Консультация "Народные традиции в воспитании детей"
консультация

Мария Владимировна Ворожеина

Консультация "Народные традиции в воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_narodnye_traditsii_v_vospitanii_detey.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Народные традиции в воспитании детей

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

  • помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
  • уважительно относиться к своим древним корням;
  • чтить и уважать память предков
  • систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ — единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд.

 Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым, даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа. А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

 Погружение детей в традиционную фольклорную среду-один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

 Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Одним из средств передачи традиции являются песни, Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра, Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет, Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни — не их, а о них. Главное назначение песни — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство Колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Бережно передаваемые из рода в род, традиции, исполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица — переломная пора, любимый народный праздник. Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий — обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях. Во всех праздниках очень важна совместимость действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома, в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение — блины. А баиньки, баиньки купим сыну валенки. Наденем на ноженьки пустим по дороженьке. Будет мой сынок ходить новые валенки носить.

 Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность — важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. образность добавляется забавностью сказок — тонким и веселым юмором. Важнейшей особенностью сказок является — дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Из всего вышесказанного можно определить следующие приоритеты в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние семейных традиций на воспитание детей"

Консультация о том, как родилась идея реализовать проект под общим названием " Семейные традиции". Как можно обединить семьи в вопросах воспитания, предоставить возможность общаться друг с другом, дел...

Семейные традиции в воспитании детей

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но са...

Семейные традиции в воспитании детей

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой бо...

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Семейные традиции в воспитании детей Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, вл...

"Семейные традиции в воспитании детей"

Конспект родительского собрания...

Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года

Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начин...