«Использование камешков «Марблс» в работе с дошкольниками».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Быкова Ольга Николаевна

Что же такое современный камешек «Марблс»?

 

Это стеклянный камешек  - далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячелетия назад служили игрушками для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kameshkov_marbls_v_rabote_s_doshkolnikami.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование камешков «Марблс» в работе с дошкольниками»

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Вся жизнь ребенка – игра. В ней развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Но в детском мире свои игры и игрушки.

Нам известно, что дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама суть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенки в глубине, необычная форма, гладкость, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы. И к этим кристаллам можно отнести стеклянный камешек «Марблс».

Что же такое современный камешек «Марблс»?

Это стеклянный камешек  - далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячелетия назад служили игрушками для детей.

Современные же камешки имеют разнообразные оттенки цвета, размеры и формы (в форме сердечек, шариков, звездочек,  овалов, многогранников).

 Камешки «Марблс» вызывают у детей чувство радости, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижает утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

Современные требования к дошкольному образованию заставляют педагогов искать и применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей и позволяющий работать в разных направлениях.

Цель использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста – это развитие общей и мелкой моторики рук.

Материал является  эффективным средством, которое позволяет решить следующие задачи:

- Развивать математические представления у детей.

- Учить и закреплять понятия: цвет, величина, количество, форма.

- Упражнять в ориентировке на плоскости и на листе бумаги.

- Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие.

- Развивать умение сравнивать, классифицировать, группировать.

- Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов.

- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

- Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы.

- Развивать связную, фразовую речь.

- Воспитывать интерес к творческому процессу ребенка.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать образное мышление, зрительное внимание, память.

- Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Для реализации выше перечисленных задач используются разнообразные формы работы с детьми это различные:

  • Дидактические игры («Четвертый лишний» «Зрительная память») и др.
  • Математические игры

(«Сосчитай», «Математический диктант», «Веселый счет», «Положи…справа, сверху, внизу, слева» (ориентировка в пространстве) и др.

  • Сенсорные и тактильные игры («Камешки», «Найди и угадай», «Сухой бассейн», «Найдем предмет», «Угадай-ка», «Чудесный мешочек») и др.
  • Звукобуквенный анализ слова («Знакомство с буквой», «Назови один-много», «Слоговой анализ и звуковой анализ слов») и др.
  • Логические игры и игры с правилами («Паттерны» (логические ряды), «Крестики-нолики» (с речевыми заданиями), «Шашки», «Мини-гольф», «Мини-футбол»).
  • Рисование с помощью камешков «Марблс» (Придумай картинку «Лето», «Весна», «Морские обитатели») и др.
  • Самомассаж с камешками «Марблс».
  • Физкультминутки (динамические паузы).

Камешки Марблс соответствуют требованиям ФГОС, так как:

- Данный материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей.

- Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.

 Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

Игры с камешками способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Существуют определенные требования к выполнению упражнений с использованием камешков Марблс:  

       

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

2. Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

3. Обязательное наличие познавательной направленности упражнений.

4. Безопасность: выполнение упражнений с камешками предполагает использование их детьми в любом виде деятельности только под присмотром взрослого.

Камешки «Марблс» - это универсальный материал, с помощью которого можно организовать различные игры.

Например, в младшем дошкольном возрасте детям можно предложить игры: «Закончи картинку с помощью камешков соответствующих цветов» (работа карточкам- шаблонам), «Найди камешек такого цвета» и др.

В более старшем возрасте в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» можно использовать различные игры, одной из которых является игра «Хорошо или плохо?!». Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, где они с помощью красного камешка отмечают, что это плохо, с помощью зеленого камешка, что это хорошо, при помощи синего камешка - надо подумать, здесь может быть несколько вариантов.

Камешки можно использовать в качестве предметов-заместителей при организации сюжетно-ролевых игр.

Их также можно использовать при формировании навыков безопасного поведения на дорогах, в природе, в быту – это и выкладывание маршрута на макете дороги, изображение светофора и т.д. (вариантов множество)

Камешки «Марблс» широко применяются и в образовательной области «Познавательное развитие»

Например, с целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ребятам можно  предложить игру «Мозаика» из Марблс, где им нужно выложить узор по образцу с обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камушка

С этой же целью предлагаются выкладывать камешки в определенной последовательности: например, разложить их по размеру от маленького к большому или наоборот, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Далее ребенок сам должен придумать свой «узор» и продолжить ряд.

Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры.

Можно нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, детям можно предложить выложить из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры).

Также можно предложить выложить определенное количество камней и соотнести его с цифрой, посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет, составлять, выкладывать условие и решать математические «примеры» и задачи.

С помощью «Марблс» также можно провести с детьми математический диктант (например, выложи два красных камешка, затем один синий, три зеленых и т.д.)

Также  их используют для формирования умения ориентироваться на листе бумаги (например, в правый верхний угол положи красный камень, в центр – оранжевый и т.д.)

В речевом развитии  используют камешки «Марблс» при изучении лексических тем (предлагается выложить из камешков различные предметы по теме периода)

Также с помощью «Марблс» можно провести с детьми игру «Сочинялки».

Инструкция. Нужно выложить камешки в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.

В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте камешки «Марблс» можно использовать в качестве фишек (зеленые камушки – это согласные мягкие звуки, синие камушки – это согласные твердые, красные – гласные звуки)

Варианты дополнительных игр.

1. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком месте находится заданный звук [М] (в начале, середине, конце)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных, посчитай? И т.д.  

На этих же занятиях, но уже в подготовительной группе камушки можно использовать с целью знакомства детей с буквами – выкладывать буквы, по схеме, образцу, по представлению, обозначать камешками количество слогов в слове и слов в предложении.

В художественно-эстетическом развитии камешки «Марблс» используют следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т.д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти), либо ребенку предлагают самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.

В физическом развитии можно тоже использовать камешки «Марблс». Вариантов множество, например, нужно выполнить столько приседаний или прыжков, сколько камешков дети видят на мольберте (такие задания можно использовать во время динамической паузы на занятиях).

Также с целью развития мелкой моторики рук и воздействия через биоактивные точки пальцев на внутренние органы,  появления ощущения легкости, радости, можно выполнять самомассаж с помощью «Марблс». Эта процедура очень нравится детям и доставляет им удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...

Использование камешков МАРБЛС в работе с детьми с нарушениями речи

Игры и упражнения с камешками на этапе автоматизации звуков....

Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

АннотацияДанная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком...

Использование камешков Марблс в работе с дошкольниками с ЗПР.

Инновационный материал, который способствовует не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким матери...

Использование камешков МАРБЛС в работе с дошкольниками

 Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются п...