Рабочая программа к ДООП "Шашки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Рабочая программа к ДООП "Шашки", старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа к ДООП "Шашки"43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

             СОГЛАСОВАНО:

              Заведующий    МБДОУ

       ______________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Шашки»

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: стартовый.

Возраст обучающихся: дети 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год.

                       Составитель:

Зарбашева Светлана Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

социально-гуманитарная

Уровень сложности программы

стартовый

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов).

Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем)

нет

нет

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием:

  • количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе;
  • количества учебных часов согласно расписанию;
  • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы

36 часов

36 часов

нет

Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности дошкольника в процессе обучения игре в шашки.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Предметные задачи:

- обучить основам шашечной игры;

-  научить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- обучить общим принципам разыгрывания партий.

Межпредметные задачи: 

- способствовать развитию логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.

-формировать навыки самоконтроля, самооценки в разных видах деятельности.

 Личностные задачи:

- способствовать проявлению у детей положительных качества личности;

- способствовать участию детей в шашечных турнирах, мероприятиях разного уровня и занимать призовые места.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)

Количество академических часов в неделю

1(длительностью 25-30 минут).

В месяц 4 занятия.

Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой)

Так дети дошкольного возраста, обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание. Обеспечивается участие ребѐнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.  

Планируемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации

Форма проведения промежуточной аттестации открытое занятие для родителей, форма итогового контроля предусматривает проведение итогового занятия, в мае (диагностика) результаты фиксируются в таблице на каждого ребёнка и пишется аналитическая справка.

Результаты:

  Предметные:

-  дети овладели основами шашечной игры;

-  знают простые комбинации, теорию и практику шашечной игры, общие принципы разыгрывания партий.

Межпредметные: 

- у детей  развито  логическое мышление, смекалка, наблюдательность, внимание, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.

- -у детей сформированы навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, они самостоятельно выбирают приёмы и тактику в процессе игры.

 Личностные:

-  дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца).

 -дети активно принимают участие в шашечных турнирах, мероприятиях разного уровня и занимают призовые места.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шашки»

1 МОДУЛЬ

«Введение в «королевство» шашек» (8 часов)

Цель: Ознакомление детей с жителями шашечной страны.

Задачи: Познакомить  детей с  общими понятиями: шашечная доска и шашки, вертикаль и горизонталь, расстановка и ход шашек.

Фиксация результатов: анализ выполнения детьми заданий, отзывы родителей,  наблюдение, журнал посещаемости.

№ п/п

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Знакомство с шашками (4 часа)

  1. 1

11

1

сентябрь

7

15.40-16.05

Занятие-экскурс.

1

«По дороге знаний»

Изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

14

15.40-16.05

Занятие

презентация

1

Сказка начинается «Королевство шашек».

Изостудия

Наблюдение, опрос

Журнал посещаемости

21

15.40-16.05

Занятие-путешествие

1

Путешествие  по сказочному королевству

изостудия

Наблюдение

журнал посещаемости.

28

15.40-16.05

Занятия путешествие

1

Путешествие продолжается

изостудия

Наблюдение

журнал посещаемости.

РАЗДЕЛ 2. Шашечные дороги (4 часа)

22

октябрь

5

15.40-16.05

Занятие-игра

1

«Волшебные ниточки сказочного королевства»

изостудия

Наблюдение. Журнал посещаемости

12

15.40-16.05

Занятие - игра

1

«Задания умной совы»

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

19

15.40-16.05

Занятие

1

Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки»

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

26

15.40-16.05

Занятие-практикум

1

«Королевство шашек»

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

2 МОДУЛЬ

«Основы шашечной игры»  (28 часов)

Цель: формирование у детей основ шашечной игры.

Задачи:  Познакомить детей с основными понятиями шашечной игры: диагональ, фланг, бортовые и дамочные поля. Научить основным приемам и простым комбинациям в шашечной игре. Познакомить с правильным передвижением шашек. Учить соблюдать правила при игре в шашки.

Фиксация результатов: аналитическая справка, дипломы, шашечные турниры, соревнования, наблюдения, журнал посещаемости.

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

РАЗДЕЛ 1.  Шашечные поля (3 часа)

Ноябрь

22

15.40-16.05

Занятие-путешествие

1

Путешествие в мир открытий

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

99,16

15.40-16.05

Занятие практикум

2

В гостях у знатока шашек – Зайки

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

РАЗДЕЛ 2. Там на невиданных дорожках (2 часа)

Ноябрь

224, 30

15.40-16.05

Занятие игра

2

Диагональ

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

РАЗДЕЛ 3. Лесная школа умного зайца (16 часов)

3

5

Декабрь

1

7,

14,

15.40-16.05

Занятие-практикум

  2

Основы шашечной игры: сила флангов

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

Декабрь

2 21,

228

15.40-16.05

Занятие-практикум

2

Центр

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

Январь

111

118

15.40-16.05

Занятие-практикум

3 2

Бортовые поля

Изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

Январь

Февраль

225

11      

1

15.40-16.05

Занятие-практикум

1  2                

Дамочные поля

Изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

Февраль

88,15

15.40-16.05

Занятие-практикум

22

«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

Изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

222

15.40-16.05

Занятие-практикум

11

Основные правила шашечной игры

Наблюдение

Журнал посещаемости

7

Март

4

11, 15

15.40-16.05

Занятие -практикум 

анализ партий

2

Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

изостудия

Журнал посещаемости Наблюдение

122

15.40-16.05

Занятие -практикум 

анализ партий

1

Основные приёмы борьбы на шашечной доске

изостудия

Журнал посещаемости Наблюдение

229

15.40-16.05

Занятие -практикум

1

Основы шашечной игры: как пройти в дамки

изостудия

Журнал посещаемости Наблюдение

Апрель

5

15.40-16.05

Занятие практикум

анализ партий

1

Основы шашечной игры: как пройти в дамки

изостудия

Журнал посещаемости Наблюдение

РАЗДЕЛ 4. Шашечные игры (7 часов)

8

Апрель

12

15.40-16.05

Занятие -практикум

1

«Этикет игрока»

Наблюдение

Журнал посещаемости

19

15.40-16.05

Занятие -практикум

1

«Как справится с задачей?»

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

26

15.40-16.05

Занятие -игра

1

«Веселый бой»

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

9

Май

4

15.40-16.05

Занятие -викторина

1

Викторина «Королевство шашек»

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

111

15.40-16.10

Занятие -игра

1

«Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ»

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

117

15.40-16.10

Занятие -турнир

1

«Лесной турнир»

изостудия

Итоговое занятие

224

15.40-16.10

Занятие -соревнование

1

«Шашечные игры»

изостудия

Итоговое занятие

ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

(перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений; репертуарные планы)

№ п/п

Наименование элементов перечня

1

Занятие-практикум        по 1  модулю «Введение в «королевство» шашек»          по теме  «Королевство шашек»

2

Занятие - турнир                по 2 модулю «Основы шашечной игры»   по теме  «Шашечные игры»


Список литературы.

1. Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с.

2. Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске – Л.: Ленинздат, 1969, -

128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.

4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Росто н/Д: Феникс, 2007, - 160 с.

5.        Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.

6.        Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

7.        Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

8.https://razvitie vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html

9. https://o-krohe.ru/kak-nauchit/shashki/

10. https://www.youtube.com/watch?v=zby30EWqa1o


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...