Его величество - электричество!
проект (старшая группа)

Алексанян Азнив Мамиконовна

В современном мире вопросы экономии электроэнергии стоят очень остро. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку, а спрос на энергоресурсы постоянно растет. В этой ситуации мероприятия в рамках проекта «Сбережем электроэнергию» направленные на улучшение экологической обстановки и воспитание экологической культуры важны как никогда. Уже с дошкольного возраста нужно прививать бережливое отношение дошкольников к электроэнергии. И это во многом задача педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Сбережем электроэнергию»

в старшей группе.

Подготовили воспитатели: Алексанян А.М.

Есипова Л.М.

Быкова А.Н.

МАДОУ  – д/с  № 113

В современном мире вопросы экономии электроэнергии стоят очень остро. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку, а спрос на энергоресурсы постоянно растет. В этой ситуации мероприятия в рамках проекта «Сбережем электроэнергию» направленные на улучшение экологической обстановки и воспитание экологической культуры важны как никогда. Уже с дошкольного возраста нужно прививать бережливое отношение дошкольников к электроэнергии. И это во многом задача педагогов.

Вид проекта: информационно - исследовательский

Образовательная область: социализация, познание.

Участники проекта:

дети, родители, педагоги.

Продолжительность: долгосрочный (3 месяца)

Постановка проблемы: Как  показать детям, что электричество может приносить пользу и быть очень опасно.

Цель проекта: Узнать, что такое электричество, как с ним обращаться, экономно использовать

Задачи:  

1. Обобщить знания об электричестве.                                                                                                                                                        

2.Расширить представление о том, где «живет» электричество.

3.Закрепить знания об электроприборах.

4.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами.

5.Познакомить детей с причиной возникновения статического электричества.

6.Развивать интерес к познанию окружающего мира.

7.Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

                                                                                                                                                                                                                 1.Игровая деятельность: дидактические, развивающие, игровые ситуации.

2.Детское экспериментирование: наблюдения, эксперименты.

 

3.Художественно-творческая деятельность детей: рисование рисунков

 

4.Использование художественного слова: стихи, загадки

 

5. Познавательная деятельность: беседы, ситуации общения

Участники проекта. Дети старшей группы, родители, воспитатель

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта дети будут понимать:                                                                                                                                                                                                    1.Откуда берется электричество, узнают историю его открытия.

2.Узнают, что электричество вырабатывается электростанцией.

3.Овладеют информацией, что ток идет в каждый дом по проводам.

4.Дети будут знать названия электрических бытовых приборов.

5.Правила безопасного обращения с ними.

6.Причины появления статического электричества.

7. Сформируется умение переносить знакомые способы деятельности в новую ситуацию.

В результате реализации проекта дети будут уметь:

1.Выполнять действия по организации опытом со статическим электричеством.

2.Задавать вопросы, искать ответы.

3.Искать средства  и материалы для самостоятельной деятельности по данной теме.

4.Беречь, экономить электроэнергию.

1.План-график мероприятия.(деятельность в рамках проекта)

Срок реализации проекта: 3 месяца

1 этап: мониторинг развития у детей познавательных способностей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала, пополнение предметно-пространственной среды (1 месяц)

2 этап: основной (2 месяца)

Наблюдения, экскурсии

Наблюдение за электрическими проводами

 Экскурсия к медицинской сестре. Беседа на тему «Оказание первой помощи при электротравме»

 Подборка литературы, художественных книг; Беседа о ГЭС

Выставка

 «Дети Кубани берегут электроэнергию»

Работа с литературой (художественной, познавательной)

 Басня И. Ревю «Электричество – мой друг». Загадки об электричестве, лампах, электроприборах.

 Уроки безопасности. Стихи О. Емельяновой «Что включается в розетку», А. Валевского «Электричество».

Продуктивная деятельность (художественное творчество)

 «Лампа энергосберегающая, лампа накаливания» (рисование карандашами)

 «Электроприборы – наши помощники» (аппликация)

Игры

 «Электрический ток – мощный поток» (подвижная).

 «Как к нам лампа в дом пришла?» (дидактическая).

 «Можно-нельзя» (дидактическая).

 «Собери картинку» (дидактическая).

 «Будь внимателен» (дидактическая).

Беседы

 «Как люди раньше освещали свои жилища?».

 «Откуда к нам приходит электричество?».

Опыты

 Опыт с пластмассовой палочкой и бумагой.

Опыт с шарами

 Опыт со слаймом

Работа с родителями

 Оформление памяток для родителей об экономном использовании электроэнергии

 Раздача родителям памяток на тему «Давайте будем экономными!»

 Выставка творческих работ

3 этап: итоговый: Досуг на тему: «Осторожно – электроприборы!»

Задачи:

  • обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании
  • закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту
  • развивать мыслительную активность, любознательность
  • воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: памятки, игрушечный домашний телефон на батарейке, пластмассовая палочка, куски бумаги, шары.

 Предварительная работа:

-заучивание стихотворения

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки, Вот что значит – три минутки:

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

(Б. Миротворцев)

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Вы догадались от куда я к вам пришла? Правильно и сегодня мы поговорим с вами на тему электроприборы.

-Ребята, а у вас дома есть электроприборы?

Ответ детей:

-Да

-Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют) (фен, чайник, обогреватель, холодильник, пылесос, электрические лампы в светильниках и т.д.).

-Вот как много электроприборов вы перечислили!

-Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

- А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы?

Ответ детей:

-ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ВСЕ БЫСТРЕЕ И ЛЕГЧЕ).

- А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (ответы детей).

-Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка-это входные ворота в электрическую сеть.

-А что же это невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудится? (ответ детей).

-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы-электроны.

- Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

-А кто знает, что такое пожар? (ответы детей).

-А что может стать причиной пожара? (ответы детей)

-Еще причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость.

- А что будет, если не выключить утюг? (ответы детей).

-Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

-А кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор? (ответы детей)

-Нужно вызвать пожарную охрану по номеру 01 или 112, четко и точно назвать свой адрес: улицу, номер дома и квартиру. По вашему сказанному адресу и будет следовать пожарная машина.

-А вы все знаете свой домашний адрес? (спрашиваю у двух-трех детей домаш. адрес).

-Молодцы!.

-Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками т.к. вода проводит электричество и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда, возникнуть пожар.

-А вы любите разгадывать загадки? (ответ детей).

Загадки

1. Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать.

(магнитофон)

2. Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьет,

Зато все собьет.

(миксер)

3. На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке,

Поселился дружок

Развеселый огонек.

(настольная лампа)

4. Полюбуйся, посмотри

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(холодильник).

-Вы такие молодцы!

-А вы знаете что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. (в это время педагог разбрасывает шарики по залу).

Вот мы и в волшебной стране.

Опыт 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.

-Ребята давайте возьмем шарики и повесим их на стену. (дети пытаются повесить их на стену, но у них не получается.)

- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (ответы детей).

-Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. Какой можно сделать вывод?

Вывод: В волосах тоже живет электричество.

Опыт 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочки шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему? (ответ детей). Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт 3. У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, а она не работает. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку-плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила скрывается в батарейках? (ответы детей).

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток. И она заработала.

Вывод: в батарейках живет электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. Но следует быть аккуратнее!

-Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей)

-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Но нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.

-Один, два, три. четыре, пять - вот мы в садике опять.

-Вот и наш досуг подошел к концу.

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

И если вы будите соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Сморите на них и не забывайте, что нельзя делать.

-Мы с вами сегодня так интересно поговорили, вы такие молодцы, много чего знаете.

В ходе досуга дети показали, чему они научились за 3 месяца работы над проектом

Результативность:

В результате проекта дети:

- расширили знания о том, где живет электричество;

- познакомились с причиной возникновения статического тока;

-  обобщили имеющиеся знания об электричестве в целом


Электроприборы – наши помощники (аппликация)

Цели: обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт; расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Закреплять умение вырезать предметы круглой и овальной формы и наклеивать изображения знакомого предмета; составлять несложную композицию; соизмерять изображение с величиной листа, красиво располагать изображения на листе, использовать в работе подручные материалы.

Материал и оборудование: мяч, картинки с бытовой техникой, цветная бумага, ножницы, клей, шерстяные ниточки, белый лист бумаги.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как много электроприборов нас окружает? Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. А чтобы они ожили и заработали куда их включают?

Дети: в розетку.

Воспитатель: Правильно, для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет приборы трудиться?

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился?

- Ребята, отгадайте загадку:

Он всем несёт тепло и свет,

Щедрей его на свете нет.

К посёлкам, сёлам, городам

Приходит он по проводам.

Дети: Электрический ток.

Воспитатель: А вы знаете, откуда электрический ток попадает в ваш дом?

(ответы детей)


Воспитатель: Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанными глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем- то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы.

Воспитатель: А у нас в группе есть электрический ток?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: В группе есть розетки, выключатели, лампочки.

Воспитатель: Для чего нужен электрический ток?

Дети: Смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер и т. д.

Воспитатель: Что работает с помощью электричества?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник, с помощью электричества работают все электроприборы. А много лет назад не было электричества, трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Ребята, а где же можно купить бытовую технику?

Дети: В магазине, на рынке.

Воспитатель: Правильно, в магазине бытовой техники. Ну что ж, отправляемся в страну бытовой техники! Но чтобы туда попасть, вам придётся ответить, для чего нужны электрические бытовые приборы.

Игра «Продолжи предложение». (Я буду кидать вам мяч, и начинать предложение, а вы будете его заканчивать.)

Цель: учиться составлять простые предложения, пополнять словарный запас по теме бытовая техника, развивать речь.

• Пылесос нужен для того, чтобы…

• Мясорубка нужна для того, чтобы...

• Соковыжималка...

• Пароварка…


• Миксер…

• Духовка...

• Фен…

• Стиральная машина...

• Утюг...

• Микроволновая печь...

• Холодильник…

Воспитатель: Я предлагаю вам самим сделать бытовую технику – пылесос. Для этого у вас на столах лежат заготовки из цветной бумаги. На какую геометрическую фигуру похожи ваши заготовки?

Дети: На прямоугольник.

Воспитатель: Нам надо из прямоугольника сделать овал, для этого мы закругляем уголки у прямоугольника. Вместо шланга у нас будет шерстяная ниточка. Когда все детали будут вырезаны, вы накладываете детали друг на друга и смотрите, что, куда будете приклеивать. Только потом берёте клей, мажете детали и приклеиваете

Проводится физминутка.

Давайте подготовим наши ручки к работе.

Упражнение с карандашом «Согреваем ладошки»

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Практическая часть. Дети садятся и приступают к выполнению задания. Воспитатель оказывает помощь – кому требуется.

Подведение итогов. Ребята, посмотрите, сколько много у нас получилось пылесосов. И как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно с ними обращаться. Воспитатель предлагает детям послушать некоторые правила пользования электроприборами. После озвучивания каждого правила, задает дошкольникам вопрос «почему?». Выслушав детские ответы, разъясняет детям, почему нельзя так поступать. Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом

Загадки

Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать….

(Магнитофон)

Не радио, а говорит

Не театр, а показывает…

(Телевизор)

Живут там разные продукты, Котлеты, овощи и фрукты. Сметана, сливки и колбасы, Сосиски, молоко и мясо.

(Холодильник)

Помялось платье? Ничего! Разглажу я сейчас его, Работать мне, не привыкать… Готово! Можно надевать.

(Утюг)

В неё сначала бельё загружай

Насыпь порошок и в розетку включай,

Программу для стирки задать не забудь, А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)

Есть у меня в квартире робот

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает….

(Пылесос)

Только кнопку нажимаем, Быстро воду нагревает. Кипятку он есть начальник. Что это? ...

(Электрочайник)

Вдаль, к деревням, городам Он идет по проводам? Светлое величество! Это …

(Электричество)

Дидактические игры

«Можно-нельзя»

Цель. Закреплять правила безопасного обращения с электричеством.

Воспитатель задает детям вопросы на тему безопасного обращения с электричеством, сопровождает беседу демонстрацией наглядных пособий, иллюстраций.

Можно включать телевизор? (Можно.)

Можно включать пылесос? (Можно.)

Можно включать утюг? (Нельзя.)

Можно играть с проводами бытовой техники, электроприборами? (Нельзя.)

Можно играть с розетками? (Нельзя.)

«Что здесь лишнее?»

Цели. Развивать внимание, память. Обогащать словарный запас.

Воспитатель называет слова, связанные с темой электричества, и одно слово, не связанное с этой темой, например: электрик, ток, подстанция, лето. Какое слово лишнее?

Дети должны назвать лишнее слово, после того как воспитатель назовет все четыре. Электричество, муха, лампа накаливания, провода. Электробезопасность, птица, кабель, лампа энергосберегающая. Заяц, опоры, розетка, утюг. Электроплита, стол, компьютер, электрический ток и т.д. Самый внимательный и быстро ответивший становится победителем.

«Будь внимательным!»

Цели. Развивать внимание, ловкость. Обогащать словарный запас.

Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, связанное с темой электричества, или любое другое слово. Если воспитатель называет слово, связанное с электричеством (например, электрик, электричество, электрический ток, электростанция, электробезопасность, лампа энергосберегающая и т.д.), ребенок ловит мяч, если другое слово - не ловит.

Далее воспитатель предлагает кому-то из детей (по желанию) стать ведущим (можно повторять слова, которые ранее говорил воспитатель). Игра повторяется 3-4 раза

«Собери картинки»

Цели. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением бытовой техники, электроприборов, осветительных приборов. Нужно правильно собрать их.

 

Уроки безопасности

Что включается в розетку

Автор Олеся Емельянова

Кто с трудом, а кто в охоту – Ходят люди на работу,

Но не могут же они Делать в мире все одни.

Им помощник есть, который, Если нужно, сдвинет горы.

Он без дела не лежит, А по проводам бежит.

Мечется, как хищник в клетке, От розетки до розетки,

И не зря, где он живет, Пишут: «Не влезай – убьет!»

Шутка может быть жестока Электрического тока

– И у мамы не спрося, Подходить к нему нельзя.

Но уж коль найдется дело, С ним он справится умело.

Если грустно, может он Разбудить магнитофон.

Тот споет нам и сыграет, На ночь сказку прочитает,

Только жалко, что певца Не покажет нам лица.

Если музыка наскучит, Ток нам телевизор включит,

Каждый день приятно ведь С мамой мультики смотреть.

Чтобы напоить всех чаем, Чайник току поручаем.

Превращает воду ток В настоящий кипяток.

А недавно разрешили Току всё стирать в машине,

Даже плюшевых мышей, Но не грязных малышей.

Скажем мы спасибо маме, Что умеем мыться сами,

И в крутящийся в ней таз Не посадит мама нас.

Электричество

Автор Анатолий Валевский

Электричество, конечно, очень помогает

– Без него магнитофон вовсе не играет,

Телевизор не покажет детям передачу,

Электричка не поедет вечером на дачу,

Не зажжётся в Новый год огоньками ёлка,

И не испечёт пирог нам микроволновка.

Электричество наш друг – это всем известно,

Но опасность все же есть, я скажу вам честно:

Провод и электрощит не хватай рукою,

Обойди-ка ты его лучше стороною.

И в электропылесос Не засовывай свой нос.

Не запихивай в розетку Пальцы, гвозди или ветку.

С электричеством полезным мы, конечно же, друзья,

Но скажу вам откровенно: с ним шутить совсем нельзя!

        Каждый из нас может внести свой вклад в общее дело охраны природы, особенно если действовать не в одиночку, а вместе с детьми, родителями, коллегами, друзьями. Сбережем энергию вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Ее Величество - Электричество"

Конспект досуга для детей старшего дошколного возраста на тему безопасного обращения с электричеством и бытовыми приборами....

Конспект досуга по ОБЖ в подготовительной группе «Его Величество Электричество»

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

«Его Величество электричество»

Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электричеством в быту....

Занятие по ОБЖ в старшей группе "Его величество электричество"

Конспект занятия по ОБЖ Старшая группа   Тема:«Его Величество Электричество»Воспитатель: Фоминова Е.Ю. Программное содержание: -обобщать знания детей об электричестве...

Конспект досуга по ОБЖ в подготовительной группе «Его Величество Электричество»

Конспект досуга по ОБЖ в подготовительной группе «Его Величество Электричество»...

Досуг по ОБЖ в подготовительной группе "Его Величество Электричество"

О безопасности ребенка стоит заботиться с самых маленьких лет. Понятно, что в раннем возрасте это задание ложится исключительно на плечи родителей, однако дети растут и со временем они должны научитьс...

Конспект по ОБЖ в подготовительной группе на тему: «Его величество Электричество»

Программное содержание: - обобщать знания детей об электричестве;- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;- закрепить правила безопасного поведения в...