.Консультация для педагогов. Образовательный терренкур-новая форма взаимодействия с родителями.
консультация

Максимова Наталья Васильевна

Консультация для педагогов.

Образовательный терренкур-новая форма взаимодействия с родителями.

В этом году нам всем пришлось справляться с нестандартной эпидемиологической ситуацией. В связи с угрозой распространения коронавируса воспитательный и образовательный процесс в детских садах мы организовываем с учетом новых санитарно-эпидемиологических правил. Значение прогулок в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду. В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие, «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

Учитывая все эти требования можно организовать образовательные терренкуры совместно с родителями и детьми.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

С помощью образовательных терренкуров можно организовать прогулку с детьми на всей территории детского сада и не ограничиваться участком только своей группы. Станции, по которым проходит маршрут зимнего образовательного терренкура, могут быть стационарными (например, «Спортландия», «Птичья столовая», «Правила дорожного движения», «Отдых») и мобильными ( «Экспериментальная», «Снежный лабиринт», «В гостях у сказки»). Мобильные станции педагоги могут перемещать исходя из образовательной ситуации. При необходимости они изготавливают переносные макеты, таблички с названиями станций, указатели к ним, карты. Виды деятельности, которые можно включить в маршрут образовательного терренкура

Наблюдение (за погодой, природными изменениями, живой и неживой природой, трудом людей).

Экспериментирование (опыты и эксперименты со снегом, льдом, водой, воздухом, природными материалами).

Чтение художественной литературы, составление рассказов.

Подвижные, малоподвижные, дидактические игры, игры на развитие внимания, игры-драматизации.

Физические упражнения или комплекс спортивных игр.

Упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Выполнение имитационных движений.

Задания на ФЭМП.

Элементарный бытовой труд на улице.

Перед выходом на прогулку педагоги должны проверить, соответствует ли погодным условиям одежда и обувь дошкольников. Также важно учитывать уровень физической подготовленности детей, их общее состояние. Прогулки по образовательным терренкурам необходимо проводить регулярно. Однако не следует выходить на длинные маршруты, если в группе есть дети, которые долгое время не посещали детский сад из-за болезни.

Во время движения по маршруту важно соблюдать правила техники безопасности. Педагоги должны контролировать правильность выполнения физических упражнений, дыхание и осанку дошкольников. Нагрузка должна быть оптимальной, темп двигательной активности необходимо увеличивать постепенно.

При переходе от станции к станции дети выполняют физические упражнения, если сбилось дыхание – упражнения на его восстановление. Глубокое дыхание активизирует обмен веществ, физические упражнения укрепляют мышцы, обеспечивают подвижность суставов, гибкость, повышают тонус всего организма. Движение проходит по местности с разным углом наклона, что способствует повышению физической выносливости дошкольников.

Все маршруты имеют свою тематику. Есть образовательные терренкуры, которые педагоги проводят в честь знаменательного события или праздника – например, Дня защитника Отечества. Чтобы организовать разные виды деятельности с детьми на маршруте, педагоги заранее готовят оборудование и атрибуты. На разных станциях познавательная деятельность чередуется с двигательной деятельностью. Это позволяет удерживать интерес детей. Дошкольники постоянно чем-то заняты. Особенно им нравятся прогулки по образовательным терренкурам, которые сопровождаются музыкой.

Образовательные терренкуры позволяют дополнить и разнообразить форму взаимодействия с семьями. Во время маршрута родители проводят время с детьми, видят особенности его поведения, вовлекаются в воспитательно – образовательный процесс, становятся партнерами детей в разных видах деятельности. Образовательный терренкур помогает воспитателю посмотреть, как выстраиваются взаимоотношения родителей и детей. После наблюдения воспитателю легче составить план взаимодействия с семьями. Образовательные терренкуры, которые проводят для детей родители, планируются раз в квартал. Родитель заранее продумывает маршрут совместно с воспитателем, готовит задание, решает сколько на маршруте будет остановок. С темой также помогает определиться воспитатель. Это может быть тема недели. Например: Родитель работает врачем и организует терренкур по теме «как интересно быть врачем» . на станциях родитель может предложить детям назвать медицинские предметы, которые нарисованы на картинках, пройти эстафету, построить из конструктора большую больницу будущего. Дыхательную гимнастику можно подобрать на знакомом «Дышите – не дышите». На станции отдыха можно рассказать как врач проводит прием, как вести себя на приеме у доктора. Родитель ведет детей по маршруту, организовывает переходы от станции к станции: проводит физические упражнения, дыхательную гимнастику и другие виды упражнений. На станциях дети выполняют творческие задания, логические задачи, участвуют в эстафетах, которые соответствуют теме терренкура. На протяжении всего маршрута воспитатель сопровождает родителей и детей и при необходимости подсказывает. Таким образом, образовательный терренкур помогает родителям побывать на месте воспитателя и лучше понять специфику работы с детьми.

Какие бы проблемы не возникали при внедрении инноваций, они неизбежны. Образовательный процесс сегодня невозможен без использования новшеств. Внедрение инноваций позволит полноценно реализовать ФГОС. Педагоги смогут раскрыть, развить и реализовать творческие способности, как свои, так и дошкольников. И наконец, позволит сформировать единое образовательное пространство, открытое для родительского и педагогического сообществ.

 

 

Использованная литература:

1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №8 2020г.- «Метод швейцарского сыра: начинаем подготовку к учебному году»

2.Журнал «Справочник дошкольного руководителя» №8 2020г.-« Организовать работу детского сада нужно по новым санитарным правилам».

3. Давыдова О.И. «Формируем предметно развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада»/Справочник старшего вроспитателя № 11, 2015 г.

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации / под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

6. Акимов Ю.А Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Образовательный терренкур-новая форма взаимодействия с родителями.

В этом году нам всем пришлось справляться с нестандартной эпидемиологической ситуацией. В связи с угрозой распространения коронавируса воспитательный и образовательный процесс в детских садах мы организовываем с учетом новых санитарно-эпидемиологических правил. Значение прогулок в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду. В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие, «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

Учитывая все эти требования можно организовать образовательные терренкуры совместно с родителями и детьми.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

С помощью образовательных терренкуров можно организовать прогулку с детьми на всей территории детского сада и не ограничиваться участком только своей группы. Станции, по которым проходит маршрут зимнего образовательного терренкура, могут быть стационарными (например, «Спортландия», «Птичья столовая», «Правила дорожного движения», «Отдых») и мобильными ( «Экспериментальная», «Снежный лабиринт», «В гостях у сказки»). Мобильные станции педагоги могут перемещать исходя из образовательной ситуации. При необходимости они изготавливают переносные макеты, таблички с названиями станций, указатели к ним, карты. Виды деятельности, которые можно включить в маршрут образовательного терренкура

Наблюдение (за погодой, природными изменениями, живой и неживой природой, трудом людей).

Экспериментирование (опыты и эксперименты со снегом, льдом, водой, воздухом, природными материалами).

Чтение художественной литературы, составление рассказов.

Подвижные, малоподвижные, дидактические игры, игры на развитие внимания, игры-драматизации.

Физические упражнения или комплекс спортивных игр.

Упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Выполнение имитационных движений.

Задания на ФЭМП.

Элементарный бытовой труд на улице.

Перед выходом на прогулку педагоги должны проверить, соответствует ли погодным условиям одежда и обувь дошкольников. Также важно учитывать уровень физической подготовленности детей, их общее состояние. Прогулки по образовательным терренкурам необходимо проводить регулярно. Однако не следует выходить на длинные маршруты, если в группе есть дети, которые долгое время не посещали детский сад из-за болезни.

Во время движения по маршруту важно соблюдать правила техники безопасности. Педагоги должны контролировать правильность выполнения физических упражнений, дыхание и осанку дошкольников. Нагрузка должна быть оптимальной, темп двигательной активности необходимо увеличивать постепенно.

При переходе от станции к станции дети выполняют физические упражнения, если сбилось дыхание – упражнения на его восстановление. Глубокое дыхание активизирует обмен веществ, физические упражнения укрепляют мышцы, обеспечивают подвижность суставов, гибкость, повышают тонус всего организма. Движение проходит по местности с разным углом наклона, что способствует повышению физической выносливости дошкольников.

Все маршруты имеют свою тематику. Есть образовательные терренкуры, которые педагоги проводят в честь знаменательного события или праздника – например, Дня защитника Отечества. Чтобы организовать разные виды деятельности с детьми на маршруте, педагоги заранее готовят оборудование и атрибуты. На разных станциях познавательная деятельность чередуется с двигательной деятельностью. Это позволяет удерживать интерес детей. Дошкольники постоянно чем-то заняты. Особенно им нравятся прогулки по образовательным терренкурам, которые сопровождаются музыкой.

Образовательные терренкуры позволяют дополнить и разнообразить форму взаимодействия с семьями. Во время маршрута родители проводят время с детьми, видят особенности его поведения, вовлекаются в воспитательно – образовательный процесс, становятся партнерами детей в разных видах деятельности. Образовательный терренкур помогает воспитателю посмотреть, как выстраиваются взаимоотношения родителей и детей. После наблюдения воспитателю легче составить план взаимодействия с семьями. Образовательные терренкуры, которые проводят для детей родители, планируются раз в квартал. Родитель заранее продумывает маршрут совместно с воспитателем, готовит задание, решает сколько на маршруте будет остановок. С темой также помогает определиться воспитатель. Это может быть тема недели. Например: Родитель работает врачем и организует терренкур по теме «как интересно быть врачем» . на станциях родитель может предложить детям назвать медицинские предметы, которые нарисованы на картинках, пройти эстафету, построить из конструктора большую больницу будущего. Дыхательную гимнастику можно подобрать на знакомом «Дышите – не дышите». На станции отдыха можно рассказать как врач проводит прием, как вести себя на приеме у доктора. Родитель ведет детей по маршруту, организовывает переходы от станции к станции: проводит физические упражнения, дыхательную гимнастику и другие виды упражнений. На станциях дети выполняют творческие задания, логические задачи, участвуют в эстафетах, которые соответствуют теме терренкура. На протяжении всего маршрута воспитатель сопровождает родителей и детей и при необходимости подсказывает. Таким образом, образовательный терренкур помогает родителям побывать на месте воспитателя и лучше понять специфику работы с детьми.

Какие бы проблемы не возникали при внедрении инноваций, они неизбежны. Образовательный процесс сегодня невозможен без использования новшеств. Внедрение инноваций позволит полноценно реализовать ФГОС. Педагоги смогут раскрыть, развить и реализовать творческие способности, как свои, так и дошкольников. И наконец, позволит сформировать единое образовательное пространство, открытое для родительского и педагогического сообществ.


Использованная литература:

1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №8 2020г.- «Метод швейцарского сыра: начинаем подготовку к учебному году»

2.Журнал «Справочник дошкольного руководителя» №8 2020г.-« Организовать работу детского сада нужно по новым санитарным правилам».

3. Давыдова О.И. «Формируем предметно развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада»/Справочник старшего вроспитателя № 11, 2015 г.

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации / под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

6. Акимов Ю.А Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Стратегия межличностного взаимодействия с родителями ДОУ"

Установление позитивных  взаимоотношений с людьми зависит от того, что мы говорим, как мы себя держим и какова стратегия      межличностного взаимодействия. Автор рассказывает об о...

Консультация для педагогов "Игровые технологии,как форма взаимодействия педагога и детей "

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточн...

Консультация для педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО»

В материале рассмотрен вопрос организации образовательного процесса ДОО в форме образовательной ситуации....

Консультация для воспитателей в подготовительной группе «Формы взаимодействия с родителями»

Консультация для воспитателей в подготовительной группе «Формы взаимодействия с родителями»...

Консультация для педагогов "Подвижные игры как форма взаимодействия ДОУ с родителями"

Родителям необходима помощь в повышении ихкомпетентности о возрастном подходе при выборе подвижных игр, оразнообразии спортивных игр, в которые будут играть их дети дома и затемсо сверстниками. Именно...

Консультация для педагогов на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуальн...