной, аффективной патологии / тяжелое недоразвитие / недоразвитие / отставание в развитии при сенсорной, двигательной, речевой, аффективной патологии / отставание в развитии /приближено к норме / нормативное.

 Характеристики регуляции познавательной деятельности:

 Планирование и целенаправленность деятельности: отсутствует / теряет правильно начатый способ деятельности, разнообразные недостатки / несущественные недостатки / действует целенаправленно.

 Понимание (удержание) сложной инструкции: доступно только указание на конкретное действие / доступна преимущественно двух-трехшаговая инструкция / может действовать по сложной инструкции.

 Удержание инструкции до конца задания (характеризует как осознанность выполнения, так и возможности регуляции): не принимает инструкцию /  теряет инструкцию по мере нарастания истощения и пресыщения деятельностью / теряет инструкцию в наиболее сложных заданиях, требующих длительной концентрации внимания / удерживает инструкцию и начатый способ деятельности до конца задания.

 Контроль результатов деятельности: отсутствует /крайне недостаточен, не видит ошибок даже при указании на них / исправляет ошибки при указании / исправляет ошибки самостоятельно.

 Патологические проявления: не действует в плане заданного при формальном подчинении инструкции (например, при запоминании слов называет совершенно другие слова, подменяет задание при конструировании, рисовании и т.п.).

Общая характеристика регуляции: выраженное недоразвитие (несформированность) / недоразвитие / отставание / приближена к норме / нормативная.

 Психологическое заключение: (выбирается нужное) нормативное развитие / трудности развития и адаптации / особые образовательные потребности, типичные для ребенка с (наименование в соответствии с 273-ФЗ)____________________________________________________________ Рекомендации: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Дата обследования___________________________

Педагог-психолог _______________  ________________________(ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета логопеда для родителей детей с ОНР, посещающих коррекционную группу детского сада

Анкета логопеда для родителей детей с ТНР, посещающих коррекционную группу детского сада...

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

Методические рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.

Памятка для родителей: Вместе правильно составляем предложения.Памятка для родителей: Формируем грамматические категории и активизируем словарь.Памятка для родителей: Формируем навык зв...

Буклеты-памятки для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.

Буклеты - рекомендации для родителей, дети которых посещают речевую группу детского сада....

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. "Я в детском саду".

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру...

«Психологическое обследование дошкольников с ТНР, посещающих старшую группу детского сада»

Психологическое  обследование  дошкольников с ТНР является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей.  Его результаты рассматриваются в совокупности с другими ...