Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса посредством реализации программы «Неболейка»
статья на тему

Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubivaya_n.n._statya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Любивая Н.Н., старший воспитатель

 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

                            вида № 26 «Кораблик»

Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса посредством реализации программы «Неболейка»

В нашем дошкольном образовательном учреждении программа «Неболейка» является одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности по профилактике ОРВИ.

Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и программы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева).

Цель деятельности по реализации программы «Неболейка»:

  • по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к острым респираторным вирусным инфекциям;
  • по оздоровительной работе – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях  дошкольного учреждения и семьи.    

Субъектами программы являются:

  • Дети от 2-ух до 7-ми лет;
  • Семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  • Педагогический и медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения;
  • Детская поликлиника.

Программа реализуется по трем этапам:

I  э т а п – интенсивная профилактика – подготовка ребёнка к самому неблагоприятному в сезоне времени.

II  э т а п – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждению ОРВИ, ангины.

III  э т а п – реабилитационный. Детям предлагается витаминотерапия, щадящий режим образовательной деятельности, индивидуальный подход по группе здоровья.

Свою работу коллектив нашего детского сада начал с организационно-методической деятельности по укреплению здоровья дошкольников:

  • созданы условия для совместной деятельности медицинских и педагогических работников в оздоровлении детей;
  • организовано программно - методическое обеспечение педагогического процесса в дошкольном учреждении, соответствующего современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологической специфике детей дошкольного возраста;
  • запланировано постепенное укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения с целью профилактики заболеваний острых респираторных вирусных инфекций и укрепления здоровья дошкольников;
  • организован оптимальный режим функционирования дошкольного учреждения;
  • созданы условия для развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • организован воспитательно-образовательный процесс в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями и индивидуальными особенностями здоровья детей.

Реализация воспитательно-образовательного направления происходит благодаря:

  • обеспечению условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников в соответствии с их психофизиологическими возможностями;
  • применению рациональной организации двигательной активности детей;
  • развитию двигательных навыков и  способностей;
  • формированию правильной осанки;
  • созданию оздоровительного микроклимата, соответствующей предметной среды, стимулирующих двигательную активность ребёнка.
  • расширению знания о бережном отношении к своему здоровью.

Лечебно-профилактическое направление включает в себя следующие задачи:

  • формирование реабилитационной и профилактической базы в дошкольном учреждении;
  • обеспечение снижения частоты  случаев острой  заболеваемости;
  • совершенствование функции ведущих физиологических систем организма ребенка;
  • совершенствование системы профилактическо-оздоровительной  работы.

Благодаря реализации лечебно - оздоровительного направления происходит:

  • обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка за период пребывания в дошкольном учреждении;
  • совершенствование форм и методов оздоровления дошкольников;
  • осуществление комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Работа по данным направлениям прослеживается в организации совместной деятельности с дошкольниками, семьями воспитанников, педагогами и детской поликлиникой.

Таким образом, педагогическим коллективом были выделены следующие направления работы с детьми по профилактике заболеваемости:

- рациональная организация двигательной активности;

- система закаливания;

- профилактическая работа;

- использование нетрадиционных методов оздоровления.

Рациональная организация двигательной активности

Система закаливания

Профилактическая работа

Использование нетрадиционного оздоровления

- ежедневные  циклы образовательной деятельности по ОО «Физическая культура»;

- гимнастика после сна;

- обязательные ежедневные прогулки;

- самостоятельная двигательная активность детей;

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток

- обширное умывание;

- ходьба по «дорожкам здоровья»;

- мытье ног;

- полоскание рта;

-воздушные ванны в облегченной одежде;

- гимнастика  и образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» на свежем воздухе;

- посещение бассейна

- контроль за нагрузками для переболевших детей;

- кварцевание помещений;

- применение фитонцидов;

- прием витаминов;

- игровые фонопедические и оздоровительные упражнения;

- дыхательная гимнастика

Оздоровительные мероприятия включают в себя:

Строгое соблюдение режима дня:

- отработка вариантов режима в теплое и холодное время года;

- полноценный дневной сон;

- прогулка;

- осуществлять

продолжительность воспитательно-образовательного процесса в соответствии с СанПин.

Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:

- влажная уборка помещений;

- проветривание;

- кварцевание

Индивидуальный подход к детям   с учетом:

- выявленной патологии педиатром и другими специалистами;

- индивидуальных особенностей организма;

- группы здоровья;

Рациональное питание с обогащением пищи витаминами:

- прием витаминов, фруктов, овощей и фитонцидов

Физическая культура:

- с элементами дыхательной гимнастики;

- утренняя гимнастика;

- образовательная деятельность на воздухе с организацией подвижных игр

Основы закаливающих мероприятий:

- соответствующая одежда для улицы;

- пребывание на свежем воздухе по сезону;

- воздушные и солнечные ванны летом;

- полоскание горла;

- дыхательная гимнастика;

- посещение бассейна.

Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Таким образом, в программу были включены мероприятия с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей на основе следующих направлений:

-  просветительское;

-  культурно – досуговое;

-  психофизическое.

Просветительское направление:

- наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы);

- собеседование (сбор информации);

- анкетирование, тесты, опросы;

- беседы;

- встречи со специалистами;

- бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях);

- индивидуальные консультации по возникшим вопросам;

- круглый стол;

- дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее);

- знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.

Культурно - досуговое направление:

- дни открытых дверей;

- совместные праздники и развлечения;

- организация вечеров вопросов и ответов.

Психофизическое направление:

- физкультурные досуги, развлечения с участием родителей;

- спортивные соревнования;

- открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе;

- тренинги, семинары – практикумы.

Для организации работы с педагогами администрация МБДОУ разработала комплекс мероприятий для повышения компетентности в вопросах укрепления здоровья детей, применения эффективных форм работы и здоровьесберегающих технологий.

п/п

Содержание работы

1.

Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

2.

Мониторинг состояния здоровья детей всех возрастных групп.

3.

Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы)

4.

Консультации для педагогов

5.

Мастер-класс для педагогов  «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс»

6.

Показ мероприятий интегрированного характера по образовательной области «Здоровье»

7.

Беседы по запросу педагогов

8.

Рассматривание на Педагогических советах вопросов по профилактике острых респираторных вирусных инфекций

9.

Анкетирование, тестирование, самоанализ  деятельности педагогов

Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с детской поликлиникой обусловлена их общей задачей – сохранением и укреплением здоровья ребенка-дошкольника.

Мониторинг реализации программы основан на следующих критериях: состояние здоровья воспитанников, сформированность у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей в детском саду.

Таким образом, в нашем дошкольном образовательном активно ведется работа по реализации физкультурно-оздоровительной программы «Неболейка». Она направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка, на повышение компетентности родителей, на применение системы методической работы с кадрами по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает новые подходы к планированию, проведению контроля, анализа деятельности, созданию оптимальных условий. Все это способствует улучшению качества образовательной, коррекционно-развивающей работы и получению желаемых результатов.

Список используемой литературы:

  1. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - с.25-30.
  2. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство  в ДОУ», Волгоград, 2008. - с.124.
  3. М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2008. – с. 92.
  4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008. – с. 76.
  5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009. – с. 81.
  6. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - с.63-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

Организационно-методическое сопровождение внедрения фитбол-гимнастики в образовательный процесс детского сада.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм провед...

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ

Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и...

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОО

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают п...

Моделирование совместной деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ.

На сегодняшний день, одним из главных условий успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения является возможность взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса. Поэтом...

SCRAM доска как один из способов методического сопровождения педагогов в планировании воспитательно-образовательного процесса

SCRAM доска как один из способов методического сопровождения педагогов в планировании воспитательно-образовательного процесса...

Статья:"Состояние проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения"

Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формир...