Буклеты-памятки для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.
консультация по теме

Байкалова Елена Сергеевна

Буклеты - рекомендации для родителей, дети которых посещают речевую группу детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_buklety.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Составляем предложения

Вместе правильно составляем предложения

Предлагаемые ниже игры направлены на  формирование у ребенка  умения говорить полными, грамматически верно оформленными предложениями.

Все игры располагаются в порядке усложнения, но сами

игры очень просты.

Учим детей составлению  отдельных словосочетаний и употреблению слов в правильной грамматической форме

«Дополни и скажи»

 Ребенку предлагается дополнить предложение взрослого: «В небе летит самолет, а на аэродроме стоит много… (самолетов)». У меня один карандаш, а в стакане много… (карандашей).

«Подумай и ответь»

 Предложим ребенку  подобрать признак к предмету: «Зимой снег белый, и зайчик зимой (какой?) Летом ствол сосны рыжий, и белочка (какая?) Летом трава зеленая, и кузнечик (какой?)»

Учим детей составлению простых предложений из 5-7 слов.

«Ответь на вопросы».

Учим составлению предложений, читая детям яркие, небольшие по объему стихотворные  тексты, например:

Вот пришла лисичка,

Рыжая сестричка.

                  

 Прибежал сердитый волк,

Он зубами щелк да щелк

Какая была лисичка-сестричка? А какой был волк? Побуждайте ребенка отвечать полным, развернутым предложением.

Учим детей составлению

предложений с

 однородными членами

«Узнай, что я загадала»

 Предложите ребенку угадать, какой предмет у вас в кармане: «Он большой, круглый, резиновый, легкий, красивый, красный» (мяч). Поменяйтесь ролями – пусть ваш ребенок спрячет и загадает вам предмет, рассказывая только о его признаках: цвете, форме, величине, материале, весе.

Предложите ребенку дополнить предложение: «В лесу живут волки, медведи… (лисы, белки, ежи). На нашем огороде растут огурцы, помидоры… (редиска, картофель)» Если дополнение ваших предложений уже не вызывает трудностей, предложите ребенку составить аналогичные предложения самостоятельно.

Учим детей составлению сложных предложений

Сначала научите ребенка отвечать на ваш вопрос, проговаривая только вторую часть сложного предложения:

Мама :

- Почему мишка такой грустный?  

Ребенок:

- Потому, что он устал.

«Что сначала, что потом»

Взрослый говорит, что он будет делать сначала, а ребенок должен догадаться и сказать, что он будет делать потом.

Мама:

- Сначала я расстегну куртку, а потом …

- Ты ее снимешь,- добавляет ребенок.

«Почему?»

 Научите ребенка грамматически верно отвечать на вопрос почему?

Мама взяла зонтик, потому что… (потому что на улице шел дождь).

У Вовы заболело горло потому что …(потому что он ел мороженое).

«Скажи, почему

ты выбрал эту игрушку»

 Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек одну. Ребенок выбирает игрушку и отвечает, почему он выбрал именно ее: «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем навык звукового анализа и синтеза

К школьному обучению ребёнок уже умеет выделять звук в слове, определять его местоположение. Определять последовательность звуков в слове. Слышать и определять твёрдость и мягкость звуков. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию к школе этого необходимого навыка. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д.

«Угадай звук»

Взрослый показывает немую артикуляцию любого гласного звука [А, О, У, И, Э, Ы], ребёнок угадывает. Потом ребёнок загадывает звук взрослому.

«Поймай звук»

Хлопни в ладоши (топни, прыгни, сядь и т.д.), если услышишь звук […](взрослый четко называет звук, а не букву). Далее взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок, услышав заданный звук, «ловит его». Задание постепенно усложняется: звук можно выделять из ряда слогов, затем слов.

«Кто больше?»

Идём, не скучаем все слова на звук […] называем. По дороге идём и придумываем как можно больше слов на любой выбранный звук.

«Звуковая цепочка»

Подбираем и произносим любые слова. Каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. Задание можно усложнить, называя слова определённой тематики. Например: называем только мебель или овощи и т.п.

"Скажи наоборот"

Преврати твердые звуки в мягкие и наоборот. Например: [Т]-[ТЬ],[РЬ]-[Р],[С]-[СЬ],[К]-[КЬ] 

«Собери слово»

У меня рассыпалось слово, помоги мне его собрать. Взрослый называет чётко каждый звук слова, а ребёнок называет слово целиком. Например: [К, О, Т] – кот, [В, О, Д, А] – вода, [ЛЬ, И, С, Т] – лист, [ЛЬ, О, Т] – лёд.

«Раскрась слово»

Для игры понадобятся фишки красного, синего и зелёного цвета (можно вырезать кружочки или квадратики из цветного картона). Взрослый предлагает ребёнку на каждый звук в слове положить фишку определённого цвета: гласные звуки [А, О, У, И, Э, Ы] – красный цвет, согласные твёрдые звуки [П, Н, М и т.д.] – синий цвет, согласные мягкие звуки [ТЬ, БЬ, ЛЬ и т.д.] – зелёный цвет. Например: ЛИЦО -

«Где живёт звук в слове?»

Найди звук в слове, скажи, где он «живёт»: в начале (первый), в конце (последний) или в середине слова (между первым и последним звуком). Взрослый называет слово, а ребёнок ищет где «живёт» заданный звук. Например: [М] – Молоко (в начале), доМ (в конце), лоМать (в середине слова)

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать,

что эти занятия - не скучная неизбежная повинность,

а интересная, увлекательная игра, в которой он

обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие

успехи и будьте терпеливы

при неудачах.

 Если задание кажется

ребёнку сложным,

приведите несколько

примеров его выполнения

или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами.

Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Автоматизируем звуки легко

К пяти годам ребёнок уже должен уметь произносить правильно все звуки. Если это не так, то ребёнку необходима помощь учителя - логопеда. После постановки звука логопедом, родители могут закреплять (автоматизировать) правильное произношение звука в домашних условиях. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию навыка правильного произношения ребёнком того или иного звука. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д. Во время игры необходимо подбирать слова (не менее 10)

с автоматизируемым звуком и четко отслеживать правильное произношение звука ребёнком во всех словах и играх!

«Волшебный художник»

 или «Волшебник». Представь, что ты волшебный художник (волшебник). Покрась (преврати) все слова, которые я буду называть в … (зелёное, синее и т.д. или быстрое, тёплое и т.п.). Взрослый подбирает слово, обозначающее цвет или качество предмета так, чтобы оно содержало автоматизируемый звук (напр.: голубое яблоко, голубой стол, голубая лопата, …).

«Один – много»

Я назову тебе один предмет, а ты преврати его во много (напр.: стол – столы, лопата – лопаты, …)

«Скажи ласково»

Скажи про все слова ласково (напр.: лопата – лопаточка, лодка – лодочка, …).

«Счетовод»

Посчитай до пяти с каждым словом, например: одна лодка, две лодки, …, …, пять лодок.

«Жадина»

Представь, что ты – «жадина». Скажи про слова со словами «мой», «моя» или «мои» (напр.: моя лопата, мой стол, мои ладони, …).

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами.

Ни в коем случае не предлагайте механически повторить

за Вами готовый ответ.

Будьте внимательны к речи своего ребёнка и не забывайте исправлять ошибки звукопроизношения в свободном высказывании!

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слышим и различаем  звуки

в 3-4 года

Учимся вместе с ребёнком слышать и различать

звуки в 3-4 года

Всё,  что мы слышим и всё, что мы произносим  - это звуки. А много ли звуков мы можем различить? В предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Посидим в тишине»

Попросите ребёнка посидеть в тишине одну минуту. Спросите, какие звуки он услышал, расскажите ему, что слышали вы. Повторите игру: кто больше услышит звуков?

«Угадай по звуку»

Пусть ребёнок отвернётся, а вы помешайте ложкой в стакане,

закройте крышкой кастрюлю, можно руками помять бумагу и т.д. Предложите ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Не разбуди кошку»

Соберите предметы, которые при прикосновении звенят: ложки, вилки, металлические  крышки и т.д. Положите их один на другой, затем пусть ребёнок переложит их 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

«Услышь мой шёпот»

Попросите ребёнка отойти от вас на 5 (8,10) шагов. Шёпотом давайте команды (можно повторять цифры, слова), а ребёнок будет их выполнять (повторять).

«Морзянка»

Дайте ребёнку послушать ритм и попросите его повторить (прохлопай,  протопай, простучи). С каждым разом предлагается всё более трудный рисунок.

«Угадай, чей голос»

Попробуйте изобразить звуками какой-то предмет: паровоз, самолёт, свистящий чайник, кошку, курочку и т.д. Ребёнок должен угадать, кто (что) так звучит.

«Подарок бабушке»

Предложите выбрать подарки для бабушки, и не просто выбрать, а по первому звуку в названии предмета. Например: [А]- астра, арбуз, ананас и т.д.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слышим и различаем  звуки

в 5-7 лет

Учимся вместе с ребёнком слышать и различать звуки

в 5-7 лет.

В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Фломастеры»

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки: [ж] …, [к]…, [з']…, [с']

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.

«Весёлая семейка»

Живёт на свете весёлая семейка: папа, мама, сынок, дочка. Внимательно послушай, как поёт песню каждый  член семейки:

Наша дружная семья:

Папа, мама, ты да я.

Живём вместе мы,

Поём песенки.

Мама: «ма-ма-ма»,

Папа: «па-па-па»,

Дочка: «на-на-на»,

Сынок: «та-та-та».

Пропойте сами песенку и попросите ребёнка отгадать, кто её поёт.

«Зоопарк»

В зоопарке живут звери. По первым звукам названий зверей отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, орёл, козлик (сок); кот, осёл, собака, тигр (кость).

«Цепочка»

Придумай слово, которое бы начиналось с последнего звука предыдущего слова (мак – кот – труба - …)

«Догадайся сам»

Добавляя в конце каждого слова звуки [л] или [л'] (звуки можно брать любые), догадайся, что я загадала: сто…, го…., мо…, со…, ба…, … .

Начни слово звуком [л], [л']: …ось, …ипа, …уна,  …ебедь,  …адонь, … .

«Говорящая палочка»

Я буду палочкой или рукой показывать на предметы, а ты произноси вслух названия только тех, в которых есть звуки [л], [л'] (звуки можно брать любые): стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, … .

«Живое - неживое»

Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются с [л], [л'] (звуки можно брать любые).

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем грамматические категории

 и активизируем словарь

Учимся вместе с ребёнком согласовывать (дружить)  и образовывать (придумывать из старых слов) новые  слова. В  предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче.

«Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный - огурец, помидор. Осенний  - лист, дождь.

«Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать. Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

«Назови ласково»

Ребёнку предлагается назвать ласково: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д.

«Назови, какой…»

Образование прилагательных. Сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Чего не стало»

Использование существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. (нет вилки (вилок), нет моркови). 

«Один и несколько»

Я назову один предмет, а ты несколько «У меня груша. У меня груши. Дома нож. В магазине ножи»

«Один – много»

Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов. «У меня один апельсин» - «А у меня много апельсинов».  «У меня только одно яблоко» -«А у меня много яблок».

«Большой - маленький»

Жили-были два гнома. Одного звали Гномик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Гномище, он был толстый и высокий. У каждого из гномов было своё жилище. У Гномика был маленький домик, а у Гномища - большой домище. У Гномика был носик, а у Гномища - носище. У Гномика были пальчики, а у Гномища- пальчища. ( Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище).

«Скажи наоборот»

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению темно, а наоборот – светло, хорошо – плохо, тяжело – легко, можно – нельзя и т.д.

«Чье все это?»

Ребенку показывается картинка с изображением животного ( или живое животное) и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом: Чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

«Жадина»

 Ребёнок называет слова со словом  мой, моя, моё, мои.

«Разные вопросы»

Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом: Где растут листья? (На ветке). Где растут ветки? (На дереве). Где растут деревья? (В лесу).

«Кто больше»

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?»,  «какая?», «какое?», «какие?». Например: солнце  (какое оно?) - желтое, золотое, яркое, теплое, лучистое, сияющее, южное, весеннее, доброе. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем слоговую структуру слова и активизируем словарь

Учимся вместе с ребёнком произносить сложные слова, считать количество слогов в словах,   выделять ударный слог, образовывать (придумывать) новые  слова. В  предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Найди слова»

Предложите ребенку, найти в квартире предметы с короткими названиями (стул, стол и т.д.), а затем с длинными (телевизор, магнитофон и т.д.).

«Эхо»

Взрослый произносит слово по слогам, ребенок четко повторяет произнесенное слово  по слогам. Затем ребенок произносит   свое слово по слогам, а повторяет взрослый. Игра продолжается по кругу.  Важно следить, чтобы деление слов на слоги происходило на стыке морфем.

«Прошагай слово»

Взрослый  показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, мяч (1шаг)— молоко (3 шага)). Затем ребенок  «прошагивает» придуманные им слова.

«Поднимись по лесенке» Предложите ребенку, поднимаясь по ступенькам лестницы (например, в подъезде), проговаривать слова по слогам. Слова придумывает ребенок  или предлагает взрослый.

«Закончи слово»

Взрослый предлагает ребенку закончить начатое им слово сначала одним слогом, например: ВА-(ТА), ЛЕ-(ТО), КИ-(НО), БА-(НЯ), КО-(НИ), ДЫ-(НЯ), ТЁ-(ТЯ), У-(ХО) и т.д.Затем двумя слогами, например: МА-(ШИНА), МО-(ЛОКО), ДЕ-(ДУШКА), РА-(ДУГА) и т.д..

«Придумай начало слово»

Взрослый  говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком.

Например: *-БУШКА, *-КЕТА, *-МИДОР, *-ЛЕНО, *-ТЯТА и т.д..

«Путаница»

Взрослый  произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово. Например: слоги: КА-МАС, ТА-ПАС, ТЫ-КУС,  ВА-ТЫК,  ТЯ-КА, ТИ-НОГ,  КА-СУМ,  ЛА-МЕТ,  ГИ-НО,  НА-ВЕС, и т.д..

«Печатная машинка»

Предложите ребенку «отпечатать» детенышей животных ладошками по коленкам. Взрослый спрашивает: - «У козы?», ребенок отвечает: - «Козлята»,  и одновременно сопровождает произнесение каждого слога хлопками ладошками по коленкам, т.е. «пропечатывает» свой ответ.

«Назови ласково»

 Взрослый предлагает ребенку добавить к предложенным словам  слог (ИК) в конце слова и повторить все слово. Например: ЛИСТ-(ЛИСТИК), КУСТ-(КУСТИК), ВИНТ-(ВИНТИК), ЗОНТ-(ЗОНТИК), БАНТ-(БАНТИК), СТОЛ-(СТОЛИК), ВИНТ-(ВИНТИК) и т.д.

«Посчитай слоги в слове» 

Взрослый предлагает ребенку определить количество слогов в слове. Дополнительно можно спросить  у ребенка, какой первый слог в слове, затем второй, третий.

«Составь слог»

Ребенку предлагается составить слог из заданных звуков. Например: звуки  (Т), (П), (О). Задание:  составь слог из заданных звуков, чтобы гласный был в середине.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем

 связную речь

и активизируем словарь

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию связной речи. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д.

«Если бы...»

Предложите ребёнку пофантазировать на такие темы, как: "Если бы я был волшебником, то ...", "Если бы я стал невидимым ...", "Если весна не наступит никогда ..."

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Оживи предмет»

Предложите выбрать объект на картине для обсуждения. Ребёнок определяет его характер, рассказывает о его возможных поступках и мыслях. Например, ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Кто о чем говорит?»

Предложите ребёнку выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем составить диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например: мяч – большой, резиновый красный, легкий; огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например: мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос; у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые; у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения я погибаю, и становится темно не только в душе" (Лампочка). "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" (Воздушный шарик).

«Если вдруг»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы; все ножницы; все спички; все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; цветик-семицветик; сапоги-скороходы; ковёр-самолёт и т. д.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как заниматься

с ребёнком дома

***

Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности.

***

Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу.

***

Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.

***

Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты.

***

Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.

***
Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, желательно в одно и то же время не менее 15 минут.

***

Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься. 

***
Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата. 

***
 Не торопите ребёнка во время выполнения задания. 

***
Если у ребёнка что-то

не получается,

не кричите на него,

не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том,

когда он попытается выполнить задание ещё раз. 

***
 Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход. 

***

Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Помните!

Систематичная работа

определяет

успешность

вашего ребенка.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Активизация речевого развития детей

В  эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Слово на ладошке»

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

«Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.

«Скороговорки – языколомки» 

Необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

«Общие слова»

Назови  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… . Как сказать одним словом: сосна, берёза, клён – это… деревья, ботинки, тапочки, сапоги – это … .

«Четвёртый лишний»

Назвови, что лишнее, и объясни почему. (удочка, карась, щука, окунь – лишняя удочка, потому что это не рыба).

«Посчитай»

Считаем всё, что видим. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, … . Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает слово «наоборот». Длинный – короткий, зима – лето, бежать – стоять, горький - …, добро - … .

«Придумай слово на звук  […]»

Кто назовёт больше слов на звук [Т]: топор, туча, ты, тыква и т.д.

«Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Загадывайте детям описательные загадки. Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, кислосладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Назови, какой…»

Образование относительных прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Подумай и ответь»

 Предлагайте детям словесные логические задачи.  Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

«Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

«Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Готовимся

к школе

Ребёнок,

поступающий в школу должен знать и уметь

  • Свое имя, отчество, фамилию.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Домашний адрес.
  • Свой город (село), его достопримечательности.
  • Страну, в которой живет, столицу, имя Президента.
  • Фамилию, им, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года,  их последовательность, месяцы, основные приметы
    каждого времени года, загадки и стихи о временах года.
  • Домашних животных и их детенышей.
  • Диких животных нашей полосы, жарких стран, севера, их повадки и
    детенышей.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать распространенные народные сказки.
  • Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая, левая сторона, верх, низ и т.д.).
  • Уметь полно и последовательно   пересказать   прослушанный   или
  • прочитанный рассказ, составить или придумать рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6-10 картинок (слов).
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью шагов (хлопков) по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа МАК, ДОМ, СУП, ДУБЫ, САНИ, ЗУБЫ, ОСЫ.
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы). Вырезать по контуру предмет.
  • Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии без линейки, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные фигуры с опорой на геометрические формы, аккуратно   закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предмета.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь сохранять сосредоточенность в течение 30 - 35 минут.
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовка к обучению грамоте

Подготовка к обучению детей дошкольного возраста грамоте.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т. е. так, как звучит звук. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы. Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних 25 минут.

Гласные звуки 

Их всего шесть. Это звуки [А У И О Э Ы]. Почему эти звуки называют гласными? Вспомни правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Когда мы произносим гласный звук, воздух выходит изо рта свободно, не встречая преграды.

Согласные  звуки,

 потому что звуки «согласны» звучать с преградой. Воздушная струя при произнесении звука встречает преграду – губы, зубы, язык.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

 

Твёрдый согласный звук обозначаем, синим (твёрдый, как лёд) кружком или квадратиком. Мягкий согласный звук мы обозначаем зелёным кружком (мягкий, как травка ) или квадратиком.

Звонкие и глухие согласные звуки 

Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М», чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.

Согласный звук глухой, потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «Ф-Ф-Ф», почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

Будьте щедрыми

на похвалу, отмечайте

даже мельчайшие положительные изменения

у вашего ребенка. Выражайте свою радость

и уверенность

в его дальнейших

успехах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета логопеда для родителей детей с ОНР, посещающих коррекционную группу детского сада

Анкета логопеда для родителей детей с ТНР, посещающих коррекционную группу детского сада...

Методические рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.

Памятка для родителей: Вместе правильно составляем предложения.Памятка для родителей: Формируем грамматические категории и активизируем словарь.Памятка для родителей: Формируем навык зв...

Рекомендации для родителей детей, посещающих адаптационную группу в детском саду.

Рекомендации для родителей, детей, посещающих адаптационную группу в детском саду....

Проект "Я помогаю маме" совместный проект с воспитанниками и родителями детей старшей возрастной группы детского сада ко дню Матери

Гипотеза: Если мотивироватьродителей значимостью темы проекта для нравственного воспитания их детей, то активность родителей в жизни детей и  их деятельности в детском саду повысится....

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ МЛАДШУЮ ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА

Данный материал включает в себя диагностические методики, которые оценивают уровни когитивного, психомоторного, речевого, психосоциального развития у детей 3 лет....

«Психологическое обследование дошкольников с ТНР, посещающих старшую группу детского сада»

Психологическое  обследование  дошкольников с ТНР является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей.  Его результаты рассматриваются в совокупности с другими ...