Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
рабочая программа (подготовительная группа)

Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lego.docx876.19 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

  • Актуальность
  • Направление программы
  • Цель и задачи курса
  • Структура занятия
  • Основные методы и приемы работы

1.2. Принципы LEGO-конструирования

1.3. Формы организации обучения дошкольников конструированию

1.4. Ожидаемые результаты

II. Организационный раздел

2.1. Основные формы занятия

2.2. Перспективное планирование в подготовительной группе

III. Список используемой литературы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что в современном мире технический прогресс шагнул далеко вперёд. Достижения в области электроники позволили создать миниатюрные и многофункциональные устройства, которые призваны помогать человеку в решении повседневных задач или служить средством проведения досуга или отдыха. Для работы этих устройств были разработаны специальные чипы: процессоры, микроконтроллеры. Микроконтроллер является основной деталью, он управляет устройством, следуя по шагам, написанным в программе. Для связи с другими цифровыми или аналоговыми устройствами были разработаны интерфейсы и протоколы, но всё это хорошо скрыто от глаз обычного пользователя за яркими приложениями и удобными кнопками.

Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Данная программа направлена:

- помощь детям в индивидуальном развитии;

- мотивацию к познанию и творчеству:

- к стимулированию творческой активности;

- развитию способностей к самообразованию;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

Цель программы:

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей  старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo 2.0

Задачи программы:

  1. Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста  к робототехнике.
  2. Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских  задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO  WeDо 2.0.
  3. Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
  4. Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.

Структура занятия:

-организационный момент (приветствие);

-показ презентации о роботе, схемы по сборке;

-тематическая беседа;

-пальчиковая гимнастика;

-конструирование робота;

-рефлексия.

Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

-наглядные (демонстрация),

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

-практические (конструирование),

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приёмы работы: 

-беседа,

-ролевая игра,

-познавательная игра,

-задание по образцу (с использованием инструкции),

-творческое задание,

- работа со схемами,

- проект.

1.2. Принципы LEGO-конструирования 

Основные принципы по Лего-конструированию:

 - от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

 - активности и созидательности

- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

1.3. Формы организации обучения дошкольников конструированию 

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

1.4. Ожидаемые результаты:

- формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое; Социальное развитие, Окружающий мир и экология.

- формирование умения работать по предложенным инструкциям;

- формирование умения творчески подходить к решению задачи;

- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;

- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

- конкурс детских построек на базе детского сада

- совместная проектная деятельность детей и родителей

- совместная проектная деятельность детей и воспитателей

II. Организационный раздел

Перспективный план совместной образовательной деятельности / дошкольный возраст 6-7 лет/

Первое полугодие:  

  • Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
  • Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно.  
  • Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей.
  • Продолжать знакомить с новыми деталями.
  • Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
  • Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

 Второе полугодие:  

  • Учить работать с мелкими деталями  
  • Создавать более сложные постройки  
  • Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки  
  • Учить рассказывать о постройке других воспитанников
  • Самостоятельно распределять обязанности  
  • Учить помогать товарищам в трудную минуту  
  • Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец  
  • Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями  
  • Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.  
  • Развивать творческую активность.
  • Навыки межличностного общения и коллективного творчества.
  • Способности к анализу и планированию деятельности.  
  • Интерес к лего-конструктору.

Примерное распределение занятий на год:  

  • Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (19)  Конструирование по условиям (4)
  • Конструирование по замыслу (8)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 10 -14 детей).

2.1. Основные формы занятий:  

  • Моделирование по схеме, замыслу, образцу  
  • Работа над проектами (второе полугодие)

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:  

  • Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта.
  • Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях.  
  • Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

2.2. Перспективное планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Цели и задачи

Октябрь

1. Правила техники безопасности при работе с конструктором.

Научить детей правильно использовать детали конструктора.

2. LEGO-игра детей или знакомство с набором LEGO WEDO 

В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора LEGO WeDo .

3. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета.

Знакомство детей с конструктором LEGO WeDo, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

4. Исследователи кирпичиков

Продолжение знакомства детей с конструктором LEGO WeDo с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию воспитателя. Развитие графических навыков.

Ноябрь

1.Знакомство с программным обеспечением LEGO® Education WeDo™

Изучение перечня терминов при программном обеспечении LEGO® Education WeDo™

2.Закрепление темы программного обеспечения LEGO® Education WeDo™

Закрепить знания перечня терминов при программном обеспечении LEGO® Education WeDo™

3.Знакомство со звуками программного обеспечения LEGO® Education WeDo™

Закрепление предыдущего материала. Изучение звуков программного обеспечения LEGO® Education WeDo™

4. Знакомство с фонами экрана в программном обеспечении LEGO® Education WeDo™

Изучение фонов экрана в программном обеспечении. Закрепление предыдущего материала.

Декабрь

1. Первые шаги: Знакомство с основными приемами сборки и программирования.

Изучение передач и использование в программировании поставленной задачи.

2. Знакомство с мотором и осью.

Изучение мотора и оси в программировании поставленной задачи.

3. Знакомство: Зубчатые колеса. Промежуточное колесо.

Изучение и использование зубчатых колес и промежуточного колеса. Составление программы с использованием этих частей, их действие.

4. Понижающая зубчатая передача.

Изучение понижающей и повышающей зубчатой передачи

Январь

1. Повторение и закрепление предыдущего материала. Знакомство с датчиком наклона.

Вспомнить и составить программы по изученным темам. Изучение датчика наклона и его использование в поставленной задаче.

февраль

2. Первые шаги: Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача

Изучение и использование в программе шкивов и ремней, перекрестной и ременной передачи

1. Снижение скорости. Увеличение скорости

 Изучение в программе снижение скорости и увеличение скорости, их использование в поставленной задаче.

2. Знакомство с датчиком расстояния. Коронное зубчатое колесо.

Построение модели с использованием датчика расстояния. Использования коронного зубчатого колеса, его действия в использовании.

3. Червячная зубчатая передача.

Знакомство с червячной зубчатой передачей.

4. Раздел: Кулачок. Рычаг.

Изучение действий кулачка при изменении мощности мотора. Изучение рычага, как простейший механизм при составлении программы.

Март

1. Знакомство с блоком «Цикл». Блок «Прибавить к Экрану»

Использование блока «Цикл» в составлении программы. Понять изменения действий при его использовании. Изучить изменения при использовании блока «Прибавить к экрану»

2. Блок «Вычесть из Экрана». Блок «Начать при получении письма»

Изучение действий при использовании в программе блоков «Вычесть из экрана»«Начать при получении письма»

3.Первые шаги: Знакомство с маркировкой мотора.

Изучение последовательности подключений моторов, их действия и использование в программе.

4. Повторение изученного блока.

Закрепление изученного пройденного материала.

апрель

1. Знакомство с саванной.

Освоение схемы построения внешнего вида животных, обитающих в саванне.

2. Создание модели животного из конструктора LEGO WEDO по замыслу детей и на примере модели льва.

Научить детей создавать модель животного на примере модели льва.

3. Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.

Научить детей моделировать фигуры животных с опорой на рисунки.

4. Создание моделей любимого животного.

Самостоятельная работа по созданию любимого животного.

май

1. Проектирование в робототехнике

Научить детей составлять детские проекты.

2. Итоговое занятие.

Демонстрация детского проекта с замыслом детей

III. Используемая литература:

1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО»

2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.

3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

4. Шмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.

Программное обеспечение LEGO WeDо Education.

Интернет –ресурсы:

http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15

/ http://insiderobot.blogspot.ru/

https://sites.google.com/site/nxtwallet/

http://www.elrob.org/elrob-2011

http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69

http://www.robo-sport.ru/

http://www.railab.ru/

http://roboforum.ru/

http://www.robocup2010.org/index.php

http://myrobot.ru/index.php

http://www.aburobocon2011.com/

http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true

http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c

Оборудование:

- LEGO WеDо 2.0

- LEGO DUPLO

- набор карточек и схем для каждого вида конструктора

- ноутбук (планшет)

- строительные наборы и конструкторы

- игрушки (машинки, животные и т. д.) для обыгрывания конструкций.

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «РОБОТОТЕХНИКА». Это пособие разработано в помощь педагогу.  Расчитан на 1 год обучения. Данная программ...

Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»

   Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO конструирования, развить...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....