Кинезиологический проект «Умные пальчики»
проект

Вдовенко Валентина Викторовна

Кинезиологический проект «Умные пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskiy_proekt_podg_gr_2020-2021.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД   «СОЛНЫШКО» Г.ЗЕРНОГРАДА

Кинезиологический проект «Умные пальчики»

 для детей подготовительной  группы «Звёздочки»

                                               

                                                                 Подготовила:

Воспитатель Вдовенко В.В.

Зерноград, 2021

Паспорт проекта «Умные пальчики»

     Актуальность

     Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

     Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Основателем образовательной кинезиологии является американский педагог, доктор наук Пол Деннисон. Система разработана более 40 лет назад.
Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
                 По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

   Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
              Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.  Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

     Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.  Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Уделяется внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Эффект артикуляционной гимнастики усиливается, если она сочетается с кинезиологическими упражнениями под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе, с движением глаз).

     Комплекс движений, в которые включены:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
           
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Массаж – под воздействием массажа в рецепторах кожи возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, влияют на центральную нервную систему, а она в сою очередь лучше регулирует деятельность всех систем органов.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения.

 

     Кинезиологические методы влияют:

  • на развитие умственных способностей;
  • физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка о коррекции проблем в различных областях;
  • позволяет улучшить память ребенка, внимание, пространственные представления, мелкую и крупную моторику;
  • снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю;
  • у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение.

Цель проекта

Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Задачи проекта

Для детей:

1. Развитие межполушарного взаимодействия.

2. Синхронизация работы полушарий.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие памяти, внимания.

5. Развитие речи.

6. Развитие мышления.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу.

2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

3. Повысить профессиональной компетентности.

Для родителей:

1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Условия реализации проекта

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах (на музыкальных и физкультурных занятиях). Можно проводить как отдельные упражнения, так и в комплексе.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
            Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
            Срок реализации: ноябрь- апрель
            Тип проекта: среднесрочный.

Первый этап - организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф. Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

3.Обучение педагогов.

4. Работа с родителями.

На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительском уголке размещать информацию о новом комплексе.

Второй этап – рефлексивно-диагностический

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

Третий этап – практическая реализация проекта

Вид работы

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, релаксационные упражнения.

Где реализуется

Использование кинезиологических упражнений на занятиях (физической культуре, музыке). Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности, свободная деятельность.

Продукты проекта для детей

1. Спортивный праздник.

2. Фотогалерея.

3. Картотека кинезиологических упражнений.

4. Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики.

Продукты проекта для педагогов:

1. Конспекты по теме проекта.

2. Библиография по теме проекта.

3. Семинар-практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников).

4. Презентация проекта.

5. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».

Продукты проекта для родителей

1. Родительское собрание «Кинезиология для детей».

2. Мастер-класс («Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

3. Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».

4. Презентация проекта на собрании.

5. Консультации «Образовательная кинезиология», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни», «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии», «Развитие психических процессов у дошкольников через кинезиологические упражнения».

Презентация материалов проекта

1. Мастер-классы.

2. Презентация проекта.

3. Комплексы кинезиологических упражнений.

IV этап – Заключительный

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей

Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Для педагогов

создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов; повышение педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей

создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Литература:

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая

гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. –

Рязань, 2000. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Умные пальчики"

Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

Педагогический проект "Умные пальчики"

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....

проект "умные пальчики"

развивающий долговременный проект, направленный на развитие мелкой моторики рук для детей 4го года жизни...

Проект "Умные пальчики"

Для развития мелкой моторики рук был создан проект, который я успешно применяю в своей работе.Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была прави...

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Проект "Умные пальчики"

Сегодня  общеизвестно, что тренировка мелкой моторики пальцев рук помогает ребенку не только при письме, рисовании, работе с компьютером и любой предметной деятельности. Велико  положительно...

Проект "Кинезиологические упражнения. Умные пальчики"

   В современном мире ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами зн...