Деловая игра для воспитателей
учебно-методический материал

Малюгина Ольга Владимировна

Деловая игра для воспитателей на тему «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра для воспитателей24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей

«Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящается возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Деловая игра будет проходить в несколько этапов.

1 этап - Викторина «Возрастные особенности детей дошкольного возраста».

Свободные ответы групп педагогов

  1. Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте? (предметная)
  2. На каком возрастном этапе дошкольного детства развивается произвольное внимание и память? (6-7 лет)
  3. Ведущая деятельность в среднем и старшем дошкольном возрасте? (сюжетно-ролевая игра)
  4.  Главное стремление ребенка в период кризиса 3 лет? (самостоятельность)
  5.  На каком возрастном этапе дошкольного детства на первый план выходит коллективная игра? (4-5 лет)
  6.  На каком возрастном этапе дошкольного детства активно формируется элементы словесно-логического мышления? (6-7 лет)
  7. На каком возрастном этапе дошкольного детства дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников? (3-4 года)
  8. Какая память у детей 3-4 лет, чем характеризуется( непроизвольная, образность, преобладает узнавание а не запоминание)
  9. Какое преобладает воображение у детей 3-4 лет( воссоздающее)
  10. Для какого возраста тип мышления является наглядно образным( средний 4-5 лет)
  11. О каком возрасте идет речь- с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности, одной из основных становится изобразительная, рисунок становится творческим самовыражением( средний возраст)
  12.  О каком возрасте идет речь и какое это развитие

Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной.( старший)

  1.  Что означает сензитивный период и в каком он возрасте (т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения , старший дошкольный возраст 5-6 лет)
  2. Какой характер носят рисунки детей 5-6 лет(сюжетный)что можно узнать по рисунку   (можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.  )
  3. В каком возрасте появляется влюбчивость, лживость,т.е. целенаправленное искажение истины.  (5-6лет)    
  4. В каком возрасте  Увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Внимание мальчиков менее устойчиво.(6-7лет)
  5.          Чем отличается память девочек в подготовительном возрасте(  больший объем и устойчивость )
  6.  В каком возрасте у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.   6-7 лет                                                                                    

2 этап - Решение и обсуждение практических задач.

Каждой группе педагогов дается проблемная ситуация, спустя 5 минут обсуждения каждая команда дает ответ.

Ознакомьтесь с записями следующих игр.

ЗАДАЧА.

Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая

за основу взаимоотношения их в игре и обоснуйте свой ответ

  1. Максим построил из трех кирпичиков кроватку и положил в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Максима. Максим расплакался.
  2. Коля взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.
  3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины.  В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж  Саши.
  4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой.  Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама, и забрала его домой.  Игра распалась.
  5. Дети играли в «морское путешествие». Денис был капитаном, Боря – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Денис вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоины. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Дениса к себе в кабинет. Денис предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Дениса капитаном стал Боря, который принял командование. Игра продолжалась.

Ответы.

  1. Младший дошкольный возраст.  Люся играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны.
  2. Средний дошкольный возраст (4 года). Мальчик играет один, игровые действия разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания.
  3. Дошкольники 3-4 лет. (Так называемая «игра рядом».)
  4. Дошкольники 4-5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой.
  5. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию и изменение ролевых функций.

Ситуация. 

Дети разного дошкольного возраста играли в «угадайку». В игре надо было обследовать фигурки руками, не глядя на них, и дать каждой название.

Петя держал руки на фигурке, похлопывал по ней, но определить фигурку не смог.

Сережа пытался ощупать контуры фигурки всей ладонью. Из предъявленных четырех фигурок правильно назвал две.

Саша ощупывал фигурку двумя руками, тщательно обследовал отдельные ее признаки и определил все фигурки правильно.

ЗАДАЧА.

Определите примерный возраст детей. Укажите особенности сенсорного развития детей разного возраста.

Ответ:  

Примерный возраст детей: Пете – 3года; Сереже – 4 года; Саше – 6лет.

Сенсорное развитие включает:

- развитие органов чувств;

- овладение сенсорными эталонами;

- усвоение способов обследования предметов.

Сенсорное развитие дошкольника в разные возрастные периоды:

-  в 3 года – манипулирование предметов без попытки обследования;

- в 4 года – рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков;

- 5-6 лет – планомерное и последовательное обследование;

- 7 лет – систематическое, планомерное рассматривание.

3 этап – заполнение таблицы «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Каждой группе дается таблица и список характеристик для размещения в ней.

Линия развития

Ранний возраст 1-3 лет

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Внимание и память

 непроизвольны. Доминирует воспроизведение - память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

непроизвольны.,характеризуется образностью

По просьбе взрослого может запомнить 4-5 слов. Ребенок может заниматься увлекательной деятельностью от 10–15 минут.

Внимание и память непроизвольны.

Ребенок может действовать в соответствии с заданным правилом Может заниматься увлекательной деятельностью от 15-20 минут.

Развивается произвольное внимание и память. Может заниматься неинтересной, но необходимой деятельностью в течение 10 минут и более осуществляет достаточно сложную деятельность по правилам.

Мышление  

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Развивается словесно-логическое (понятийное) мышление

Воображение

Воображение выступает как пассивный процесс

Воссоздающее, Репродуктивное воображение с элементами творческого. В игре использует предметы заместители, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов.

Репродуктивное воображение  с элементами творческого. Развитие фантазии..

Ребенок активно фантазирует. Может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции. Сочиняет сказку или историю на заданную тему

Конструирование

Конструирование развито незначительно

Ребенок конструирует по образцу и собственному замыслу Позднее 8-10 конструкций, передавая схематичную форму и различные детали.

У детей формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Ребенок конструирует по схемам, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала

Игра

Игры-манипуляции с предметами. В игре воспроизводит ранее разученные действия.

Сюжет - цепочка из 2-х, позднее из 3-4 действий. Роль осуществляется фактически, но не называется. Позднее роль называется, дети могут по ходу игры менять роль.

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры и удерживаются на всем ее протяжении

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество), роли и замысел игры проговариваются до ее начала (совместно). Сюжет держится на воображаемой ситуации.

Общение  (социальные контакты)

Разбираются навыки совместной игры. Общение характеризуется большой двигательной активностью и резкими вспышками эмоциональных реакций.

 Умение принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым. распределяют роли. При конфликтах могут оказать давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить правомерность своих притязаний.

. Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения. Дети внимательно слушают друг друга. Эмоционально переживают рассказ другого. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и критику действий взрослого, ссылаясь на правила.

Дети пытаются дать собеседнику как можно более точную и полную информацию. Уточняют сообщение другого. Могут оказать помощь и поддержку друзьям. Доброжелательное отношение к партнерам.

Ведущая деятельность

Предметно-манипулятивная деятельность

Игровая- ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при работе с детьми в группах ДОУ. Деловая игра для воспитателей, младших воспитателей

Цель игры - уточнение знаний педагогических и иных сотрудников ДОУ Санитарно-эпидемиологических требований к помещениям, оборудованию и их содержанию, к оборудованию и его размещению,...

Деловая игра с воспитателями «Толерантность»; Подготовили и провели - Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки» Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.

Подготовили и провели,Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки»Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е.      Москва 2013 Деловая игр...

Деловая игра для воспитателей "Подвижные игры"

Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ....

Деловая игра для воспитателей «Об общей культуре воспитателя в шутку и всерьёз»

В игровой форме  проводится анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общей культуры воспитателей ДОУ....

Деловая игра для воспитателей по теме: "Использование воспитателями музыкально - ритмических движений с пением в совместной деятельности с детьми" 2020 г.

Целью деловой игры является повышение профессионального уровня компетенции воспитателей и обмен опытом музыкального руководителя и воспитателей....

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...