Моделирование совместной деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ.
методическая разработка

Чудова Екатерина Валентиновна

На сегодняшний день, одним из главных условий успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения является возможность взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса. Поэтому моделированию  взаимодействия всех субъектов педагогического процесса,  совместная деятельность которых направлена, прежде всего, на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях, развитии и понимании мира, необходимо уделять особое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование совместной деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ.

Чудова Екатерина Валентиновна, музыкальный руководитель. МАДОУ ЦРР «Детский сад №1 «Жар-птица»

Актуальность темы

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью. Именно поэтому на сегодняшний день, одним из главных условий успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения является возможность взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса. Поэтому, соответственно и ведущими идеями образования сегодня становится идея взаимодействия всех субъектов педагогического процесса. А значит принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям. Организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду осуществляется непосредственно через партнерство участников образовательного процесса. Такое партнерство выступает основным компонентом образовательной среды. Не нужно забывать о том, что гармоничное развитие ребенка происходит при условии двух значимых составляющих его жизни. Первое – это полноценная семья, второе – детский сад. Семья обеспечивает личностные взаимоотношения, формирует чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семье необходима поддержка, такую поддержку призван оказывать ей детский сад. Родители должны быть уверены, что их дети находятся в комфортных условиях, нормально питаются, с ним занимаются педагоги.

В настоящее время организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду направлена, прежде всего, на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях, развитии и понимании мира. Поэтому и дальнейшее определение ребенка в жизни во многом определяется влиянием. Такое влияние повседневно оказывают на него родители, социальное окружение, а также целенаправленная деятельность взрослых по удовлетворению познавательных интересов детей и расширению их кругозора.

Субъекты взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации:

1. Воспитанник.

2. Родитель (законный представитель).

3. Педагог.

4. Администрация.

В основе моделирования  совместной деятельности образовательного учреждения (детского сада, в частности) и семьи, лежит понимание двух аспектов:

1) родители являются главными воспитателями своих детей, что закреплено «Законом об образовании в Российской Федерации»;

2)  детский сад – это первый социальный институт, который напрямую сотрудничает с семьей и содействует воспитанию и развитию детей согласно требованиям ФГОС ДО. А также способствует педагогическому просвещению родителей. А значит можно утверждать, что никакой педагогический процесс не может проходить без взаимодействия между педагогом, обучающимся и его родителями (законными представителями).

Моделирование совместной деятельности музыкального руководителя и родителей воспитанников.

Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей особенно актуален в наши дни. ДОУ призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей.

Цель музыкального руководителя ДОУ:

-   создание единого пространства музыкального развития ребенка в семье и детском саду,

- привлечение родителей  в качестве участников полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ,

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников,

- построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей,

- акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Задачи:

- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;

- активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству,

- способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.

- раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Одной из главных задач педагога - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы работы. В свою очередь, традиционные формы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы:

информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;

наглядно –информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, информационные листы;

познавательные: родительские собрания, рекомендации, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание музыкально-предметной пространственной образовательно-развивающей среды;

досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты.

Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы, как:

- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов, совместных театрализованных представлений, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей;

- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;

- привлечение родителей к участию детей в поселенческих мероприятиях;

- выступления на родительских собраниях;

- организация совместных детско-родительских проектов;

- совместное посещение концертов;

- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада.

Совместная деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее то, что они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. И, оказывается, они так много знают, так интересно рассказывают, танцуют и поют. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя в образовательном процессе.

В музыкальной образовательной деятельности ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как только он может донести до детей особенности музыкального искусства. Но в то же время роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. А в командном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателей и педагога-психолога командная работа позволяет не только качественно и своевременно реализовать поставленные цели, немаловажным является и повышение профессионального уровня участников команды.

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала: в зависимости от этапа изучения материала.

Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

- увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

- инициативность;

- артистизм;

- находчивость;

- изобретательность;

- организованность;

- ответственность;

- любовь к детям;

- культура общения.

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Проанализировав задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно сказать о выявленных противоречиях. И воспитатель, и музыкальный руководитель детского сада являются представителями одной профессиональной группы – группы педагогов. Разница в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. Поэтому общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение средствами и приемами педагогического взаимодействия, разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя. В то же время воспитатели не владеют специальными исполнительскими умениями игры на инструменте, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знакомы со спецификой детского музыкального репертуара. Поэтому воспитатели отказываются от решения задач музыкального развития дошкольников. Однако именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, а также педагога-психолога позволяет нам конструктивно и творчески сотрудничать и взаимодействовать в команде единомышленников.

Формы  взаимодействия музыкального  руководителя с  педагогическим  коллективом:

1.    Ознакомление воспитателей  с  теоретическими  вопросами  музыкального  воспитания  детей.

2.        Разъяснение содержания  и  методов  работы  по  музыкальному  воспитанию  детей  в  каждой  возрастной  группе.

3.        Обсуждение и  решение  индивидуального  подхода  к  проблемным  детям.

4.        Обсуждение сценариев  и  активное  участие педагогов  в  праздниках,  развлечениях,  совместных  мероприятиях.

5.        Нахождение тематических  подборок  поэтического  материала  детям.

6.        Участие в  изготовлении  праздничного  оформления,  декораций,  костюмов, атрибутов.

7.        Участие в  организации  предметно-пространственной музыкально-развивающей  среды.

Что дает взаимодействие   музыкального  руководителя  с  педагогическим  коллективом ДОУ:

1        Взаимный обмен педагогической  информацией  в  течение  всего  учебного  года (такой  информационный  обмен  необходим  для  совершенствования  коррекционно-развивающей  работы.)

2.        Совместное проведение вечеров,  досугов, развлечений.

3.        Оказание профессиональной помощи,  рекомендаций  и  поддержки  друг  другу  в  форме  консультаций.

4.        Совместное решение задач  воспитания  и  развития  детей с  узкими  специалистами  и  воспитателями посредством  музыки  и  музыкальной  деятельности  

5.        Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического  пространства  в  педагогическом  коллективе.

6.        Создание развивающей образовательной  среды,  как  одного  из  эффективнейших  условий,  реализующий  процесс  целостного  развития  и  воспитания  ребенка.

7.        Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование.

Таким  образом, профессиональное  взаимодействие  — не  просто  профессиональное  сотрудничество,  это совместная  деятельность,  объединяющая  людей  вокруг  целей,  которые  усложняются  и  конкретизируются в  процессе  развития  всего  ДОУ.

Что входит в обязанности воспитателя в сфере музыкального воспитания в  ДОУ:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические  движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Взаимосвязь музыки и различных видов деятельности воспитанников.

Музыка должна входить как составная часть и в разные занятия.

Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

Совместная деятельность психолога с музыкальным руководителем

осуществляется следующим образом:

1. Психолог оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.

3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения

каждого ребенка.

5. Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

должно осуществляться по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

1. Разрабатывается план взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.

2. Осуществляется совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара; составление картотеки речевых игр, логопедических распевок, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально - ритмических движений с пением, поговорок небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок, песен и т.д.

3. Учитель-логопед принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

4. Организуются совместные выступления музыкального руководителя и логопеда на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

Заключение.

Моделирование совместной деятельности специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важнейших задач: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности всех  педагогов   (воспитателя, психолога, логопеда) можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Подводя итог, следует сказать, что лишь благодаря командному взаимодействию можно достичь, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найти понимание между педагогами, и, в-третьих, сделаем родителей своими союзниками

F:\для Екатерины Валентиновны\IMG_3697.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Альбом "Мой край уральский" как результат совместной деятельности участников образовательного процесса в рамках проекта "Юные краеведы".

        Три года в группе реализовывался проект "Юные краеведы". Дети знакосились с родным крем, с его историей, природными богатствами, достопримечательностями. Этот альбом...

Проект «Творческая мастерская «Город мастеров» - инновационная форма организации совместной продуктивной деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Решая проблему развития творческого потенциала педагогов через создание инновационной формы организации совместной деятельности в «творческих мастерских», мы формируем творческую личность ...

Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"

Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...

Статья:"Состояние проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения"

Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формир...