"Если ваш ребёнок - левша"
статья (подготовительная группа)

Филиппова Эльвира Борисовна

Когда в семье появляется ребёнок, мамы и папы не задумывается о том, правша он или левша. И действительно, ведь в младенчестве здоровые дети растут и развиваются одинаково, ничем не отличаясь друг от друга. Но постепенно с взрослением малыша родители начинают понимать, что их ребенок не совсем такой, как все дети – они замечают, что их малыш – левша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_esli_vash_rebenok_-_levsha.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их

становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их

специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.

Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей

предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу.

Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем

известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая

рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга

происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а

правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является

левая рука. Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален.

Просто он отличается от большинства своих сверстников.

Кстати, внимательные родители могут заметить леворукость своего

ребенка еще в младенческом возрасте. Такой малыш обычно правую руку

прижимает к туловищу, а левую вытягивает вперед. Если ребенок, лежа на

спине, непроизвольно наклоняет голову в левую сторону, скорее всего он –

левша.

Но так бывает не всегда. До четырех — пяти лет ребенок за завтраком

пьет чай, держит чашку в правой руке, правой рукой он держит и ложку.

Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками

берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую,

иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.

До этого возраста ребенок как бы пробует, какой рукой ему удобно

выполнять подобные манипуляции. Это совершенно нормально. Конечно,

родители и воспитатели стараются научить малыша держать ложку правой

рукой. Но не стоит настаивать, если это не получается. Пусть действует той

рукой, которой ему удобно.

Еще двадцать лет назад левшей в раннем детстве переучивали.

Принимали активные меры: уговаривали, били линейкой, бывало даже

привязывали левую руку к туловищу.

Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям.

Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может

снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли,

постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции:

нервные тики, энурез, страхи, заикание.

Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного

мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы,

чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов,

артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически

рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро

перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них

интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой,

жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире,

используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры.

Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша.

Таблицу химических элементов он увидел во сне.

Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают

определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям

обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь

таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.

У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого

развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно

известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук.

Левша

Некоторые родители хватаются за голову, считая леворукость чуть ли не приговором на всю жизнь. Но такая реакция взрослых связана, как правило, с незнанием, кто такие левши, в чем их особенности и так ли это плохо на самом деле. Особое отличие левшей от правшей в том, что у левшей доминантным является правое полушарие головы. Правое полушарие отвечает за восприятие выразительности звуков образную память, образное мышление, его еще называют «художественным». Поэтому совсем не удивительно, что среди людей творческих профессий – актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов более – 20% леворуких. Если вы заметили, что ваш ребёнок – левша, то не стоит паниковать и расстраиваться. Во многом леворукость – это не наказание, а подарок судьбы, главное знать природу этого явления, особенности воспитания, развития и обучения леворуких детей, не превращать это в комплекс и тогда ваш малыш-левша будет счастливым и умным ребенком! Если раньше левшей было не так уж и много это связано по большому счету с тем, что всех леворуких детей жестко переучивали.

Когда можно заметить, что ребенок – левша?

Специалисты считают, что доминантность той или иной руки полностью сформирована лишь к четырем-пяти годам. В два-три года большинство детей одинаково «управляются» как левой, так и правой рукой. Они в таком возрасте могут держать ложку, карандаш то в правой, то в левой руке – все зависит от его настроения и желания в конкретный момент. Если вы замечаете, что ваш малыш может работать и одной, и другой рукой, то это означает, что в головном мозге еще не сформировалась доминантность одного из полушарий. Но с уверенностью можно сказать, что в пять лет родители уже должны четко знать, левша или правша их ребенок, потому что с этого возраста начинается подготовка к школе, которая включает в себя развитие мелкой моторики – пальчиков, и право- и леворукость играют в этом далеко не самую последнюю роль. Когда ваш ребенок придет в первый класс, и учитель не будет знать, какая рука у ребенка ведущая, то это может привести к серьезным проблемам с письмом и вообще с обучением в целом.

Как определить, ребенок – левша или правша? 

Воспользуйтесь некоторыми простыми упражнениями.

Когда ваш кроха еще совсем маленький, то самый лучший способ для определения право- или леворукости – это наблюдение. Когда ваш малыш кушает, рисует, играет и так далее, смотрите, какой рукой он выполняет эти действия. Когда ваш ребенок станет немного постарше, то с ним можно выполнить несколько заданий в игровой форме, которые и позволят окончательно определить доминирующую руку у малыша:

1. Игра в мяч. Мяч можно заменить мягкой игрушкой или другим легким предметом.

2. Возьмите два шнурка средней толщины и не туго их завяжите. Попросите малыша, чтобы он их развязал.

3. Возьмите несколько спичечных коробков, уберите из них спички и в каждый коробок положите по разному предмету: монетку, бусинку, конфетку и другие. Называйте малышу предмет, который он должен найти, открывая каждую коробочку.

4. Возьмите небольшую бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой и попросите малыша ее открыть. Крышка должна быть закручена лишь слегка, чтобы малыш не прикладывал усилия при открывании.

5. Постройте дом из брусков конструктора.

6. Попросите малыша вам помочь вытереть со стола пыль влажной тряпочкой.

7. Попросите малыша собрать разбросанные игрушки и другие вещи.

8. Возьмите несколько пустых коробков от спичек и спрячьте мелкий предмет в один из них. Попросите ребенка открыть коробочки и найти спрятанное сокровище. Пока малыш увлечен поисками клада, понаблюдайте: какая рука более активно задействована в процессе (берет, открывает, закрывает коробочки).

9. На длинном шнурке завяжите несколько не тугих узелков и попросите ребенка развязать узелки. Основной будет рука, которая развязывает, а не держит узел.

10.  Рассыпьте по столу пуговицы. Попросите сложить пуговицы в баночку по одной. Если ребенок собирает пуговицы, то одной, то другой рукой, посчитайте: какая рука собрала более количество пуговичек.

11. Прямо перед ребенком положите небольшой мячик. Пусть ребенок бросит мячик вам. Какой рукой он это сделал?

12. На листе бумаги ребенок должен нарисовать домик сначала левой, а затем правой рукой. Какой получился красивее?

13. Какой рукой ребенок будет застегивать пуговицы на своей одежде?

14. Поиграйте в лото. Какой рукой ребенок будет раскладывать карточки – та и ведущая. Вспомогательная рука только придерживает основную карточку.

15. В детском конструкторе нужно закрутить и открутить гайки. Какая рука держит гаечный ключ?

16.  Из счетных палочек нужно построить домик. Какой рукой это делает ребенок: левой или правой?

17. В неглубокую баночку насыпьте фасоль, горох или бусинки. Задание для ребенка: достать ложкой и переложить в другую емкость все содержимое баночки. Задание проводится для обеих рук. Какой быстрее и легче справится ребенок – та рука основная.

Необходимо ли переучивать ребенка-левшу?

Ни в коем случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для ребёнка могут быть очень печальными! Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга. При переучивании психика ребёнка становится все более неустойчивой, и чем настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет становиться ребенок. Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи и мыслительных процессов. Таким образом, на вопрос, переучивать ребенка-левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание ложки, ручки и других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий головного мозга.

Врачи

Врачи не рекомендуют переучивать детей-левшей писать правой рукой, чтобы избежать развития у ребенка психологических травм, вместо этого у левши нужно развивать творческие и экстрасенсорные способности и интуицию, склонность к которым дана таким детям самой природой, считают эксперты.

Как сообщает РИА "Новости", движение левшей началось в 1980 году с митингов в США в защиту уволенного полицейского Франклина Уинборна. Уинборн, согласно уставу, должен был носить кобуру справа, а ему, левше, было удобнее слева, так и цеплял.

Следом прошла кампания в поддержку левши Роберта Грина. Работая на почте, Грин сортировал конверты левой рукой, а начальник потребовал, чтобы подчиненный выполнял свою работу правой. Обиженный сотрудник был вынужден обратиться в суд.

Всемирный день левшей был установлен в 1992 году и впервые отмечался 13 августа по инициативе Британского клуба левшей. День левшей призван привлечь внимание общества к проблеме переучивания детей-левшей к письму правой рукой и производителей бытовых товаров, дизайнеров к необходимости учитывать удобства левшей. 13 августа общественные организации леворуких устраивают разнообразные соревнования, где участникам не разрешается использовать правую руку.

Руководитель психиатрической группы НИИ нейрохирургии имени Бурденко Сергей Ураков сообщил, что, по различным данным, среди населения встречается 7-17% левшей. Ураков пояснил, что главное отличие левшей от правшей в том, что в повседневной жизни у них больше задействовано правое полушарие головного мозга.

Левое полушарие головного мозга "отвечает" за речь, а правое - за образное, зрительно-пространственное, чувственное восприятие, интуицию. "У правшей доминантно левое, у левшей - правое полушарие. Отсюда и вытекает, что среди левшей много людей творческих профессий", - сказал врач. По его словам, достаточно много левшей среди экстрасенсов.

Левшам легко дается зеркальное письмо, чтение слов в обратном порядке. Кроме того, у леворуких людей развито чувственное восприятие мира, лучше интуиция, бывают феномены предвосхищения событий, вещие сны.

Ураков отметил, что переучивать леворуких детей ни в коем случае не стоит. "Правым" воспитанием можно лишь скрыть некоторые признаки левшества, но основные бытовые движения человек все равно будет выполнять левой рукой. "Переучивание левшей может привести к различным нарушениям: невроз, заикание, тики, задержка развития, весь окружающий мир и так создан для праворуких, что для них уже некомфортно, а тут еще писать неудобной рукой", - считает врач.

Левшам часто приходится сталкиваться с несправедливостью "праворукого" мира в повседневной жизни. Левши вынуждены жить наоборот. Поэтому специально для левшей некоторые фирмы разрабатывают вещи-перевертыши. Наибольшей популярность в специализированных Интернет-магазинах пользуются ручки,

карандаши и фломастеры для левшей треугольной формы. В ножницах для левшей лезвия перевернуты в зеркальном отображении к обычным.

Если ваш ребенок – левша, то вы просто обязаны знать психологические и другие особенности таких детей. Это позволит вам правильно его воспитать, не привив своему малышу комплекс «леворучки». История знает огромное количество гениальных людей, которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей особенности, создали свои вечные шедевры. Левшами были Ньютон и Эйнштейн, Бах и Бетховен, Пикассо и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Маяковский, Македонский, Бонапарт и Юлий Цезарь, Авраам Линкольн и Чарли Чаплин, Мерилин Монро и многие, многие другие.

Особенности обучения левши

Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно учитывать при их обучении и воспитании. Если вы уже точно знаете, что ваш малыш-левша, то как можно раньше нужно начинать развивать левую руку. Например, в этом поможет такое упражнение - пусть ребёнок положит ладонь на стол и по очереди отрывает от поверхности стола каждый пальчик, но сама ладонь при этом должна быть неподвижной. Так как у леворуких детей преобладает образное мышление, то это нужно использовать при обучении. Например, обучая буквам, их можно с чем-то сравнивать: букву «Ф» - с очками, «А» - с домиком и так далее. Ассоциации можно подбирать и к цифрам. Необходимо знать, что левши часто пишут буквы зеркально. Научить понимать, какая буква написана правильно, а какая зеркально, поможет простое упражнение: напишите в ряд, например, букву «В», но одну букву напишите зеркально, пусть ребенок ее найдет. То же самое можно проделать со всеми буквами.

Обратите внимание, что при письме свет должен падать не слева, как у правшей, а справа. Если ваш ребенок-левша пишет буквы вертикально или с наклоном влево, то не стоит его за это ругать, просто ему так гораздо удобнее.

Советы родителям ребенка-левши

- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже норма.

- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.

- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

- Необходимо создать ребенку определенные условия не только дома, но и в школе: выделить ему место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны.

- Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.

- Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.

- Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам.

- Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.

- Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам.

- Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.

- Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так.

Родители, у которых леворукие дети, всегда должны помнить, что леворукость - это вариант нормы. Ребёнку-левше требуется особенное внимание не по той причине, что у него главной является левая рука, а потому, что каждый ребёнок особенный и в своём роде уникальный.

Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ваш ребёнок - левша

Консультация для родителей леворуких детей. Методы определения ведущей руки....

"Если ваш ребёнок левша..."

Особенности обучения и воспитания "леворуких" детей....

Консультация для родителей "Если ваш ребёнок левша"

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание....

Если Ваш ребёнок левша!

Консультация для родителей как быть если родился ребенок ЛЕВША...

Если ваш ребёнок – левша

Консультация для родителей....