КОП "Занимательное экспериментирование"
картотека (средняя группа)

краткосрочный образовательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экспериментирование24.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОП «Занимательное экспериментирование»

для средней группы

Характеристика КОПа: Проведение экспериментов

Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов деятельности, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Дети научатся соблюдать правила проведения экспериментов, правила поведения во время экспериментирования.

Задачи: 

  1. Познакомить со свойства бумаги, исследовать свойства бумаги
  2. Познакомить со свойствами стекла.
  3. Развивать умение сравнивать свойства разных материалов
  4. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Предполагаемый результат:

У детей сформированы представления о свойствах бумаги и стекла,  навыки проведения экспериментов.

Количество занятий: 4 (по 20мин)

Перспективный план

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Результат

1«Загадочная бумага»

Познакомить со свойства бумаги, исследовать свойства бумаги

-бумажная салфетка, тетрадный лист.

-ткань, бумага, целлофановый пакет

-бумага, растительное масло, ватная палочка.

-на столе лист бумаги, кисточка, простой карандаш, монетка

-бумага, три кубика.

-кусок пластилина, полоска альбомного листа, салфетка, картон, газета.

Дети узнают какими свойствами обладает бумага. Проведут самостоятельно (с помощью воспитателя) опыты.

2«Волшебное стекло»

Познакомить со свойствами стекла.

Развивать умение сравнивать свойства разных материалов

-стёклышко для показа,

-деревянные бруски, молоточек,

-предметы из стекла (лампочка, очки, часы или картинки),

- настольная  лампа.

Дети узнают какими свойствами обладает стекло. Проведут самостоятельно (с помощью воспитателя) опыты.

«Загадочная бумага»

Сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго. А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

Опыт №1. «Что быстрее намокает?»

Задача: актуализировать у детей знания и представления о бумаге, ее свойствах.

Оборудование: бумажная салфетка, тетрадный лист.

Описание опыта: возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ). Салфетка намокла быстрее, а потом и тетрадный лист, значит, мягкая бумага намокает быстрее, чем гладкая.

 Опыт № 2 «Рвется ли бумага?»

Задача: показать свойства бумаги.

Оборудование: бумага, целлофановый пакет.

Ход: попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу и нам это удалось. (показ). Значит, бумага хорошо рвётся.

 Опыт № 3 «Сравнить, что лучше мнется»

Задача: продолжать знакомить со свойствами бумаги: как бумага мнется

Оборудование: ткань, бумага, целлофановый пакет

Ход: попробуйте смять рукой кусочек ткани, целлофан и кусочек бумаги. Ткань

распрямилась, целлофан тоже, а бумага так и осталась мятой (показ). Значит, она хорошо мнётся.

Опыт № 4 «Остается ли на бумаге след?»

Задача: выяснить, остаются ли на бумаге следы

Оборудование: бумага, растительное масло, ватная палочка.

Ход: возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ). Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.  

 Опыт № 5 «Исследование свойства бумаги на вдавливаемость»

Задача: выяснить, как бумага вдавливается

Оборудование: на столе лист бумаги, кисточка,  простой карандаш, монетка.

Ход: возьми кисточку и проведи обратным концом кисточки по бумаге и попробуй заштриховать, что получилось?

Ребенок: Продавленные линии не закрасились!

Воспитатель: Теперь проведи мягкой кисточкой по бумаге и заштрихуй! Что получилось?

Ребенок: Полосок не осталось!

Воспитатель: Положи монетку под лист бумаги и тоже заштрихуй это место карандашом, что получилось?

Ребенок: Появилась монетка!

Воспитатель: Как ты думаешь, почему так получилось? Бумага имеет свойство вдавливаться.

Опыт № 6 «Исследование бумаги на прочность»

Задача: продолжать исследовать свойства бумаги

Оборудование: бумага, три кубика.

Ход: берем два кубика и строим мост. Ребенок строит «мост». Положим на мост третий кубик, что получилось?

Ребенок: Мост прогнулся.

А теперь возьми другой лист бумаги и сделай из него гармошку и снова построй мост из этой бумаги, проверь, выдержит ли кубик такой мост?

Ребенок: Выдержал! Значит бумага гармошкой крепче, прочнее.

 Опыт № 7 «Какой бумагой можно порезать пластилин?»

Задача: вовлекать детей в исследовательскую деятельность свойств бумаги

Оборудование: кусок пластилина, полоска альбомного листа, салфетка, картон, газета.

Ход: возьмем кусок пластилина и скатаем колбаску, возьмем полоску альбомного листа и краем сделаем надрез на колбаске, теперь салфеткой, газетой, полоской картона 

Какой бумагой можно порезать пластилин?

Ребенок: картоном и немного альбомным листом!

Воспитатель: почему?

Вывод: салфетка мягкая и газета тоже, а картон твердый и альбомный лист немного твердый.

Опыт №8 «Бумага издает звуки»
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». Бумага шуршит, скрипит. Значит, она может издавать звуки.

Опыт №9 «Капиллярность бумаги»

От салфетки отрезается полоска. Ее ширина должна составлять три или четыре сантиметра. По всей ширине полоски в один ряд необходимо нарисовать квадратики или кружочки (по желанию) разного цвета. Стакан до половины следует заполнить водой. Разрисованную полоску одним концом нужно зацепить за край стакана, а второй конец опустить в воду. Затем необходимо просто наблюдать. Вода поднимается по полоске вверх и «рисует картину». Это иллюстрация капиллярного эффекта. Из-за пористой структуры салфетки (она изготовлена из целлюлозы), жидкость без затруднений поднимается вверх и размывает рисунок.

Опыт «Исследование режущих свойств бумаги»

Пусть ребенок самостоятельно разрежет ножницами листы бумаги по одному. (картон; писчая бумага; обычная бумага для принтера; цветная бумага любимого цвета; салфетки; тетрадь; альбомный лист; безопасные ножнички). Есть ли различия при разрезании? Какую бумагу было разрезать проще? Сложнее?

Вывод: Легче всего оказалось разрезать самую тонкую бумагу, а сложнее всего — самую плотную.

 Занятие «Волшебное стекло»

Цель: формирование представлений о стекле, его свойствах (прозрачность, хрупкость), о целесообразности изготовления предметов из стекла.

Задачи:

Образовательные: знакомить со свойствами стекла (хрупкость, прозрачность) через экспериментальную деятельность.

Развивающие: развивать умение сравнивать свойства разных материалов.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей.

Материалы: стёклышко для показа, деревянные бруски, молоточек, предметы из стекла (лампочка, очки,  часы или картинки), настольная  лампа без плафона.

Ход:

- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку о стёклышке. Об обыкновенном стёклышке, которое я нашла по дороге в детский сад.

- Жило – было стёклышко. Оно было очень красивое и даже чуть блестело. А знаете почему, оно блестело? Потому что оно дружило с солнышком, и солнышко дарило стёклышку свои лучики.

- А вы хотите, посмотреть, каким было стёклышко?

Эксперимент 1.

Дети проходят к столам, где лежат лабораторные стёкла.

- Возьмите стекло и  рассмотрите его. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное и т.д.)

- Попробуйте посмотреть через стекло друг на друга.

- А сейчас, посмотрите через стекло на картинки, которые я показываю.

- Что вы увидели через стекло?

- Что мы можем сказать о стекле? Какое оно?

- Правильно, стекло прозрачное.

- Отметим в таблице, свойство стекла – прозрачность.

- А теперь послушайте продолжение сказки.

- Когда солнышко пряталось за тучки, стёклышку было очень грустно. С ним никто не хотел дружить. Ребята во дворе играли в мяч, бегали наперегонки, прыгали, кто выше.

И никто не хотел играть со стёклышком.

- Как вы думаете,  почему ребята не хотели играть со стёклышком? (можно порезаться, легко ломается).

- Давайте проверим, а как на самом деле?

Эксперимент 2 (проводит воспитатель, дети наблюдают)

Дети становятся вокруг стола, на котором лежит  коробка, в ней  стекло. Как вы думаете, ребята, если ударить молоточком по деревянному бруску, что с ним произойдёт? Попробуйте ударить молоточком по брусочку.

- Что произошло?

- А если ударить по стеклу? Что случится со стеклом?

- Я попробую ударить по стеклу, а вы посмотрите, что будет со стеклом.

Воспитатель разбивает в коробке стекло, дети наблюдают.

- Что произошло?

- Что мы можем сказать о стекле? Какое оно?

- Стекло хрупкое, оно легко ломается.

- Чтобы об этом не забыть, отметим на нашей схеме свойство стекла – хрупкость.

Наша сказка продолжается. Призадумалось стёклышко: «Раз я такое хрупкое, значит, я ни на что не пригожусь?»

- А нам с вами может пригодиться стекло? (предположения детей)

- Давайте найдём в группе предметы из стекла (окно, аквариум, лампа, очки, часы)

- Почему эти предметы сделаны именно из стекла, а не из другого материала? (предположения детей)

Эксперимент 3.

Воспитатель показывает настольную лампу без плафона.

- Что будет, если лампочка будет сделана не из стекла, а из картона?

- Давайте в этом убедимся. Воспитатель накрывает лампу картонной коробкой, включает, дети делают вывод, что свет не проходит через картон.

- А давайте уберём картон…Что мы увидим? (свет).

- Почему же лампочка сделана из стекла? (потому что, стекло пропускает свет)

- Оказывается, стекло очень нужный материал, из него делают много полезных вещей.

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Повстречалось однажды стёклышко с Данилой мастером и стали они настоящими друзьями. Данила мастерил разные полезные предметы, а стёклышко во всём ему помогало.

- О чём сказка? Что узнали о стекле? (хрупкое, прозрачное)

- Что было особенно интересным? О чём захотелось рассказать маме (папе, брату)?

- Давайте мы с вами сделаем альбом, в котором будут ваши рисунки с изображением стеклянных предметов.

Выход на продуктивную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...