Опыт работы "Ментальные карты в речевом развитие дошкольников"
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Представлен опыт работы "Использование ментальных карт в речевом развитие дошкольников", особенности построения ментальных карт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                    Детский сад 23 «Катюша», корпус 2

Опыт работы

Ментальные карты в речевом развитии дошкольников

                                                   Подготовила воспитатель:

                                                              Зарбашева Светлана Владимировна

Красноярский край, г. Назарово, 2020 год

Ментальные карты в речевом развитии дошкольников

В системе дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к ним относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: расширенное обновление дошкольных образовательных программ и реализация федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС).

Отличительной особенностью ФГОС являются изменения организации учебной деятельности обучающихся, где возрастает доля их самостоятельности под управлением воспитателем.

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, мы с коллегой подумали, как  можно не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел нас к мысли, что  обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования ментальных карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. В детском саду  в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому  мы с коллегой решили использовать ментальные карты в образовательном процессе. С помощью ментальных карт мы решали  следующие задачи ФГОС:

  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  • Развитие способностей и творческого потенциала каждого  ребенка.
  • Развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств детей, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Формировать элементарные естественнонаучные представления.

Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же использовать метод в работе с детьми с ЗПР, даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Суть ментальных карт заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).

В составлении карт могут участвовать:

- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ.

-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).

- работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)

Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам. 

Последовательность работы:

1 вариант: 1.Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п) 2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме. 3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант: - К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте составляют предложения.                                                                                                                        

Практическая часть.

Предлагаю вам выполнить ментальную карту на тему "Домашние животные".

Пример: Картинка "Корова" (существительное) + картинка ""Корова черная" (признак)  + "Корова пасется"(действие) = Корова черная пасется.

Далее можно усложнять и добавлять еще картинки. Например, если добавить к предыдущему варианту картинку с изображением луга или полянки, получается предложение: Корова черная пасется на лугу (поляне).

Закончить своё выступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Особенности построения метальных карт.

Необходимо записывать только ключевые слова (картинки) (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.

4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.

5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

6. Длина линии должна равняться длине слова.

7. Пишите печатными буквами четко и ясно.

8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Работа с многозначными глаголами в процессе речевого развития дошкольников»

АктуальностьОдной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря...

Использование ментальных карт в речевом развитии дошкольников

Консультация для воспитателей. Презентация "Использование ментальных карт в речевом развитии дошкольников"...

для Аттестации -2020 "Опыт работы по познавательно-речевому развитию дошкольников"

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ориентация в окружающем мире.Хорошая речь – ...

Презентация "Использование ментальных карт в речевом развитии дошкольников"

В данной презетации описываются особенности использования ментальных карт в работе с дошкольниками, варианты работы с ними, а также практические рекомендации по созданию ментальных карт....

Опыт работы " Карты Проппа в речевом развитие дошкольника"

В. Пропп утверждал:  «Волшебная сказка похожа на  формулу, в которой меняются  переменные. Если изобразить  их в виде простых рисунков, то  ребенок, глядя на них, легко...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....