МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ ДОУ
методическая разработка

Адаптация – это приспособление строения и функций организма к новым условиям среды. Элементы адаптации: физиологическая, психологическая и социальная или личностная (когда у ребенка появляется желание и умение принять новую роль). Многие зарубежные исследователи называют эти изменения «адаптационной болезнью», «адаптационным шоком, стрессом». Наблюдения в период адаптации за детьми раннего и дошкольного возраста показали, что в функциональном состоянии организма ребенка возникают сдвиги, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей раннего возраста и у одной трети детей дошкольного возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлениями расстройств в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), расстройства стула, обострения кожных высыпаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detskogo_organizma_k_usloviyam_dou.docx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное профессиональное образовательное учреждениеОписание: Описание: Описание: Описание: логотип НПК1

         Ямало-Ненецкого автономного округа

          «НАДЫМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Выполнила:

преподаватель профессиональных дисциплин,  воспитатель,

Доржиева Саглар Владимировна

г. Надым 2021г.

План

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.

Группы детей в зависимости от сроков адаптационного периода.

Понятие о дезадаптации и ее причины.

Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ.

Контроль состояния здоровья детей в период адаптации.

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ

Поступление ребенка в детский сад – это принципиально новый этап в жизни дошкольника. Появляются новые обязанности, меняется круг общения, режим дня.

Адаптация – это приспособление строения и функций организма к новым условиям среды. Элементы адаптации: физиологическая, психологическая и социальная или личностная (когда у ребенка появляется желание и умение принять новую роль). Многие зарубежные исследователи называют эти изменения «адаптационной болезнью», «адаптационным шоком, стрессом». Наблюдения в период адаптации за детьми раннего и дошкольного возраста показали, что в функциональном состоянии организма ребенка возникают сдвиги, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей раннего возраста и у одной трети детей дошкольного возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлениями расстройств в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), расстройства стула, обострения кожных высыпаний.

Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей.

            Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течение 3-5 дней период острой адаптации считается законченным и ребенку можно проводить необходимые оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком  — особенно ласковым. Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми. Научные исследования доказали, что можно облегчить трудности адаптации, если придерживаться определенных правил подготовки ребенка и ведения его в период адаптации.

Таблица 1.

Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей
к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации для здоровых детей   (I и II группы здоровья)

№ п/п

Мероприятия и рекомендации

Семья

Детский сад

1

Режим

Возрастной, максимально приближен к детскому саду

Укороченное время пребывания в детском саду

2

Питание

Набор продуктов по возрасту. Привитие навыков самостоятельной еды

Сохранение привычного способа питания в период адаптации. Не кормить насильно

3

Гимнастика и массаж

По возрасту. Желательно овладение родителями элементарными приемами массажа

Занятия по возрасту. Специальный комплекс дома

4

Закаливание

Закаливание по любой методике (I или II группа)

Закаливание по III группе в учреждении. Теплые гидропроцедуры дома

5

Воспитательные воздействия

Занятия по возрасту, особое внимание уделить умению занять себя

Занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка

6

Профилактические прививки

По календарю. Не позднее чем за месяц до поступления

Не раньше окончания адаптации

7

Профилактика фоновых состояний

По рекомендации врача

По рекомендации врача

8

Диспансеризация

Врачебное наблюдение по возрасту. При необходимости — консультация педагога

При необходимости — консультация врача-педиатра и других специалистов

9

Анализы

Анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и кишечную группу

По календарю. Не желательны никакие травматические процедуры до конца адаптации

10

Врачебные назначения

Здоровым детям никакие лечебные мероприятия не показаны

Фитопрепараты: шиповник, зверобой, шалфей, пустырник. Комплекс витаминов, массаж и др.

 Таблица 2. 

Общие рекомендации на период адаптации и подготовки
к поступлению в детский сад для детей с отклонениями в состоянии здоровья
      (II Б и III группы здоровья)

п/п

Мероприятия и рекомендации

Семья (подготовка)

Детский сад (адаптация)

1

Режим

Возрастной, максимально приближен к детскому саду. При наличии выраженных отклонений решается возможность пребывания в детском саду

Максимально укороченное пребывание. Сохранение всех дополнительных воздействий при укладывании на сон и осуществление других режимных процессов

2

Питание

То же, что и по режиму

Максимальное сохранение привычного способа питания в период адаптации. Можно привлекать родителей к процессу кормления

3

Закаливание

Специальные процедуры для II и III групп

Специальные закаливающие процедуры для III группы (у некоторых — теплые гидропроцедуры)

4

Гимнастика и массаж

По возрасту, учитывая назначения специалистов. (Обучение родителей)

При отсутствии специальных противопоказаний — по возрасту

5

Воспитательные воздействия

Организация бодрствования в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья

Максимальное сохранение всех привычек. Очень постепенное привлечение ко всем занятиям с учетом реакции ребенка. Период адаптации облегчается, если ребенок имеет возможность общаться с ранее знакомыми ему детьми (играли вместе раньше, живут в одном подъезде и т. п.)

    

Другие рекомендации даются специалистами в зависимости от особенностей течения заболевания у каждого ребенка. Следует учить ребенка преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать у него волевые качества и самоорганизованность, упорство в достижении цели, самостоятельность и чувство сопричастности к жизни и работе других людей. Трудовое, психогигиеническое, эстетическое воспитание – одна из необходимых сторон укрепления нервной системы, которая дает возможность объективно оценить обстановку, снижает вероятность возникновения ситуаций, ведущих к появлению отрицательных эмоций и дистрессу.

2. Контроль состояния здоровья детей в период адаптации

Первичная диагностика – это подготовительная работа по сбору информации о ребенке, его семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка (что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы) – анкеты для родителей; карта наблюдения за ребенком в естественной ситуации; индивидуальный лист адаптации, где оценивается психоэмоциональное состояние ребенка. Цель: выявить семьи воспитанников с повышенной тревожностью; грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями (информация и рекомендация).

Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие адаптационных проблем.

Контрольная диагностика (повторное анкетирование родителей; оценка адаптационного периода каждого ребенка и заключение).

По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

3. Группы детей в зависимости от сроков адаптационного периода

Группы детей в зависимости от продолжительности адаптации.

Адаптируются в течение первых двух месяцев. Таких детей большинство. Они быстро осваиваются, вливаются в коллектив, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны.

Адаптируются до 6 месяцев. У детей этой группы возникают трудности в общении, в усвоении учебной программы. Дети игнорируют замечания, часто плачут, обижаются.

Адаптируются до года. У этих детей проявляются негативные формы поведения, отрицательные эмоции, имеются существенные трудности в усвоении программы.

Не адаптируются вообще (таких детей единицы).

Этапы адаптации

Ориентировочный этап («физиологическая буря», стадия мобилизации) длится 2-3 недели – на комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным перенапряжением практически всех систем организма. в ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам.

Неустойчивое приспособление (стадия сопротивления) – ещё две недели организм ищет и находит оптимальные варианты реакции на посторонние воздействия. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Относительно устойчивое приспособление – на 5-6 неделе адаптационного периода организма более-менее адекватно реагирует на нагрузку, требует меньшего напряжения всех систем. Необходимо помнить, что одновременно наступает Стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии и создает такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. Таким образом, люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья.

Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого ребенка индивидуальны и зависят от состояния здоровья, индивидуальных характеристик (способности, особенности эмоциональной сферы, темперамента и т.д.), методов воспитания, культурного и материального уровня семьи и т.д.

4. Понятие о дезадаптации и ее причины

Обратной стороной адаптации ребенка к условиям ДОУ является проблема дезадаптации. Виды проявления дезадаптации

Реакция активного протеста: враждебность, непослушание, нарушения дисциплины, ссоры со сверстниками, вспышки раздражения, гнева.

Реакция пассивного протеста: пассивность, стремление к уединению, отсутствие интереса к общественной деятельности, подавленное настроение, страх, исполнение требований без осмысливания.

Реакция тревожности и неуверенности в себе: пассивность, внутренняя напряженность, скованность, робость, застенчивость, нежелание вступать в контакт, тревожность. Ребенок часто плачет, краснеет, теряется. Возможны тики, заикание, ночное недержание мочи. Учащаются головные боли, тошнота, чувство усталости.

Стресс – это не что-то происходящее с человеком, а то, как человек реагирует на происходящее. Стрессовый фактор или стрессор - это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Существует много потенциальных стрессоров, например: перемены в жизни (каникулы, брак, развод, новая работа, те. То, что мы можем назвать адаптацией); эмоциональный конфликт; любая сильная эмоция; страх, усталость, физическая травма, операция, резкие изменения температуры, шум, скученность, болезнетворные агенты, заболевания. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Дистресс - это стресс, оказывающий вредное воздействие. Многие студенты иногда переживают столь сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать. Стресс также становится дистрессом, если ведет к заболеванию. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса.

5. Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ

Готовить ребенка к посещению ДОУ необходимо заранее (не менее чем за год до поступления). Подготовительные мероприятия предусматривают:

  • комплексное медико-психолого-логопедическое обследование
  • проведение лабораторных исследований (УЗИ органов брюшной полости и почек, ЭКГ, анализы крови и мочи; при необходимости эхоэнцефалография, исследование иммунного статуса, анализ кала и т.д.)
  • детям с поражением ЦНС необходима консультация невролога о необходимости лекарственной поддержки в период привыкания к ДОУ
  • часто болеющим – прием препаратов, повышающих иммунитет
  • комплексные оздоровительно-реабилитационные воздействия, направленные на повышение иммунитета, коррекцию выявленных отклонений в состоянии здоровья и развития, уменьшение тяжести адаптационного синдрома
  • за 4-6 месяцев до поступления в ДОУ посетить с ребенком детский сад, ознакомиться с режимными моментами и требованиями, получить квалифицированные рекомендации по воспитанию и оздоровлению малыша в период подготовки и привыкания к ДОУ

Мероприятия, направленные на уменьшение контакта с возбудителями инфекций:

  • обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе
  • сократить время пребывания в ДОУ
  • полоскать или орошать зев 2-3 раза в день теплой кипяченой, слегка подсоленной водой, настоями бактерицидных или противовоспалительных трав
  • делать частую влажную уборку помещений

Мероприятия, оказывающие антистрессовое воздействие:

  • укороченное время пребывания ребенка в ДУ (возможно, вместе с одним из родителей); время пребывания в группе увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день
  • по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ)
  • использование музыкальных занятий в качестве фактора, улучшающего эмоциональное состояние и самочувствие ребенка
  • ежедневные водные процедуры (температура воды 36-37), возможно использование настоев трав (ромашка, мята, валериана и т.д.) в ваннах и внутрь
  • общий расслабляющий массаж
  • спокойная доброжелательная атмосфера в семье
  • исключение насильственное кормление, принуждение, травмирующие процедуры

Мероприятия, направленные на повышение иммунитета:

  • точечный массаж
  • фиточаи с иммуностимулирующим действием
  • витаминотерапия

Контрольные вопросы

  1. Дайте понятие адаптации детей к условиям ДОУ.
  2. Какие выделяют группы детей в зависимости от сроков адаптационного периода?
  3. Дайте понятие дезадаптации и назовите ее причины.
  4. Каковы особенности организации жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ?
  5. Каковы методы контроля состояния здоровья детей в период адаптации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательная активность, как фактор формирования полноценного развития детского организма в условиях ДУ»

Задачи: •Воспитать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни. •Создать условия для удовлетворения биологической потребности ребёнка в движении. •Выявить интересы...

Рациональное питание дошкольников - основа правильного функционирования детского организма

Питание детей дошкольного возраста должно быть правильным и качественным. Неправильное питание может привести к серьёзным последствиям в бкдущем....

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...

Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей.    Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных зад...

Лекции «Медико биологические и социальные основы здоровья»

Лекции по предмету «Медикобиологическиеи социальные основыздоровья»...

Лекции «Медико биологические и социальные основы здоровья» 2

Лекции по предмету «Медикобиологическиеи социальные основыздоровья»...