Игровые технологии в развитии творческих иноязычных коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа)

Новикова Елена Ивановна

В технологии описаны игровые  приемы работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologiya.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

в развитии творческих иноязычных коммуникативных навыков

детей дошкольного возраста

Федеральный государственный стандарт дошкольного  образования,   современная  языковая политика Белгородской области, делающая акцент на пропаганду и распространение английского языка в дошкольных образовательных организациях,  стимулируют   педагогов на  переосмысление существующих и разработки  новых концепций и качественных технологий обучения иностранным языкам,   на совершенствования традиционных методов развития творческих способностей   детей,  поиска новых подходов к организации образовательной деятельности.  

В рамках мероприятий по выполнению поручения губернатора Белгородской области от 23 августа 2007 года об организации изучения английского языка в дошкольных образовательных учреждениях области в целях реализации развития разговорных (социально - коммуникативных) навыков в детском саду «Солнышко» п. Чернянка организовано раннее   обучению  детей иностранному языку.

Ежегодно  изучением  английского  языка  охвачено  100 % дошкольников  в возрасте от 4 до 7 лет.  

Поиски современных образовательных технологий для организации раннего обучения иностранному языку, учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста привели к пониманию необходимости активного применения игровых технологий, которые охватывает основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса.

Игровые технологии  являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу воспитанников  на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала.

Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в образовательный  процесс.

  Применение игровых технологий в работе с дошкольниками необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

  • успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
  • развитие дошкольника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

  • сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Применение игровых технологий на занятиях с дошкольниками  по иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации  целей:

  • формирование навыков общения на иностранном языке;
  • воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;
  • формирование умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей (выражения мыслей, чувств, эмоций, намерений) в ситуациях, приближенных к ситуациям реального общения на иностранном языке, а также в искусственно созданных ситуациях.

        На протяжении 5 лет в рамках самообразования   работаю над проблемой «Игровые технологии в системе обучения детей дошкольного возраста иностранному языку».  

Любая игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ребенку, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность воспитаннику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Цель применения игровых форм обучения на занятиях – развитие устойчивого познавательного интереса у детей через разнообразные игровые формы обучения.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций учебных игр (по форме проведения, по количественному составу, по способу организации игры и так далее).

На своих занятиях   использую несколько групп, развивающих интеллект  познавательную активность и творческие способности  ребенка:

  •  Подвижные игры;
  • Дидактические игры;
  • Языковые игры;
  • Сюжетно-ролевые;
  • Игры-драматизации и инсценировки;
  • Пальчиковые игры;
  • Пиктографические игры, пиктографические значки, пиктографическое чтение;
  •  Фонетические упражнения в игровой форме;

Место и роль во многом зависят от понимания педагогом  функций и классификаций различного рода игр.

Подвижные игры широко используются в организованной образовательной деятельности.

Вариантом подвижной игры может стать игра «Catch me» (Поймай меня). Дети делятся на команды, одна команда надевает маски котят, другая – мышат. По команде ведущего – «1, 2, 3. You catch me» – котята ловят мышей.

Вариантом обучающей игры-физкультминутки выступает следующая игра: «Can you…».

Сюжетно-ролевые игры  подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы и игры с элементами труда. Примером подобного рода игр выступают  игры по ролям.

Например, при изучении темы «Магазин» проводится игра в продавца и покупателя. Выбирается один ребенок на роль продавца, а остальные дети являются покупателями.

Игра продолжается, пока продавец не обслужит всех покупателей.

Особое место в обучении английскому языку отводится играм-драматизациям.  Для драматизации самым благодатным материалом являются известные сказки: «The turnip», «Little house» и др., где маленьким актерам предоставляется полная свобода выбора роли, а сама игра-драматизация строится на основе уже знакомых детям лексических единиц и речевых оборотов.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности обучаемых:

- игры-путешествия;

- игры-поручения;

- игры-предложения;

- игры-загадки;

- игры-беседы (игры-диалоги).

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Игру - диалог можно включать в первой части занятия с целью развития

коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, например:

Воспитатель. Hello! I am glad to see you!

Дети. Hello!

Воспитатель. What’s your name.

 Дети. My name is…

Воспитатель. How are you?

Дети. Fine.

Воспитатель.. Who are you? A boy or a girl?

Ребёнок. A boy / a girl.

Воспитатель. Where do you live?

Дети. In Chernyanka etc.

Игра-диалог на начальном этапе обучения состоит из 2-3 вопросов - ответов и постепенно доводится до 7-8, затем можно изменять место вопросов, вводить или заменять их на новые.

С целью структурирования организованной образовательной деятельности, упорядочения деятельности и дисциплинирования детей, достижения эффекта скорого запоминания каждая организованная образовательная деятельность начинается с пальчиковой игры и рифмовки. Такие игры можно совмещать с прослушиванием игровых сюжетов с детскими национальными песенками. Дети очень быстро запоминают песенки и рифмовки, поскольку в подобном случае в работу включены несколько видов памяти. Тем более что в дошкольном возрасте дети сами очень часто рифмуют слова, так они легче запоминаются.

Пальчиковые игры  целесообразно проводить, используя магнитную доску, ограничиваясь пятью персонажами. Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры развивают мышление ребёнка и речь, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц. Игры с пальчиками обычно смешные, поэтому они вызывают у детей положительные эмоции. А это в свою очередь, отражается на формировании мотива к изучению иностранного языка, на стремлении ребёнка с удовольствием повторять песенки, потешки, скороговорки, демонстрировать их родным и знакомым.

   Одну и ту же пальчиковую игру необходимо повторять несколько раз с целью ее полного запоминания, после этого предложить другую рифмовку и игру и т. д. Периодически желательно возвращаться к заученным ранее пальчиковым играм, поскольку детей ободряет повторение того, что они хорошо знают.

Учитывая тот факт, что обучение фонетике занимает одно из ведущих мест на начальном этапе изучения английского языка, в работе активно используется фонетический подход. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, а проходила весело и интересно, используются фонетические упражнения в игровой форме.

Например, детям предлагается послушать «Сказку о язычке»: у язычка есть хозяин, сам ребёнок, язычок надо сделать послушным. Целесообразно возвращаться к сказке на каждом занятии. На первоначальном этапе обучения детей английскому языку лучше придерживаться тематического подбора лексики для фонетических зарядок.

При введении новой лексики следует опираться на особенности психофизиологического развития детей 5-6 летнего возраста. В этом возрасте речь детей подчиняется закономерностям непосредственного, чувственного восприятия.

Яркая, красочная наглядность является хорошим помощником при обучении детей дошкольного возраста. Ребёнок гораздо быстрее усваивает английское слово, если оно связано непосредственно с предметом, картинкой или действием, которое он сам выполняет.

Выработке навыков устной речи по конкретным темам помогают наборы игрушечной посуды, мебели, одежды, муляжи, различный раздаточный материал. К тому же разнообразные забавные игрушки и картинки вносят элемент новизны в организованную образовательную деятельность, создают необычные ситуации. При широком использовании игрушек и картинок у детей развивается образная и ассоциативная память.

Так как развитие мышление детей идёт от наглядно–действенного к наглядно - образному, хорошо использовать карточки с пиктографическими значками    при ознакомлении дошкольников со структурой речевых образцов. Пиктографическое чтение помогает детям лучше усвоить программный материал. Любой речевой образец дошкольники могут изобразить с помощью пиктографических значков, например: I can jump (я могу прыгать).

Применение зрительных опор подходит не только для обучения грамматике. Они способствуют выработке навыков монологической речи. Например: Hello! I am a frog. I live in Russia. I like to jump. (Привет! Я лягушка. Я живу в России. Я люблю прыгать).

Такие опоры  применяются при введении и закреплении страноведческого материала, а также при заучивании стишков, рифмовок, песенок и монологического высказывания.

 Дети знакомятся со сказочными героями, но сначала они отгадывают, о ком идет речь, например: «Он живет в лесу. Очень любит поесть. Он – забавный и неуклюжий. Самое любимое его лакомство – мёд. Кто это? Это – медведь(a bear)». Когда дети отгадывают всех сказочных персонажей, они правильно размещают «фотографии» персонажей рядом с флагами той страны, где они живут и аккуратно их приклеивают. Воображение 5-6 летнего ребёнка достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер, а любимыми занятиями дошкольников являются раскрашивание, рисование, вырезание фигур из бумаги. Дети рисуют на доске или в тетрадях и тут же комментируют нарисованное, вырезают фигурки, при этом пропевают речевые образцы. Когда дети поют песни, они жестами, движениями передают содержание песен.

Эффективным средством обучения стали музыкальные постановки - мюзиклы. Музыкальный спектакль или музыкальную сказку дети готовят с большим воодушевлением, так как зрителями в зале являются их мамы и папы, бабушки и дедушки. Для постановки мюзикла и музыкальной сказки служат русские и английские сказки, например: «Теремок», «Колобок», «Винни-Пух и его друзья». В основном данная форма работы используется в подготовительной группе. Работа над постановкой ведется в течение месяца как на занятиях (разучивание отдельных песенок, участие в диалогах), так и в процессе кружковой работы.

На занятиях  английского языка удачно  используются  игры для формирования речевых навыков: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, речевые.

Для того, чтобы  начать читать по-английски проводится  большая  работа по разучиванию алфавита. Для прочного усвоения английского алфавита предлагаю детям следующие игры:

1. «Музыкальные буквы». Играют все дети  одновременно. Они становятся в круг и под музыку передают друг другу мяч. Я останавливаю запись музыки. Ребенок, у которого в руках мяч, называет английскую букву, которую показывается воспитателем на карточке.

2. «Дорожка». В ряд становится 4-5 детей. Они должны продвигаться вперед, на каждый шаг,  называя одну букву. Запрещается называть буквы в алфавитном порядке. Побеждает тот, кто назвал большее количество букв. Результат записывается на доске.

3. «Лото». Детям предлагаются карточки, расчерченные на 8 квадратов Воспитатель называет буквы, дети у которых есть данная буква на карточке, закрывают ее пустой фишкой.

Для закрепления названий цветов  провожу  следующие игры:

1. «Следопыты». На полу раскладываются разноцветные следы. По моей команде, называю цвет, каждый ребенок находит и показывает  воспитателю след названного цвета. Показывая находку, обучающийся  говорит “I see red”.

2. «Разноцветный кубик». Дети поочередно подбрасывая разноцветный кубик, называют цвет верхней грани.

На последнем  этапе обучения иностранному языку, когда воспитанники достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными играми,  применяю коммуникативные,  интеллектуальные, ролевые, направленные на социализацию детей. Их содержанием являются отношения между людьми. Это объясняется возрастающим значением общения в жизни ребенка. Поэтому, на мой взгляд, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры–соревнования, игры–конкурсы.  Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для некоторых ребят, не испытывающих интереса к языку, игры–соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование таких игр дает наибольший эффект в работе с детьми с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры дети делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В  работе с одаренными детьми    использую более усложненные грамматические, лексические и фонетические игры на занятиях.

Грамматические игры преследуют следующие цели:

  • Научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
  • развить речевую активность и самостоятельность детей.

Лексические игры ставят следующие цели:

  • познакомить воспитанников с новыми словами и их сочетаниями;
  • тренировать воспитанников в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность;
  • развивать речевую реакцию.

Например игра «Пазлы».

Альбомный лист делится на равные прямоугольники. В разные клеточки вписываются слова по определенной теме  с  помощью  пиктографических  значков.    Потом лист ксерокопируется и мозаики разрезаются. Группа делится на 2 команды и каждой команде выдается мозаика. По моему сигналу игроки команд начинают ее собирать.  

Фонетические игры преследуют следующие цели:

  • тренировать воспитанников в произнесении иноязычных звуков;
  • научить детей красиво декламировать иноязычную речь;
  • разучивание стихотворений с целью их воспроизведения по ролям.

Фонетические игры проводятся в два этапа:

1 этап: разучивание стихов;

2 этап: театрализация стихов.

Организация обучения на этапе старшего дошкольного возраста обучения  иностранному языку с использованием ролевых  способствует повышению эффективности учебного процесса, особенно если уровень языковой подготовки воспитанников  достаточно высок.

Деловые игры в обучении иноязычной речи моделируют воспитанников  и обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета.

 Ситуативные (коммуникативные) игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В ходе работы над проблемой мною были выработаны следующие правила:

1. Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку.

2. Эффективность игры зависит от правильной её организации.

3. Разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Внедрение игровых технологий в практику обучения дошкольников иностранному языку позволяют создать такие условия, в которых ребенок испытывает уверенность в себе и  внутренне удовлетворение, помогают добиваться успеха в учебной деятельности, создавая ситуации успеха!

Ежегодный мониторинг образовательной деятельности свидетельствует о динамике качества усвоения детьми программного материала по индивидуальному признаку и по группе в целом при активном внедрении в образовательный процесс игровых технологий.

  В результате  проделанной  работы  были успешно   поставлены  сказки   «Репка»,  «Теремок», «Три медведя»  с   детьми  старшего  дошкольного  возраста.  В средней  группе  дети подготовили  сценку  для  родителей «День  рождение девочки  Кати». На  праздниках  дети  поют  песни,  читают  стихи  на  английском  языке. Традиционным стало развлечение  «В королевстве  английского  языка», проведение «недели английского языка».

  Таким  образом,  использование игровых методов  и  приемов  в  изучении  английского  языка  детьми  дошкольного  возраста  позволяют  добиваться  высоких  стабильных  результатов    усвоения  английского  языка,  реализации  поставленных  задач.

Дети  активны, коммуникабельны  в общении  со  сверстниками,  знакомыми  и  незнакомыми  в  различных  ситуациях  общения.

Таким образом, представленная технология является средством интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника, развития его  творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, а так же к дальнейшему развитию.

         Опыт использования игровых технологий в практике иноязычного образования дошкольников был успешно представлен на:

  • Межрегиональном  педагогическом  форуме «Психолого - педагогические  аспекты  одаренности: проблемы,  перспективы,  развитие»;
  •  Муниципальном и региональном конкурсе  профессионального мастерства «Воспитатель года» (2012 г.),
  • Муниципальном  конкурсе  детских театральных коллективов «Сказка, и музыка, и вдохновение» (2014 г.),
  • Муниципальном конкурсе  «Методическая копилка» (2015 г.)
  • Муниципальной конференции работников дошкольного образования (2016 г.)
  • В  работе  РМО  воспитателей  иностранного  языка (2015-2017 гг)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение бумагокручения для развития творческих и речевых навыков детей дошкольного возраста.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, на­пример, с бумагой. Техника рабо­ты с бумагой может быть раз­личной: обрывная и вырезная, о...

«Исследование игровых технологий в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Статья для педагогов на тему: "Сторителлинг-инновационная технология по развитию речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов ДОУ с технологией сторителлинга, показать её значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста....

План работы по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам технологий игрового обучения»

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...

«Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»         Исследо...

Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...