Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями
статья

Курочкина Татьяна Александровна

Что такое кинезиология. Для чего нужны данные упражнения. Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений. Примеры упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.

Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Значение кинезиологических упражнений: укрепление физического здоровья; улучшение памяти, внимания; развитие речи и пространственных представлений; снижение утомляемости и повышение способностей; развитие межполушарного взаимодействия.

Специально подобранные кинезиологические игры и упражнения, позволяют успешно решить проблему по формированию моторных навыков, поскольку период от 3 до 8 лет является благоприятным для развития межполушарного взаимодействия.

Прежде чем приступить к упражнениям, необходимо детям показать, где правая сторона, а где левая.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений:  точное выполнение движений и приёмов;  работа как левой, так и правой рукой поочерёдно, согласованная работа обеих рук одновременно; длительность одного упражнения - не более 1 мин.; продолжительность занятий до 15 минут в день; заниматься необходимо ежедневно.

Кинезиологические игры проводятся ежедневно в режимных моментах и в рамках образовательной деятельности, в доброжелательной для детей обстановке. Необходимо добиваться точного выполнения техники движений и приемов. Упражнения могут проводиться в положениях стоя, сидя, лежа. Упражнения выполняются в достаточно медленном, комфортном для детей темпе, повторяются 3-5 раз, сначала одной рукой, потом другой затем - двумя. Задача педагога - давать указания чётко, доброжелательно и спокойно. Обязательно слежу за техникой выполнения упражнений. Все упражнения выполняю совместно с детьми, постепенно увеличивая сложность и длительность упражнений.

Занятия состоят из серии несложных упражнений или одной усложненной кинезиологической игры. Так, например, игра «Клад» основывается на алгоритме действий: в игровые группы педагог прячет игрушку. Детям предлагается найти предмет, ориентируясь на команды, которые заключаются в координации движений: (выполнить 3 шага вперед, а затем 2 – вправо и т.д.). Следующая игра основывается на необходимости сбора одной рукой 12 карандашей, разложенных на столе, доставая их по одному. После ребенок должен также по одному карандаши выложить назад.  В следующей игре ребенку предлагается представить себя снеговиком, которого только слепили. Слепленный снеговик устойчиво стоит, но, когда приходит весна, он начинает медленно таять. Сначала опускаются голова и шея, затем руки, тело расслабляется. К концу игры ребенок изображает лужицу воды от снеговика.

Для развития мелкой моторики использую задания, основанные на проведении пальчиковой гимнастики. Например, упражнения «Колечко»: детям предлагается поочередно перебирать пальцы рук, которые образуют замкнутый круг. Для выполнения упражнения большой палец последовательно соединяется с каждым другим. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, потом обеими одновременно.

Так же использую зеркальное рисование. Перед ребенком кладется лист бумаги. В обе руки ребенок берет по карандашу. Затем предлагается синхронно в зеркальной проекции нарисовать двумя руками символы, знаки, буквы. Можно усложнить задание: одной рукой ребенок ощупывает предмет, а второй рисует его в воздухе или на бумаге.

Отличительной особенностью данных упражнений является то, что эти комплексы не требуют специального оборудования и могут выполняться в любое время, они интересны и доступны для разных возрастных категорий.

Кинезиологические игры и упражнения помогают детям «включать» и интегрировать различные отделы мозга, снимать мышечные зажимы, развивают произвольность движений и самоконтроль, способность к переключению с одного движения на другое, пространственную ориентацию. Систематическое использование кинезиологических упражнений способствует развитию межполушарного взаимодействия, активизации различных зон мозга, созданию новых нейронных связей, улучшению мозгового кровообращения, развитию высших психических функций у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызы...

Материалы для родителей. Упражнения для развития межполушарных взаимодействий у дошкольников.

Упражнения для развития межполушарных взаимодействий у дошкольников....

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

            Межполушарное взаимодействие можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих ...

«Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников» доклад

доклад на тему «Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников»...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника , вызывают стойкий интерес у ребенка, акти...