ПРОГРАММА «Гроссмейстер»
рабочая программа

Людмила Сергеевна Савочкина

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grossmeyster_shashki_i_shahmaty.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

ПРИНЯТО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ:

решением педагогического совета                                         Директор МКОУ СОШ №16

Протокол №____ от___________                                            _______________/ В.А. Захаров

                                                                                     Приказ №_________

                                                                                                    «___»___________2019г.

ПРОГРАММА

«Гроссмейстер»

(часть ОПП, формируемая участниками образовательных отношений)

Образовательная область «Познание»

для детей старшего дошкольного возраста

Авторы-составители:

Савочкина Л.С.-воспитатель

                                                                              Омельченко О.Ю.-воспитатель

Болотное, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

БЛОК «ШАШКИ»

5

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.1.1.

Цель и задачи программы

6

1.1.2.

Принципы работы

7

1.2.

Планируемые результаты

8

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

10

2.2.

Формы и методы проведения занятий

10

2.3.

Календарно - тематическое планирование на 1 год

11

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

18

3.1.

Режим занятий

18

3.2.

Материально – техническое обеспечение программы

18

3.3.

Используемая литература

18

БЛОК «ШАХМАТЫ»

19

I.

ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

19

1.1.

Пояснительная записка

19

1.1.1.

Цель и задачи программы

19

1.1.2.

Принципы работы

23

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

24

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

25

2.1.

Формы и методы проведения занятий

25

2.2.

 Календарно – тематическое планирование

26

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

32

3.1.

Материально – техническое обеспечение программы

32

3.2.

Используемая литература

32

Приложение

        

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Им свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

Поэтому развивать умение играть в шашки и шахматы необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе игры в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного и шахматного искусства просто необходима развивающая программа организованной детской деятельности.

Программа «Гроссмейстер» предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игр.

Данная программа является частью, формируемой участниками образовательных отношений, и разработана в качестве дополнения содержания образовательной области «Познание» с учётом программ

Программа «Гроссмейстер» состоит из двух самостоятельных, не зависимых друг от друга блоков «Шашки» и «Шахматы».  Каждый блок реализуется в течение 1 года.

Срок реализации программы «Гроссмейстер» – 2 года. Рассчитана программа на детей старшего дошкольного возраста.

Нормативные документы, регламентирующие разработку программы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 - Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;  

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 29.05.2013 года № 28564 «Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13);

- Конвенция о правах ребёнка;

- Федерального требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106.

БЛОК «ШАШКИ»

«Шашечная игра – мать шахматной,

и достойная мать».

Эммануил Ласкер

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании – это творческая игра. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Но так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки  обусловлена поиском эффективных  методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

Данный блок программы «Шашки» предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Так же в рамках данной программы ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Обучение шашкам построенно на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

В творческом отношении систематические занятия должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

1.1.1. Цель и задачи программы

Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
  • обучение оцениванию своих и чужих поступков.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

  • воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма.

1.1.3. Принципы работы

Обучение игре в шашки осуществляется на основе общих методических принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шашками, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

1.2. Планируемые результаты

По окончании обучения дети должны знать:

  • шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске;
  • правила игры – выявляется путем опроса и игры с педагогом;
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с педагогом;
  • основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске;
  • правильно помещать доску между партнерами;
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • применять на практике правила игры;
  • следить за ходами противника, поправлять;
  • решать простейшие комбинации;
  • расставлять позиции с заданными условиями;
  • рассчитывать соотношение сил.

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практические задачи. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический мониторинг предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома. (Приложение 1

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Этапы реализации программы:

Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

  • На  подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
  • На втором основном этапе -  воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и  принимают участие в турнирах.
  • На заключительном этапе – воспитанники   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

2.2. Формы проведения занятий (определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала):

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

2.3. Календарно - тематическое планирование на 1 год

№ п.п.

Тема

Цель и содержание занятия

История игры в шашки.

Познакомить с историей возникновения игры.

Педагогический мониторинг

Выявить начальный уровень знаний детей об игре в шашки.

 «Королевство шашек»

Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

 Шашечная доска и шашки

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек.

 Шашечные дороги

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например, дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

Шашечные дороги

Познакомить с понятием горизонталь.  Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

Ходы и взятие

Повторение

Закрепление

Познакомить с понятиями: ходы шашек, Тихий ход, ударный ход, виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» (изготовление совместно с детьми шашек из бросового материала).

 Шашечные поля

Познакомить детей с тем, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4). Игра: «Самый меткий стрелок».  Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

Практика

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Диагональ

Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.

Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов.

Центр

Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками.         

Бортовые поля

Познакомить с понятием бортовые поля. Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала.

«Дамка»

Дамочные поля

Познакомить с понятием дамка. Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных   1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

 «Как ходят шашки»

Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками.

Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками.

Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

Упражнения на выполнение ходов. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске

Познакомить с правилом: если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.

Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Познакомить с правилом - простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным.  Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. Упражнения на выполнение ходов дамкой.

Правила поведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2: Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4: Если Вам требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.

 «Как справится с задачей?»

Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.

Викторина «Королевство шашек»

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Как начинать партию? Цели игры и определение результата партии

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Разные виды ничьей партии.

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Игра «Главная дорога». Чтение художественной литературы - Юровский Е.М.

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы»

Упражнения   на выполнение ходов. Игра «Уголки». Игра «Поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске.                 

 «Простые комбинации»

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.         

«Основы позиционной игры»

Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

 «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в

игре шашки»         

Практическое закрепление материала. Игра: «Самый    меткий    стрелок». Чтение   художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая        игра «Морской бой».                 

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

Знакомство с понятием связывание. Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.         

 «Шашечный турнир»

Практическое закрепление материала.

Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Шашечные окончания»        

Знакомство с понятием шашечные окончания. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

«Решение элементарных

комбинаций»        

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен»

Знакомство с понятием размен. Дидактическая игра «Игры на уничтожение».

«Шлагбаум»

Знакомство с понятием шлагбаум. Работа с диаграммами. Дидактические игры.

«Достижение выгодной

оппозиции»        

Познакомить с понятием выгодная оппозиция. Шашечный этюд. Основные позиции защиты. Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

Решение диаграмм

Работа с диаграммами. Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Педагогический мониторинг

Оценка степени освоения программы.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Режим занятий:

  • Общее количество часов в год – 36
  • Количество занятий в неделю – 1
  • Время занятия 25-30 мин.
  • Периодичность занятий – еженедельно.

3.2 Материально – техническое обеспечение программы:

  • методическая литература по шашкам;
  • дидактические игры для обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста;
  • наглядные пособия (тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • комплекты шашек и досок (7-8 комплектов).

3.3 Используемая литература

  1. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004.
  2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
  3. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  4. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  5. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Погрибной В.К., Юзюк В.Я.. Шашки для детей - Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  7. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  8. Internet  ресурсы, сайты.

БЛОК «ШАХМАТЫ»

Шахматы – это по форме игра, по содержанию –

искусство, а по трудности овладения – наука.

Шахматы могут доставить столько же радости,

сколько хорошая книга или музыка.

(Т. Петросян)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.

Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

1.1.1. Цель и задачи программы

Цель: формирование первичных умений игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.;

- познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами;

- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

 - обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

- учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

2. Развивающие:

- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

- формировать мотивацию к познанию и творчеству;

 - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

3. Воспитывающие:

 - воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

1.1.2.    Принципы работы в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов

Обучение игре:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны знать:

- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

 - название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

 - правильно располагать фигуры перед игрой;

- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- решать простые шахматные задачи.

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практические задачи. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический мониторинг предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома. (Приложение 2)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы и методы проведения занятий

Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок и т.д.

 Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального темпа обучения.

Ориентироваться в процессе обучения шахматам следует на детей, которые усваивают медленнее материал, такой подход позволяет, обучит всех детей. 

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.  

Основные формы и средства обучения:

  • Дидактические игры и задания;
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  • Практическая игра;
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры;
  • Шахматные турниры.

Ведущей формой является индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.

2.2. Календарно - тематическое планирование на 1 год

Месяц

Тема

Программные задачи

Сентябрь

1

История шахмат

Познакомить детей с шахматным королевством, постараться вызвать у них интерес к этой игре, рассказать о месте в мировой культуре.

2

Педагогический мониторинг

Выявить начальный уровень

умений и знаний детей.

3

Шахматная доска

Познакомить  с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться  на тетрадном листе.

4

Шахматная доска. Горизонтальная и вертикальная линии

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством. Формировать представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль».

Октябрь

1

Шахматная доска. Диагональ

Формировать представления детей о диагонали. Учить детей определять косые и прямые линии. Развивать внимание, логическое мышление, умение квалифицировать предметы. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

2

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

3

Начальное положение

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

4

Ладья

Познакомить с шахматной фигурой «ладья», показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, внимание, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Ноябрь

1

Слон

Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона  в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием  «Легкая и тяжелая фигуры».

2

Ладья против слона

Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику.

3

Ферзь

Познакомить с шахматной фигурой «ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура».

4

Ферзь против ладьи и слона

Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Декабрь

1

Конь

Познакомить с шахматной фигурой «конь», Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать  словарь. Показать позицию, в которой конь ставит «вилку».

2

Конь против ферзя, ладьи и слона

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

3

Пешка

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.  

4

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности.

Январь

1

Король

Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

2

Король против других фигур

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – король. Формировать представления  о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

3

Шах

Познакомить детей новым понятием  «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. 

4

Мат

Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. 

Февраль

1

Ничья. Пат

Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

2

Ценность фигур

Формирование у учащихся понимания игровой стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур.

3

Шахматно - математические задачи

Закрепить полученные знания о ценности фигур.

4

Шахматные часы. Правила поведения во время игры

Познакомить детей с правилами поведения во время игры.

Март

1

Шахматный этикет

Познакомить детей с шахматным этикетом.

2

Рокировка

Познакомить с понятием рокировка. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры короля на шахматной доске.

3

Шахматная партия

Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль»,  «ловушка», «детский мат», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек).

4

Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Апрель

1

Повторение: задания на шах, мат

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

2

Игра со всеми фигурами из начального положения

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

3

Шахматная нотация

Закрепление знаний детей о системе ходов в шахматной партии, осуществлять

запись шахматных позиций. Развивать шахматный кругозор.

4

Квест – викторина «Знатоки шахматной грамоты»

Закрепить названия шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; умение решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске.

Май

1

Решение шахматных задач

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

2

Повторение, закрепление

Закрепление полученных знаний.

3

Шахматный турнир

Прививать детям интерес к шахматам, воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

4

Педагогический мониторинг

Оценка степени освоения программы

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Режим занятий:

  • Общее количество часов в год – 36
  • Количество занятий в неделю – 1
  • Время занятия 25-30 мин.
  • Периодичность занятий – еженедельно.

3.2.   Материально – техническое обеспечение программы:

  • методическая литература по шахматам;
  •  дидактические игры для обучения игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста;
  •  наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  •  демонстрационная  магнитная доска с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные часы;
  •  обучающая интерактивная игра по шахматам  «Шахматы с динозаврами».

3.3.   Используемая литература

  • Барский В.Шахматная школа. Первый год обучения: Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: ВАКО, 2017.
  •  Барский В.Шахматная школа. Первый год обучения: Рабочая тетрадь. – М.: ВАКО, 2018.
  • Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей: книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: АСТ, 2018.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Чеваннес С. Шахматы для детей. – М.: Эксмо, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

проект "Гроссмейстер Карпов"

Знакомство детей с шахматным гроссмейстером, нашим земляком - Анатолием Карповым при помощи презентации....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Юный гроссмейстер»

Программа направлена на решение ряда задач образовательной области «Познавательное развитие» (расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности дошкольника, формирование умений о...