Семинар – практикум «Влияние отца на воспитание ребенка»
консультация

Папа – это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои «тараканы». С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно увидеть дрожащий подбородок и наворачивающиеся  слезы своего крохи, то на папу приходится воздействовать порой силовыми методами. Папе сложно переключиться с общения принятого в кругу коллег, на диалог с непослушным созданием. И очень важно, чтобы папа осознал, как зависит восприятие мира малышом, от папиного примера. Уже с такого вот возраста, когда ребенок еще мычит и тычет пальчиком, не умея иначе объяснить что ему нужно, папа влияет на него, невольно, особо не задумываясь, не придавая значения, папа лепит из малыша свое подобие, свою копию, или отражение своих пороков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_rol_ottsa_v_vospitanii_rebenka.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

«ВОЛШЕБНИЦА»

(МАДОУ «Волшебница»)

Семинар – практикум 

«Влияние отца на воспитание ребенка»

Социальный педагог

  Л.Ф.Трубачёва

г.Лабытнанги 2018 г.

Папа – это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои «тараканы». С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно увидеть дрожащий подбородок и наворачивающиеся  слезы своего крохи, то на папу приходится воздействовать порой силовыми методами. Папе сложно переключиться с общения принятого в кругу коллег, на диалог с непослушным созданием. И очень важно, чтобы папа осознал, как зависит восприятие мира малышом, от папиного примера. Уже с такого вот возраста, когда ребенок еще мычит и тычет пальчиком, не умея иначе объяснить что ему нужно, папа влияет на него, невольно, особо не задумываясь, не придавая значения, папа лепит из малыша свое подобие, свою копию, или отражение своих пороков.

Нужен ли ребенку отец?

Давайте рассмотрим несколько основных моделей поведения отцов. Оговоримся, что эти модели представлены в абсолюте, чего конечно, никогда не бывает в жизни. Чаще можно встретить смешанные модели отношений отцов и детей.

Посторонний

Такой тип поведения проявляется в готовности заботиться о малыше, но больше это касается игр и прогулок, а так же занятия, как смена подгузника или кормление, эти  отцы считают прерогативой матери.

Крайнее проявление – оставляет все заботы  матери.

Творец

Часто такие папы совершенно не готовы к появлению младенца в доме, и только по мере взросления начинают включения в его воспитание.

К сожалению, это происходит иногда слишком поздно, когда ребенок уже решает, что папа не проявляет к нему интереса, и та нить, которая должна их соединять после рождения, уже потеряна. Из-за этого часто возникает не доверие ребенка к отцу и отсутствие привязанности. Так же эти отцы часто совершенно не способны воспитывать дочерей, поскольку не знают, как с ними общаться.

Ревнивец

Отцы – ревнивцы могут соперничать с детьми за внимание жены. Если мать уделяет слишком много внимания ребенку, то отец может воспринимать это с недовольством. В таких случаях часто возникают конфликты, поскольку женщина находится меж двух огней, и сердце ее с ребенком, но и мужа терять не хочется. Поэтому решить эту проблему может только она, уделяя внимание обоим в равном количестве.

Начальник или Руководитель

Авторитарный тип отца – он часто подавляет любую инициативу ребенка, не позволяя ему самому делать выбор в той или иной ситуации. Попытки оградить таким способом ребенка от ошибок приводит прямо к противоположному результату – дети становятся неспособны что-либо делать без помощи родителей.

Хранитель гнезда

Это самый идеальный вариант папы. Такие мужчины мечтают о детях, они делают их целью своей жизни, активно участвуют в их воспитании и развитии.

Это отличный пример для сына, но с дочкой он может сыграть плохую штуку – привыкнув к такой модели семейных отношений, она будет всю жизнь искать подобного мужа, которого, как показывает практика, скорее всего не найдет.

Наставник

Такие отцы всегда готовы объяснить причину, обсудить проблему, посоветовать. Это один из самых оптимальных стилей взаимоотношений, поскольку предполагает непосредственное участие в жизни ребенка.

Мальчику необходима дружба и одобрение отца

Мальчик не становится мужчиной по духу только по тому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видит свою родительскую функцию. В  результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке,  который в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей -  ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом

 В развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенности в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделала своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит  ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел.

Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начинает искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин.

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Любовь отца и любовь матери – есть ли отличие?

Необходимо помнить, что отцовская любовь отличается от материнской. Любовь ребенка и матери – безусловная, она связывает их с рождения и на всю жизнь.

Любовь отца к ребенку и наоборот – это приобретенная любовь. Отец не носит в себе малыша, «не срастается» с ним каждой клеточкой. Поэтому любовь отца формируется в первые годы жизни ребенка. Часто можно услышать, что отцовскую любовь надо заслужить. В этом есть доля истины. Если мать принимает ребенка таким, какой он есть, то отец способствует развитию у сына или дочери природных способностей, поощряет их на достижения, помогает постоянно совершенствоваться. Можно даже сказать, что любовь отца – это своеобразная награда за успехи ребенка.

Именно поэтому мы не говорим о прерогативе в воспитании матери или отца. Самое главное в жизни ребенка и его нормальном развитии – это любовь родителей, это то ощущение, благодаря которому ребенок всегда чувствует себя в безопасности, зная, даже если что-то не получится, родители его поддержат.

Положительная самооценка – это очень серьезный фактор, влияющий на становление личности любого человека. А для каждого ребенка намного важнее знать, как относится к нему отец или мама, чем отношение его сверстников. Самодостаточные дети, выросшие в семье с хорошим отцом, всегда смогут решить свои проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, в то время как дети, которые от отца слышали только упреки и замечания, с возрастом становятся не уверены в себе, может появиться боязнь, что все окружающие негативно будут его оценивать. Такое мировоззрение может привести к глубоким депрессиям, и ребенок может потратить большую часть своей жизни на борьбу с ними, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться.

Итак, влияние отца на ребенка формирует его личность на протяжении первых 15-20 лет его жизни. В это время ребенок особенно нуждается в отце как серьезном собеседнике, с которым можно обсудить личные проблемы.

Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятия своим ребенком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства - мужчины вынуждены все больше времени проводить на работе, все меньше - с семьей и детьми. Кроме того, есть еще весомые факторы, которые осложняют процесс взаимоотношений внутри семьи: нередко это пристрастие к алкоголю и наркотикам. Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами, - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. И здесь очень важно создать четкую стратегию сотрудничества, найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы ребенка

В работе с родителями существует одна особенность - в нее необходимо включать как можно больше разнообразных, интересных для детей и родителей форм взаимодействия. Так, совместные мероприятия помогают отцам лучше понять своих детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков, умению выразить собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей.

Необходимо не только ждать помощи от пап, дедушек и старших братьев воспитанников, но и активно помогать им в решении тех проблем воспитания, образования детей, общения с ними, с которыми они, безусловно, сталкиваются. Отцы должны научиться любить и понимать своего малыша и принимать его таким, какой он есть.

Кроме того, очень важно заложить полезные традиции. Это могут быть праздники дошкольного учреждения, организация совместных соревнований и эстафет, творческие конкурсы. Проведение проектов "День отца", в рамках которых для пап проводятся различные тренинги и беседы, тематических занятий для детей, на которых папы рассказывают о своих профессиях, увлечениях, путешествиях. Важно обратить внимание на увеличение времени для совместных занятий пап и детей - это может быть рисование или фотосъемка, результатом которой станет фото вернисаж - выставка совместных фоторабот отцов и детей. В саду может иметь место галерея "Трудовая слава пап", в оформлении которой примут участие дети и воспитатели.

Подобные мероприятия, несомненно, помогут упрочить семейные традиции, наладить контакт между папами и их детьми, а также установить доверительные отношения между воспитателями и отцами, дедушками, старшими братьями детей. Это способствует улучшению микроклимата, как в группе, так и дома. Как следствие - взаимодействие между воспитателями и родителями станет более эффективным, повысится активность членов семьи в участии в педагогическом процессе.

Таким образом, мы понимаем, что влияние отца на воспитание ребенка так же важно, как и материнское, и тут нельзя говорить о четком приоритете одной из сторон. Отцы лучше всего могут воспитать детей как самостоятельных, активных и ответственных людей.

 Поэтому на вопрос, нужен ли ребенку отец, ответ один – нужен! Тем более, что на сегодняшний день мужчины намного больше готовы участвовать в воспитании детей, по сравнению, например, с серединой прошлого века.

Папа – это тот человек, которого малыш держит за ручку вместе с мамой, а значит роль папы в воспитании крохи, равносильна вкладываемому мамой багажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

семинар - практикум "Влияние развивающих игр В.В. Воскобовича на развитие дошкольника"

Данный семинар будет полезен для воспитателей детских садов....

Влияние отца на воспитание и развитие ребенка.

В статье раскрывается важность влияния отца на развитие и воспитание ребенка....

Семинар -практикум "Влияние сказок на жизнь взрослых и детей.

Презентация раскрывает особенности работы со сказкой....

Семинар-практику "Роль отца в воспитании ребенка"

Конспект семинара-практикума "Роль отца в воспитании ребенка". В материале представлены практические упраженения для проведения практикума с папами детей дошкольного возраста....

Конспект проведения родительского собрания с отцами и детьми на тему «Роль отца в воспитании ребенка»

Конспект проведения родительского собрания с отцами и детьми на тему «Роль отца в воспитании ребенка»Цель: информирование родителей (отцов) в вопросах их влияния на социально-личностн...

Семинар-практикум «Темперамент и методы воспитания ребенка»

Семинар-практикум«Темперамент и методы воспитания ребенка»...