Использование камешков Марблс в работе с дошкольниками с ЗПР.
методическая разработка (средняя группа)

Тихонова Надежда Альбертовна

Инновационный материал, который способствовует не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом  стали камешки Марблс.  Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbls.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

                 Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ЗПР.                                      

                                           Учитель-дефектолог Тихонова Н.А.

Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка является игра. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                                                                                                  В.А.Сухомлинский И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребенком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приемов и средств, например, применение камушек Марблс. Что же такое Марблс? Марблс (от английского «marbies» - мраморные) – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки, имеющие разнообразную окраску, могущие быть ка однотонными, так и сочетающими в себе несколько цветов и даже рисунков. История игр с этими камешками начинается со времен пещерного человека. В различных археологических раскопках были обнаружены изделия в виде шариков, сделанные из камня, кремня или обожженной глины. В дальнейшем мир познакомился с китайскими керамическими шариками, а позже их стали изготавливать из стекла. Благодаря современным технологиям изготовления шарики Марблс получаются эффектных расцветок, становясь на уровень художественных изделий. Красота этих камешков настолько завораживает, что и взрослый и ребенок хочет поиграть с ними, подержать их в руках. При целенаправленном использовании камешков на занятиях развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно – моторная координация. Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи воображения, творческой активности, познавательной деятельности. Использование камешков Марблс возможно и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с ЗПР. Систематические упражнения для пальцев не только стимулирует развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельности ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Выполнение заданий на развитие пальцевой моторики позволяет:

- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

         Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Большинство дошкольников с ЗПР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, не сформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость.  Речевые нарушения при ЗПР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. И перед нами возникла проблема, как сформировать данные целевые ориентиры у дошкольников с ЗПР, как поддерживать интерес на занятиях, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс.  Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными. Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного-воздействия. Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы советуем использовать в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

                                                 Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.

5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...

Использование камешков МАРБЛС в работе с детьми с нарушениями речи

Игры и упражнения с камешками на этапе автоматизации звуков....

Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

АннотацияДанная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком...

«Использование камешков «Марблс» в работе с дошкольниками».

Что же такое современный камешек «Марблс»? Это стеклянный камешек  - далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячелетия назад служили игрушками для детей....

Использование камешков МАРБЛС в работе с дошкольниками

 Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются п...