Описание последовательности действий
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Формирование у детей умения действовать в определенной последовательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 292.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Почемучки».
Тема: Описание последовательности действий
Цель: - Формирование у детей умения действовать в определенной последовательности.
Задачи:
- упражнять в составлении ряда предметов на плоскости стола в определенной последовательности, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
- упражнять детей в преобразовании неравенства количественных групп в их равенство двумя способами;
-закреплять счет в пределах 5 , название геометрических фигур;
-формировать произвольное внимание;
- развивать логическое мышление.
Материалы, инструменты, оборудование:
Демонстрационный материал: магнитная доска; 5 картинок с изображением красного яблока и 5 картинок с изображением зеленого. Дом из геометрических фигур.(квадрат,круг, треугольник)
Раздаточный материал: 2 полоски , раздаточный материал двух видов по 5 штук каждого; квадрат со стороной 6 см, треугольник с основанием 6 см и сторонами 5 см, круг диаметром 3-4 см.
Предварительная работа: чтение художественной литературы З. Н. Успенского «Чебурашка». Игра «зайка прыгал»
Ход занятия:
Вводная часть :
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите улыбку всем вокруг . Посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте мы с вами скажем им: «Здравствуйте!» Молодцы! Всем подняли настроение.
В: ребята, на нашей яблоке поспели красивые яблочки красные и зеленые , давайте их соберем , но собрать их нужно правильно .( нарисована яблоня , на ней «висят» яблоки , зеленые и красные )
В: давайте вспомним как это сделать :
1. Взять корзину.
2. Подойти к яблоне.
3. Осмотреть внимательно ветки на наличие яблок.
4. Сорвать яблоко нужного цвета
5. Положить яблоко в корзину.
(дети выполняют задание в определенной последовательности , согласно заданию)
В: ребята молодцы, теперь нам яблочки нужно правильно разложить .
В верхней ряду 5 картинок с изображением красного яблока, в нижней – 5 зеленых яблок. Картинки лежат попарно: одна под другой с одинаковым интервалом.
Воспитатель: «Дети! А посмотрите, кто-то тут еще хочет попасть к нам в гости! Ой! Что это за существо? Это какое-то животное? (Ответы детей). Ой, а какие у него большие….(уши). Как его зовут, кто знает? (Ответы детей).
Чебурашка: «Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости…хочу, чтобы вы помогли мне…У меня есть для вас несколько заданий».
Основная часть:
Воспитатель: «Ребята, мы расположили на доске? (Яблоки: красные и зеленые). А давайте угостим ими Чебурашку?
Ч: Я тоже вижу яблоки, и мне кажется, что зеленых больше. Я прав? (Нет. И тех и других яблок поровну). А давайте проверим».
Как мы это сделаем
1. Мы будем подбирать для каждого красного яблока - зеленое яблоко.
2. Посмотрим у всех ли яблок получилась пара .
3. Посчитаем яблоки и сделаем вывод.
В-ль дотрагивается на доске сначала до красного яблока, затем до зеленого, показывает, что у каждого яблока есть пара другого цвета: «Да, вы правы: красных и зеленых яблок поровну».
В: А поровну это как ? давайте посчитаем яблоки .
Затем воспитатель просит закрыть детей глаза и убирает красное яблоко (съел Чебурашка). Дети, открыв глаза, видят, что зеленых яблок больше, а красных меньше.
В-ль вновь просит закрыть глаза и убирает зеленое яблоко. Дети открывают глаза и определяют, что теперь красных и зеленых яблок поровну.
Задание Чебурашки. «Ребята! Я пока к вам шел, повстречал голодных зайцев, надо бы их накормить морковкой».
На столе у каждого ребенка 2 полоски , «зайцы» и «морковки» по 5 штук каждого. В-ль просит детей положить на верхнюю полоску всех зайцев. Дети выполняют это. Затем в-ль просит положить на нижнюю полоску все морковки, обращая внимание детей на расположение картинок с яблоками на доске. Дети кладут на нижнюю полоску морковки в точном соответствии с расположением зайцев: один под другим с соблюдением интервала между ними. Воспитатель: «А теперь скажите, чего меньше, а чего больше. А может быть их поровну? (Зайцев и морковок поровну).
В: давайте посчитаем зайчиков , а после посчитаем морковки.
Чебурашка: «Ребята, а если зайчик съест одну морковку?» Дети убирают одну и говорят, что теперь морковок меньше, а зайчиков больше.
Воспитатель: давайте теперь снова их посчитаем.
Воспитатель каждый раз следит за тем, чтобы дети называли обе зависимости: одних больше, других меньше.
Затем Ч. говорит, что один зайчик ушел сытый в лес, и просит убрать его; спрашивает, сколько же теперь ребята видят морковок и зайцев на своих карточках: чего больше, чего меньше, а может быть, их поровну? (Опять поровну!) Воспитатель: «Как интересно! Ведь только что морковок было меньше, стало поровну, хотя вы морковку на карточку не возвращали. Как же могло так получиться, что морковок и зайчиков стало поровну? (Дети: «Мы убрали одного зайку»).
Чебурашка снова просит спрятать одну морковку, а воспитатель задает те же вопросы, что и с первой морковкой. То же самое повторяется со следующим зайчиком и так до тех пор, пока не остается одна морковка и один зайчик. В процессе уменьшения раздаточного материала можно производить его подсчет.
Воспитатель: «Что же вы делали с морковками, чтобы их становилось поровну? По – моему, вы не возвращали морковки на прежнее место? (Мы все время убирали по одной морковке и зайцу, когда было не поровну, и получалось поровну!).В-ль с Ч. делают вывод: «Значит, чтобы было поровну, можно возвращать убранный предмет на прежнее место, а можно убирать каждый раз оттуда, где больше?». Ребята соглашаются.
Чебурашка: «Спасибо вам, ребята! Вы молодцы, угостили всех зайчиков морковкой! Ребята, а теперь давайте поиграем!
Игра физминутка «Зайка прыгал» (имитация движений в определенной последовательности)
Зайка прыгал прыгал и устал
Хвостиком пошевелил
Ушки вверх поднял
И услышал зайка тихий тихий звон
Посмотрел по сторонам в норку прыгнул он.
Чебурашка: «Молодцы, ребята! А сейчас я хочу посмотреть, насколько хорошо вы знаете геометрические фигуры!» (Садятся за столы).
Работа за столами. На столах у детей квадраты, треугольники, круги. Воспитатель просит детей показать круг. После этого в-ль показывает свой круг, затем обводит круг пальцем по окружности и предлагает детям сделать так же. Дети кладут палец на верхнюю часть внешней стороны круга, и палец свободно движется вниз по окружности, потом вверх. Ничто не мешает, углов нет.
В-ль еще раз с детьми повторяет это движение. Затем в-ль просит детей найти и показать квадрат. Потом в-ль показывает свой квадрат. Дети сравнивают и убеждаются, что их выбор сделан правильно.
В-ль предлагает детям поставить пальчик на верхнюю часть квадрата. Сама делает то же самое, и все вместе начинают движение по сторонам квадрата. Чтобы показать разницу между кругом и квадратом, в-ль, проводя рукой по одной стороне квадрата, делает остановку в движении, сопровождая это каким – нибудь междометием («Ой!»). Перед тем, как перейти к обследованию треугольника, воспитатель вновь возвращается к кругу: «Возьмите круг. Обследуйте его так же, как мы это делали». Сама делает то же самое. Затем просит найти и показать всем треугольник. Дети выполняют. В-ль показывает свой. Дети сверяют фигуры. Теперь в-ль предлагает обследовать треугольник и ставит палец на вершину треугольника, ведет пальцем по стороне, основанию и другой стороне треугольника.
Игра « Повтори за мной»
В: ребята вы запомнили в какой последовательности ,я показывала вам фигуры , теперь я хочу чтобы самостоятельно повторили этот порядой (дети по очереди показывают геометрические фигуры , уже в знакомой последовательности)
Чебурашка: «Молодцы, ребята, вижу, вы знаете фигуры! А сейчас я вам хочу показать домик, в котором я живу!»
Затем в-ль вывешивает на доске квадратный лист плотной бумаги или картона, на котором изображен домик с круглым окном. В-ль вызывает по очереди нескольких детей, чтобы они показали на листе разные формы: круг, квадрат, треугольник («Покажите, пожалуйста, круг. А что это на нашем домике? Правильно, окно» и т.д.).
Далее следуют вопросы на внимание, т.к. сам домик изображен также на квадратном листе бумаги: «Сколько вы видите кружков? (Один). А треугольников? (Один). А сколько вы видите квадратов? (Два). Если дети не заметят квадрат, воспитатель подходит к доске, обводит каждую из форм, а потом обводит рукой лист бумаги (большой квадрат) и опять спрашивает: «Сколько квадратов на доске вы видите?»
Заключительная часть.
Чебурашка: «Ну что, ребята, мне пора к моему другу Гене. Мне было с вами очень интересно. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, чему мы научились.1.Мы сравнивали ряды зайчиков и морковок, да? Прятали по одной морковке с каждого ряда и по зайчику, чтобы становилось…..(поровну).2. А еще мы играли в игру, помните? Что мы делали? (Бегали, а потом замирали, повторяя нарисованную позу человечка).3.Также мы сегодня изучали что? (геометрические фигуры) и находили их в нашем домике (если было «дополнительно», то еще играли с чудесным мешочком: определяли форму предметов).
Воспитатель: «вы, ребята, все молодцы, все старались сегодня. Давайте попрощаемся с Чебурашкой (прощаются) и с нашими гостями. До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368536-1387184067.jpg)
Какую последовательность действий предусматривает разработка и реализация совместного проекта в дошкольном образовательном учреждении?
Разработка и реализация проекта любого типа, участниками которого могут быть воспитанники дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), их родители (законные представители) и педагоги, предпо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-409052-1394606665.jpg)
Последовательность действий при наиболее часто встречающихся травмах в условиях детского сада и дома.
Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать первую медицинскую помощь может возникнуть в любой житейской ситуации....
Памятка для педагога "Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку"
Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-409052-1394606665.jpg)
Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку
Первая Помощь — это комплекс срочных простейших мероприятийпо спасению жизни человека. Цель ее — устранить явления, угрожаю-щие жизни, а также предупредить дальнейшие поврежде...
Авторское стихотворение Шрейдер Е.А. с показом для освоения последовательности действий при мытье рук. "Чисто руки я помою"
***Чисто руки я помою.Всех микробов вредных смою!Рукав выше натяну,Кофту я не промочу,Кран тихонечко открою,Чтоб не брызгался водою.Мыло я свое возьмуИ ладони им натру.Пеной нежной, ароматнойРуки мыть...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/17/picture-936127-1500274498.jpg)
Памятка для педагогов «Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»
Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического то...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-936128-1500210964.jpg)
Памятка для педагогов «Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»
Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок....